Брестская церковная уния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

История униатского религиозно-церковного движения в восточноевропейском регионе – научная проблема, над решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь, с вопросами специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и т.д. Этой церковной унии посвящено множество литературы, которая вмещает в себе самые разнообразные, абсолютно противоположные оценки данного исторического события.[1, с.8-10]

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

I. Зарождение идеи объединения церквей:

1) Униатская деятельность великих князей………………………………...5

2) Идея веротерпимости как альтернатива идеи унии……………………..6

II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века):

1) Курс на локальную церковную унию…………………………………....8

2) Первая волна антиуниатского протеста………………………………….10

III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года:

1) Королевский универсал от 24 сентября 1595 года....................................11

2) Брестская церковная уния: униатский и православный соборы………..12

3) Антиуниатский протест…………………………………………………...13

VI. Итоги унии:

1) Итоги Брестского варианта церковной унии………………………….....14

2) Судьба униатской церкви (XVII-XXI века)……………………………...15

Заключение…………………………………………………………….………..18

Список используемых источников.....................................................................19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 37.82 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ                    БГЭУ

                          

Введение………………………………………………………………………...3

I.   Зарождение  идеи объединения церквей:

   1) Униатская  деятельность великих князей………………………………...5

   2) Идея веротерпимости  как альтернатива идеи унии……………………..6

II.   Возрождение  идеи церковной унии (вторая половина XVI века):

      1) Курс  на локальную церковную унию…………………………………....8

      2) Первая  волна антиуниатского протеста………………………………….10

III. Принятие унии  на Брестском церковном соборе 1596 года:

      1) Королевский  универсал от 24 сентября 1595 года....................................11

      2) Брестская  церковная уния: униатский и православный  соборы………..12

      3) Антиуниатский  протест…………………………………………………...13

VI.   Итоги унии:

      1) Итоги  Брестского варианта церковной  унии………………………….....14

      2) Судьба  униатской церкви (XVII-XXI века)……………………………...15

Заключение…………………………………………………………….………..18

 Список используемых  источников.....................................................................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Заключенная в 1596 г. на Брестском церковном соборе и  отмененная в 1839 г. на Полоцком соборе уния православной и католической церквей  является одним из переломных событий  белорусской истории. Она втянула  в свою орбиту многие государства  и народы, политические и религиозные  силы, географические и культурные пространства. Четыре столетия после 1596 г. белорусская духовно-культурная и общественно-политическая жизнь  так или иначе была связана  с влиянием Брестской церковной  унии, которая стала переломным моментом восточнославянской конфессиональной истории. За время своего существования  униатство в значительной мере потеснило  позиции традиционных религий на Беларуси и в XVIII в. стало конфессиональной доминантой. Несмотря на многоразовую делегализацию (в 1839 г. на Беларуси, в 1875 г. на Подляшье, в 1946 г. на Украине), уния в Берестье оказалась наиболее стойкой  из всех предыдущих попыток объединения  христианства. Вобрав в себя и отразив  многие из тех проблем и противоречий, которыми жило белорусское общество XVI – XIX вв., она принадлежит к тем  историческим явлениям, которые еще  не отошли в прошлое, а существуют до нашего времени.[5]. 

История униатского религиозно-церковного движения в восточноевропейском  регионе – научная проблема, над  решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с  рядом актуальных вопросов истории  белорусского народа, в первую очередь, с вопросами специфики религиозно-церковной  и общественно-политической жизни  Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и т.д. Этой церковной унии посвящено множество  литературы, которая вмещает в  себе самые разнообразные, абсолютно  противоположные оценки данного  исторического события.[1, с.8-10] 

Автор выбрал именно эту тему, поскольку считает, что  уния – явление противоречивое и  неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать или со знаком “минус”, или со знаком “плюс”. Рассматривать церковную  унию необходимо в ее динамике, в  историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное  со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная  с возникновения  Великого княжества  Литовского и до наших дней. 

