Архитектура древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:10, реферат

Описание

Использованные при их строительстве блоки, обычно не носят на себе следов обработки и подгонки при установке. От этого в стенах дольменов так много больших щелей, что непонятно стены ли это или только опоры для покровных блоков. Похоже, что в Бретани древние строители, в отличие от своих современников на черноморском побережье Кавказа, строивших домики из обработанных и тщательно подогнанных ровных плит, без щелей с круглым входом, совершенно не были озабочены эстетикой. Некоторые дольмены вообще лишены стен, и поэтому больше похожи на столы. В них массивная плита кровли установлена только на 3 или 4 камня, выполняющих функцию опор .Образовавшееся между ними пространство невелико, но несколько человек там поместиться могут. Бывают дольмены, в которых плиты установлены в виде греческой буквы «Λ», но в окрестностях Карнака я таких не встретил.

Работа состоит из  1 файл

Архитектура Древнего Мира.docx

— 36.12 Кб (Скачать документ)
 
Архитектура Древнего Мира
Дольмены
 
 
ГОНЧАРОВА ЛЕНА 9Г 
 

 

Дольмены.

Эти сооружения напоминают игрушечные домики, которые часто  делают дети в песочнице из дощечек  или плоских камушков, с тем  лишь отличием, что вес некоторых  из таких камушков достигает десятков тонн. Самая большая из увиденных  мною плит, была крышей дольмена в деревушке Crucuno . Она весила около 30-35 тонн.  

Использованные при  их строительстве блоки, обычно не носят  на себе следов обработки и подгонки при установке. От этого в стенах дольменов так много больших  щелей, что непонятно стены ли это или только опоры для покровных  блоков. Похоже, что в Бретани  древние строители, в отличие  от своих современников на черноморском побережье Кавказа, строивших домики из обработанных и тщательно подогнанных  ровных плит, без щелей с круглым  входом, совершенно не были озабочены  эстетикой. Некоторые дольмены вообще лишены стен, и поэтому больше похожи на столы. В них массивная плита  кровли установлена только на 3 или 4 камня, выполняющих функцию опор .Образовавшееся между ними пространство невелико, но несколько человек там поместиться могут. Бывают дольмены, в которых плиты установлены в виде греческой буквы «Λ», но в окрестностях Карнака я таких не встретил.  

Наряду с простыми столообразными дольменами в Бретани  широко распространены дольмены галерейного  или коридорного типа. Иногда они  понизу частично обложены более мелкими  камнями и грунтом, отчего создается  впечатление, что они врезаны в вершины холмов.  

В плане дольмен  обычно имеет форму бутылки. Самая  дальняя часть – камера, отличается немного большей шириной и  высотой. К ней ведет узкий  и низкий коридор. Современный человек, находиться в нём, как павило, может только согнувшись. Пол в дольмене всегда имеет небольшой наклон к выходу и часто покрыт каменными плитами. Изредка встречаются дольмены, в которых имеется несколько камер. Такая планировка получается путем разделения большой конечной камеры перегородками из каменных плит.  

Ориентация дольменов, не строгая, но, тем не менее, имеет  некоторые приоритеты. Большая часть  их входов смотрит на восток, меньшая  на юго-восток и юг.  

Расположены дольмены обычно на небольших возвышениях  или холмах, на выходах скальных пород или вблизи них.  

Сейчас преобладает  точка зрения, что дольмены это  надгробные сооружения. В них при  археологических раскопках иногда обнаруживались предметы быта, украшения  и иногда человеческие останки. Правда здесь, как и в случае с самыми большими египетскими пирамидами, не ясно, предназначались ли они для этого изначально или были таким образом использованы впоследствии. Также, возможно, что это было не основное их назначение. Сомнения в этом у меня вызывает прежде всего то, что слишком неаккуратно они построены, как будто их делали не люди, а какие-то мифические великаны. Даже для хозяйственных сооружений такое качество кажется неприемлемым, а для ритуальных построек, создаваемых для каких-то высших, не земных целей, тем более. Непонятно, и то, как такие надгробия могут выполнять свою главную функцию – защищать останки от разорения, ведь и в открытый вход, и в щели мог пролезть и зверь и человек.  

Кроме того, уж если у оседлого народа так сильно развит культ смерти, что для покойников делаются столь монументальные сооружения, то, кажется, совершенно ожидаемым, что  и располагать их должны были недалеко друг от друга – ведь в «загробной жизни души умерших должны общаться между собой». Так образовывались кладбища – «города мертвых», и  вся история человечества тому пример. Но никакой тенденции к этому  в Бретани мы не наблюдаем. Дольмены по одиночке, редко парами, разбросаны по большой территории и своим видом и расположением на высотах они напоминают скорее оборонительные сооружения времен второй мировой войны, чем могилы.

Менгиры - одиночные  камни удлиненной формы, установленные. Высота их обычно составляет 3 - 4 метра, редко больше. Самый высокий менгир расположен на западе Бретани в местечке Plouarzel. Он - 9,5м. Самый большой, но, возможно, никогда не стоявший – GrandMenhir, лежит разломанный на четыре части в деревне Локманьякер недалеко от Карнака . Первоначальная длинна его составляла 22-23м., а вес 280-300 тонн. Он считается одним из самых тяжелых блоков, который когда-либо был перемещен людьми.

