Брестская церковная уния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

История униатского религиозно-церковного движения в восточноевропейском регионе – научная проблема, над решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь, с вопросами специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и т.д. Этой церковной унии посвящено множество литературы, которая вмещает в себе самые разнообразные, абсолютно противоположные оценки данного исторического события.[1, с.8-10]

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

I. Зарождение идеи объединения церквей:

1) Униатская деятельность великих князей………………………………...5

2) Идея веротерпимости как альтернатива идеи унии……………………..6

II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века):

1) Курс на локальную церковную унию…………………………………....8

2) Первая волна антиуниатского протеста………………………………….10

III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года:

1) Королевский универсал от 24 сентября 1595 года....................................11

2) Брестская церковная уния: униатский и православный соборы………..12

3) Антиуниатский протест…………………………………………………...13

VI. Итоги унии:

1) Итоги Брестского варианта церковной унии………………………….....14

2) Судьба униатской церкви (XVII-XXI века)……………………………...15

Заключение…………………………………………………………….………..18

Список используемых источников.....................................................................19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 37.82 Кб (Скачать документ)

   
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История религиозно-церковной  унии на отечественной почве началась не со знаменитого Брестского собора, который произошел в октябре 1596 года. Ее истоки восходят к XIII – XIV вв., началу создания белорусско-литовско-украинского  государства – Великого Княжества  Литовского. Именно в этот период перед  народами ВКЛ и их лидерами встали две глобальные задачи: укрепление политической и сохранение духовно-культурной независимости. В свете этих задач  и рассматривается насыщенная и  драматичная история отечественной  и религиозно-церковной жизни. 

С самого начала идея церковной унии имела ряд отрицательных  моментов. Во-первых, она была политически  и идеологически связана с  геополитическими и конфессиональными  планами Рима, католической церкви, польских светских и духовных феодалов, контрреформационного движения. Во-вторых, она предусматривала форсирование униатской идеи. В-третьих, церковная  уния противоречила убеждениям и  желанию широких слоев белорусско-украинского  общества.[1, с.72-73] 

Вмешательство государственной  власти привело к тому, что религиозный  конфликт стал приобретать характер политического столкновения между  государством и православным населением Речи Посполитой, которое воспринимало действия власти как посягательство на традиционное право свободно исповедовать свою религию. Православное духовенство  и дворянство предприняли ряд  попыток убедить правящие круги  Речи Посполитой отказаться от такой  политики как незаконной, нарушающей традиционные нормы права и вредной  для самого государства. Однако все  эти обращения были безрезультатны — власть все шире прибегала к  мерам принуждения и все чаще сталкивалась с вооруженным отказом  повиноваться со стороны православных, особенно казачества. Таким образом, на религиозный, а затем политический конфликт наложился конфликт национальный. 

Заключение Брестской  унии стало источником многих трагических  для православия событий на западнорусских землях, где православные в течение  десятилетий подвергались преследованиям за свои убеждения, насильственно принуждались к отказу от своей веры. Уния вызвала  к жизни кровавые конфликты между  приверженцами разных исповеданий  и представителями разных народов, продолжающиеся и в настоящее  время.[6] 

400-летний драматичный  опыт реализации идеи церковной  унии много чему учит. В первую  очередь тому, что нельзя в  одночасье ломать веками складывающуюся  историческую жизнь народа, его  традиции, устои, ценности; что путь  к общественному согласию нации,  государства, человечества лежит  через взаимную терпимость, уважение  к иноверству и инакомыслию,  через свободный и добровольный  выбор.[1, с. 11, 85-88] 

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.     Падокшын  С.А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура: (філас.-гіст. аналіз)/С.А. Падокшын; рэд. А.С.  Майхровіч. – Мінск: Бел. Навука,1998.

2.     “З  гiсторыi унiяцтва Беларусi (да 400-годдзя  Брэсцкай унii)”. Мн., 1996.

3.     Владислав  Петрушко //ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО  НА ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ/22.07.2003. //http://ricolor.org/europe/ukraina/mp/prav_kat/

4.     Газета  “Дзедзіч” № 2 (41) (красавік, 2007 г.) // http://dzedzich.org/

5.     Марозава  С.В. Берасцейская царкоўная унія 1596 г. у беларускай гістарыяграфіі //http://pawet.net/book/marozava/gistaryiagrafia.html/

6.     О  подготовке Брестской унии 1596 г. (комментарий в русле истории) //http://www.sedmitza.ru/text/413423.html/

7.     “Дзейнасць  уніяцкай царквы ў кансалідацыі  беларускага народа (частка I, к БНР)  //http://nashaziamlia.org/2006/05/18/103/

                              

Информация о работе Брестская церковная уния