Работа состоит  из трех основных частей: введения, основной части, состоящей из 4 глав, и заключения. Во введении рассказывается об актуальности вабранной автором темы. В основной части очень тщательно прослеживается путь, который прошла уния от зарождения идеи о греко-католической церкви, принятия ее на Брестском церковном соборе в октябре 1596 г., антиуниасткого протеста и до положения униатской церкви в современной жизни. В заключении подытоживается и тезисно излагается все то важное, что касается принятия Бресткой унии и последствий этого  исторически важного события. 

При написании работы автор использовал некоторые  литературные источники. Основной материал пр написании реферата взят из научного пособия “Унія. Дзяржаўнасць. Культура”  автора Подокшына С.А., поскольку  в нем весьма полно, глубоко и  подробно описывается весь путь унии от ее зарождения, принятия и до ликвидации. Также автором были использованы разнообразные статьи. Например, газета “Дзедзіч”, в которой имеется любопытная информация о современном положении греко-католической церкви, или статья Морозовой С.В. о “Берасцейскай царкоўнай уніі 1596 г. у беларускай гістарыяграфіі”.

 

  
 
 

I.   Зарождение  идеи объединения церквей

1)Униатская деятельность  великих князей.

Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения в 1385 г. начало происходить массовое крещение литовцев, и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь  оставалась в ВКЛ довольно влиятельным  церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло большинство  представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного  вероисповедания  в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского  этноса, государственное положение  белорусского языка. 

Положение православия  начало резко ухудшаться после Городельского  постановления 1413 г., согласно которому на высокие государственные должности  в ВКЛ назначались только лица римско-католического вероисповедания.  

Вместе с тем  великие князья понимали, что бирелигиозность  основного населения ВКЛ таит в себе определенную социально-политическую опасность. В этой связи возникновение  идеи унии было естественным явлением. Когда в 1396 г. Вильно посетил московский митрополит Киприан Цамблак, между  ним и Ягайло произошел разговор о необходимости унии между православной и римско-католической церквями. Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который поддержал эту  идею, но посчитал необходимым ее реализацию отложить. 

Церковная политика Витовта вытекала из его общегосударственной  деятельности. Стремление к церковной  автономии и унии являлось частью его внутренней и внешней политики.  

В начале 1414 г. произошла  встреча белорусско-украинских епископов, на которой Витовт выдвинул на престол  митрополита своего кандидата –  Григория Цамблака, выдающегося церковного и культурного деятеля. Осенью 1414 г. на соборе православных церковных  иерархов ВКЛ Григорий Цамблак был избран митрополитом. Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил московский ставленник Фотий.  

В начале 1415 г. Витовт снова созвал собор, на котором убедил белорусских и украинских епископов  без санкции патриарха поставить  Цамблака на митрополию, что и было сделано 15 ноября того же года в Новогрудке. 

В 1418 г. во главе большой  делегации Григорий Цамблак направился в Констанцу, где должен был пройти XVI Вселенский собор католической церкви, с целью добиться более-менее  тесного союза между православной и католической церковью. В своих  выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого единства христианства. Но его план создания равноправного  союза между католической и православной ветвями христианства не был принят ни Папой, ни большинством православных епископов. 

В годы княжения Казимира Ягайловича (1447-1482) была предпринята  новая, довольно удачная попытка  создания православной автокефалии. В 1458 г. Казимир дал согласие на основание  отдельной православной митрополии для  ВКЛ. Управлять белорусско-украинской церковью был назначен Григорий. После  его смерти в 1473 г. белорусско-украинским митрополитом стал епископ Мисаил (1475-1480), который являлся сторонником  унии. Мисаила поддерживали две наиболее влиятельные православные организации  ВКЛ: Киево-Печерская лавра и Виленский  Свято-Троицкий монастырь, которые  в 1476 г. отправили Папе Сиксту IV письменную просьбу о необходимости объединении  двух церквей. 

С 1480 г. в ВКЛ установилась довольно демократическая процедура  назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они  выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего  экзарха. Белорусско-украинские митрополиты  жили главным образом в Вильно, но формально их резиденцией считалась  Киево-Печерская лавра. В конце XV в. снова была проведена попытка  реализации униатской идеи, инициатором  которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497 - 1501). Он вступил в контакт  с римским Папой Александром VI. При этом римско-католическая сторона  определила ряд догматических отличий, которые препятствовали объединению. Православные должны были:

1.    не признавать, что Святой дух исходит и  от Сына;

2.    причащаться  квасным хлебом;

3.    использовать  не только виноградное, но и  ягодное вино;

4.    причащать  всех, даже младенцев;

5.    Не признавать  чистилища;

6.    признавать  первенство римского Папы.[1, с.16-21]

2) Идея веротерпимости  как альтернатива идеи унии.