Установлены менгиры  обычно также как и дольмены - на возвышениях, отчего часто с ними соседствуют.  

В землю они закапывались не просто. Яма, в которую устанавливался менгир, делалась большего размера, и  всё ее оставшееся пространство плотно заполнялось небольшими камнями  и грунтом. Это существенно укрепляло  менгир.  

Отчетливых следов обработки менгиры не несут, но некоторые  из них, особенно вблизи Карнака, где граниты не отличаются особой прочностью, имеют нехарактерную для отколотых от массива кусков округлую, напоминающую леденец форму, часто зауженную вверху. С трудом вериться, что это произошло только в результате воздействия солнца, воды, морозов и примитивной растительности. Возможно, перед установкой блоки подвергались какой-то обработке, например - огнём. Камень могли обкладывать хворостом, который поджигался. В местах перегрева от поверхности блока откалывались куски по форме похожие на скорлупу. Схожие сколы кое-где встречаются (NB - в усовершенствованном виде обработка гранита огнём широко используется и сейчас, являясь одной из наиболее дешевых и производительных; к недостаткам этого способа можно отнести то, что при неравномерном нагреве камня он иногда раскалывается).  

В силу природных  причин, выколотые блоки почти  всегда имеют некоторое уплощение. Во всех случаях, что мне доводилось видеть, если на менгире оно есть, то всегда ориентировано по меридиану  – вдоль линии север-юг и это, конечно, не случайно. Определение его  может производиться только «на  глаз», с точностью около 10-20о, но по-видимому, древним людям этого было достаточно. Подтверждает их невысокие навигационные запросы и отсутствие на менгирах каких бы то ни было рукотворных «прицельных» площадок с четкой ориентацией по странам света. Нет и заострений на вершинах для точного визирования. А ведь это элементы, которые очень легко могли бы быть сделаны, если бы в них была необходимость.  

Большинство исследователей сейчас считает, что менгиры представляют собой элементы астрономических комплексов, рассредоточенные на большой территории для наблюдений за движением светил и предсказаний. Вряд ли это так, потому что они обычно стоят по одиночке. А ведь самый простой способ для фиксирования каких-то важных направлений требует наличия пары. Еще одним слабым местом этой версии является то, что менгиры очень часто расположены среди леса, откуда визирование и небесных тел и соседних камней проводить либо невозможно, либо очень затруднительно. Эта ситуация вынудила ее авторов предположить, что древние фермеры, а именно они, по мнению ученых, населяли тогда эти места, должны были вокруг них вырубать лес для улучшения обзора. Это объяснение, вместе с предполагаемым уничтожением леса фермерами для расширения пахотных площадей привлекалась как одна из основных причин объясняющих непонятный для исследователей дефицит пыльцы древесной растительности в споро-пыльцевых спектрах отложений того периода.  

Существует и другая точка зрения, что менгиры это  памятные стелы, т.к. вблизи некоторых  из них так же были обнаружены следы  захоронений.  

Ряды – наиболее масштабные, сложноустроенные и загадочные объекты . Они представляют собой совокупности вертикально установленных каменных блоков организованных по параллельным линиям. Количество таких линий в наиболее крупных рядах достигает 10-12 шт. Протяженность их от первых сотен метров до 1км. Общее количество блоков в рядах в районе Карнака немного меньше 3000шт., вес их в сумме составляет несколько тысяч тонн. Сооружения со стороны выглядят так внушительно и напоминают, скорее, творения великанов, чем обычных людей, что с гораздо меньшей степенью метафоричности, чем Гибралтар, заслуживают названия «Геркулесовые столбы»  

Вблизи Карнака существует шесть таких участков. Четыре из них: Ле Менек, Кермарио, Керлескан и Петит Менек, находятся немного севернее него, и располагаются с перерывами по одному направлению, имеющему приблизительно СВ-ЮЗ простирание. Пятый, расположен в 10км западнее, у городка Эрдевен, имеет широтное простирание. Шестой у городка Plouharnel в деревне St. Barbe, отличается от всех простираясь с ЮВ на СЗ.  

Самые крупные блоки  в рядах имеют высоту до 3.5-4м  и массу до 30т. Расстояние между  камнями по линиям не постоянное: чем  они крупнее – тем, обычно, дальше удалены друг от друга и наоборот. Вблизи выходов скальных пород, установлены  наиболее крупные блоки. Высота их, планомерно снижается в сторону  понижения рельефа. Часто, но не всегда, это происходит в направлении  с запада на восток.  

Линии, по которым  они расположены, далеко не идеальны и когда я пишу «параллельны»  это не надо понимать буквально. Иногда они сближаются, а иногда расходятся веером, как на участке Керлескан. На участке Петит Менек, блоки установлены в 2-3 ряда, вообще, по большой пологой дуге.