В XV – первой половине XVI в. в ВКЛ произошла определенная стабилизация внутренней социально-политической, религиозно-церковной и духовно-культурной жизни. 

Был принят ряд правовых актов, привилеев, которые уравнивали в правах православных и католиков, постепенно установили в стране атмосферу  религиозной толерантности. Значительно  улучшилось положение православных при великом князе Жигимонте I (1506-1548). За годы его правления значительно  увеличилось количество православных монастырей (с 30 до 50). Количество православных церквей в Вильно увеличилось  до 20, в Пинске – до 12, в Полоцке  – до 7, в Гродно – до 6.  

Доминирующим принцип  религиозной толерантности становится во время правления великого князя  и короля Жигимонта II Августа (1544-1572). Важную роль в установлении этого  принципа  общественной жизни ВКЛ  сыграло реформационно-гуманистическое  движение, которое охватило не только католическое, но и православное население  ВКЛ, в первую очередь магнатов и  шляхту. Оно склонило короля издать ряд указов, которые закрепили  принцип веротерпимости в качестве правовой нормы. Так, на сейме в Вильно в 1563 г. Жигимонт II издал свой знаменитый декрет, который устанавливал равенство  православной и католической шляхты. Уже после смерти короля была принята  Варшавская конфедерация (1573 г.), провозгласившая  равенство всех христианских вероисповеданий  ВКЛ – православного, католического  и протестантского – и как  юридическая норма была закреплена в Статуте ВКЛ 1588 года. 

Этот относительно короткий промежуток времени в общественной жизни часто называют “золотым веком”, веком относительной религиозной  свободы и общественного равновесия, который указал нации на другую, гуманистическую, либерально –демократическую модель жизни, основой которой могла  стать религиозная толерантность, интеллектуальная свобода, отказ от духовного и религиозного принуждения. Поэтому отказ от этой либеральной  модели и обращение к унитарной  модели религиозно-интеллектуальной жизни  обернулся настоящей трагедией  для белорусско-украинского народа и вызвал мощный конфликт.[1, с.23-27] 

Таким, образом, в  комплексе предпосылок и причин появление и развитие идеи о заключении Брестской унии выделяются следующие:

1.    Упадок  православной церкви ВКЛ с  одной стороны; наступление воинственно  настроенного католичества, идущего  на Беларусь из Польши –  с другой; заявление Москвы о  своей религиозно-культурной исключительности  после создания в 1589 г. собственного  патриархата – с третьей. Все  это вынуждало местных лидеров  христианства искать религиозную  альтернативу православию и католичеству  в виде религиозной консолидации  народа.

2.    Завершался  процесс формирования белорусской  и украинской народностей, которым  необходимо было выделиться в  религиозном плане. Зарождение  национальной белорусской церкви в виде униатства  полностью вписывалось в культурно-исторический процесс того времени.

3.    Заключению  Брестской унии предшествовала  специфическая языковая ситуация: проникновение польского языка  в общественную жизнь, культуру  Беларуси; искусственная поддержка  православной церковью церковнославянского  языка; и главное, воскрешенный  Реформацией интерес к национальному  языку. 

4.    В послелюблинский  период национально-культурный потенциал  белорусской народности значительно  ослабел. Поэтому в униатстве  можно рассмотреть “спасение”  национальных форм культуры перед  угрозой денационализации, путь  к духовному возрождению белорусского  общества и усиления его культурно-религиозной  особенности и обособленности.[7]

II.   Возрождение  идеи церковной унии (вторая половина XVI века)

1)     Курс  на локальную церковную унию.

Возрождение идеи церковной  унии во второй половине XVI в. было связано  с рядом факторов геополитического, духовно-культурного и религиозно-церковного характера.  

Информация о работе Брестская церковная уния