Камни по линиям, тоже не всегда установлены четко. Изредка  некоторые из них стоят со значительным отклонением от общего ее простирания  вправо или влево, а иногда на больших  интервалах они исчезают совсем. Так  что о регулярности рядов можно  говорить лишь в первом приближении.

Блоки в рядах, также  как и менгиры установлены  в лунки, заполненные для укрепления более мелкими камнями и грунтом.  

Отметим еще один важный для последующих выводов  момент - организации блоков по линиям поперек простирания рядов - нет.  

Некую эконом-разновидность рядов, на мой взгляд, представляют собой группы менгиров организованные не по линиям. В районе Карнака это т.н «Champ de menhirs», а за его пределами знаменитая группа Almendres в Португалии  

С флангов ряды часто  заканчиваются кромлехами, но сохранились  они не все. Эти сооружения представляют собой камни установленные по окружностям. В близи Карнака они, формируя, своего рода оголовники, полностью или частично закрывают вход в ряды с торца. Лучше всего сохранился кромлех на западной оконечности рядов Ле Менек. Там, плиты, имеющие высоту около полутора метров, установлены так плотно, что образуют нечто похожее на стенку (см.). В тоже время, на участке Керлескан, нечто подобное кромлеху представлено лишь отдельно стоящими группами камней.  

Форма кромлехов  также как и самих рядов  далека от идеала. Сравнивать ее с какими-либо математическими фигурами – кругом или овалом, можно лишь с большим  допущением.  

Современные исследователи  о назначении рядов не предлагают нам ничего лучшего, кроме как  признать их своеобразными храмами  поклонения солнцу, устроенными не ввысь, а вширь. Площадки, ограниченные кромлехами по концам при этом признаются своеобразными алтарями, а сами ряды - дорожками по которым, видимо, должны были ходить процессии, возглавляемые жрецами. Делают более наукообразной эту версию выводы некоторых ученых. Одни - обосновывают даже искривления линий, видя в этом намек на изображение змеи - символ мудрости, указывающий еще на цикличность природных процессов. Другие - по расстоянию между блоками, вычисляют с точностью до миллиметров, меру длинны - т.н. неолитический ярд, которым якобы пользовались древние строители при их создании, а в очертаниях кромлехов усматривают комбинацию правильных геометрических фигур, проводя тем самым идею, что каждый камень был установлен не просто так, а на свое конкретное место в строгом соответствии с какой-то общей математически выверенной системой. Третьи «прицеливают» ряды на восход или заход солнца в какие-нибудь критические дни (напр. равноденствия, зимнего или летнего солнцестояния).  

Главным аргументом, положенным в основу таких «ритуально-астрономических» версий, является то, что ряды, хотя и не четко и не всегда, но простираются здесь в направлении близком  к широтному - между востоком и западом, а раз так, то как удержаться от предположения, что они связаны с восходом или заходом солнца?!  

Подход почти беспроигрышный - роль солнца в жизни людей во все времена трудно переоценить. Усиливается соблазн такой версии еще и тем, что по современным  представлениям ученых, тогда, в этом районе Бретани якобы поселились первые фермеры-землепашцы, а если так, то уж для них-то, точно, - солнце должно было быть всем.  

Но истинные причины, на мой взгляд, по которым рядам  приписывается подобная странная функция  заключаются в другом.  

Во-первых: в абсолютном отсутствии каких-либо других, более  вменяемых объяснений этого феномена. А когда назначение объекта или  предмета определить уверенно никак  не удаётся, исследователи зачастую оказываются не в силах противостоять  искушению и не связать его  с ритуалом или культом. Т.к все, что касается веры не требует рационального объяснения.  

Во-вторых, в модном увлечении т.н. «исчезнувшими цивилизациями». Поклонники этого взгляда предполагают, что древним людям были известны, какие-то сверхъестественные знания о  космосе и мироздании, и что, именно, для получения прогнозов и  предсказаний, вожди и жрецы заставляли свой народ возводить разного  рода непонятные даже нам сейчас сооружения.  

И, в-третьих, в том, что большинство людей воспринимает древность как некую мрачную  эпоху где все определялось не столько здравым смыслом и  рационализмом, сколько предрассудками и ритуалами, и что древние  люди в силу своей неразвитости были подобны зомби, которые не считаясь ни с какими издержками поклонялись своим ужасным богам.  

Кроме рядов, еще  одним наиболее известным примером таких заблуждений, является Стоунхендж.  

Тумулюсы и насыпи (еще одно их название кайрны - cairns). Эти сооружения объединены вместе, потому что имеют конструктивные сходства. При их возведении люди использовали не крупные, а мелкие глыбы, пригодные для перемещения одним человеком, которые укладывались друг на друга без какой-либо связки – «на сухую». Отличие между собой этих сооружений состоит в форме. Тумулюс, обычно имеет округлые очертания в плане и делается на основе коридорного дольмена, путем обложения его камнями со всех сторон за исключением входа. А насыпь, представляет собой вытянутою гряду (barrow) с плоским верхом, полностью сложенную камнями. Склоны и тумулюсов и насыпей, как зиккураты, часто имеют ступенчатый характер

Информация о работе Архитектура древнего мира