Архитектура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание

Наши современники представляют греческую культуру гораздо более древней, чем она является на самом деле. Искусствоведы считают ее началом период архаики (800-700 годы до н.э.) когда античный мир узнал поэмы Гомера и Гесиода. Этой эпохе предшествовали тысячелетия варварства, в течение которых эллинские племена готовились к вступлению в цивилизацию.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 92.82 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  государственный технический институт

(Техничиский  университет) 
 

Кафедра истории  Отечества, науки и культуты        Факультет ..9.

                                                   Курс…. 1

                                                                  Группа… 9993

Учебная дисциплина:                   Культорология 
 

               КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: ….Архитектура Древней Греции 

Студент         Лещев С.В. 

Руководитель          

Оценка

 за курсовую 

работу   ______________________________ 
 
 

          Санкт-Петербург 2011г.

                 Содержание 

                                                                      Стр.

    Введение…………………………………………………………   3

    Глава 1.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

     Наши  современники представляют греческую культуру гораздо более древней, чем она является на самом деле. Искусствоведы считают ее началом период архаики (800-700 годы до н.э.) когда античный мир узнал поэмы Гомера и Гесиода. Этой эпохе предшествовали тысячелетия варварства, в течение которых эллинские племена готовились к вступлению в цивилизацию.

     Посмотрим  на карту мира. Нас удивит, какой  небольшой по размерам была великая  колыбель европейской культуры –  Древняя Греция. Это клочок земли в бассейне Средиземноморья: южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса малоазийского побережья. Все население Афинского полиса не превышало, вероятно, двухсот – трехсот тысяч человек; по нашим современным масштабам, совсем мало. И в этом маленьком, казалось бы, примитивном мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Не чудо ли это? Некоторые ученые действительно употребляли выражение «греческое чудо».

     Более достоверными источниками информации служат памятники, которыми во все времена  отмечали важные события, происходившие  в государстве, обществе и жизни  отдельных личностей. Эллины сооружали монументы в честь реальных и легендарных героев, праздников, спортивных побед, ратных подвигов.

     Греция, как ни одна страна в мире, богата древностями. Множество предметов  античной эпохи дает возможность  проследить развитие искусства данного края и далее составить мнение о других сторонах жизни его обитателей, например политике, экономике, социальной сфере. Исчезнувшая культура наиболее полно предстает в литературе и зодчестве, в этих видах искусства проявляется истинная цивилизованность – любовь к красоте и гармонии. Однако в поэзии греков превзошли другие народы, тогда как первенство в архитектуре и пластике не утрачено ими до сих пор.   

     Архитектура античной Греции, охватывающая в своём  развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаика, классический и эллинистический.

     Им  предшествовали периоды крито-микенской  культуры на территории  южной Греции и островах Эгейского моря (III тыс. - XII в. до

н.э.) и  так называемый Гомеровский период (время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений) -  XII-VIII вв. до н. э., что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств.

     Период  архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),  к которому применяют название «классического периода».  Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.

     Третий  период — эпоха эллинизма (320-е  годы IV в.— I в. н. э.) — время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

     Если говорить о самой архитектуре, то в Древней Греции она развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

     Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой  колоннадой и покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный по правилам ордера греческий  храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его  архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в  тех случаях, когда храмы сооружались  в каких-либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек. Ордер в Древней Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Архитектура (Крито-микенский период III тыс. - XII в. до н.э.) 

     Греческое искусство возникло не сразу, у него была длительная предыстория. В конце  IX и начале XX века раскопки археологов в Греции и на острове Крите приоткрыли перед нами полусказочный мир – ранний этап античного. Его центром в конце III и середине II тысячелетия до н.э. был Крит, а несколько позже – та часть греческого материка, где находится город Микены. Культуру этой эпохи называют крито-микенской, или эгейской. Создателями этой культуры были народы, еще не знавшие железа. В конце III тысячелетия они вступили в эпоху бронзы.

      Из  всех областей Эгеиды первая роль в развитии культуры и искусства принадлежала острову Криту, который во II тысячелетии был центром могущественной державы в Восточном Средиземноморье.

      В греческих мифах Крит много раз  упоминается как родина великого Зевса, где верховный бог был  вскормлен ланью в горах Иды; туда он увез прекрасную Европу, превратившись  в быка; там совершил свой подвиг Геракл, укротив бешенного быка, опустошавшего остров.

      Но  самое увлекательные и самые значительные для истории эгейского Крита легенды связаны с именем царя Миноса. Раскопками Эванса (в 1900 году) был открыт древний город Кносс (на севере Крита). Английский ученый посвятил всю свою жизнь исследованию и описанию грандиознейшего сооружения древности – Кносского дворца. Связав Кносский дворец с именем царя Миноса, археологи назвали его «дворцом Миноса», а критскую культуру, памятником которой он является – «минойской» культурой.

     Начало  сооружения Кносского дворца относится еще к концу III тысячелетия до н.э. Сохранность его стен, лестниц, вымосток, даже расписной штукатурки – удивительна. Кносский дворец, занимавший более 24000 кв. метров, имел два, а в некоторых частях и три этажа. Достаточно беглого взгляда на план этого сооружения, чтобы убедиться в том, что в нем отсутствует единство архитектурного замысла. Все эти многочисленные помещения возникали, пристраивались и перестраивались в течении многих веков жизни целого ряда поколений обитателей дворца. Необычайно сложный план дворца в Кноссе вызывает и сейчас изумление посетителей. Даже имея в руках план-путеводитель не всегда легко найти путь к выходу из этого переплетения коридоров, широких и узких комнат, залов, кладовых, бассейнов без воды, лестниц и т.д.

     Древние греки называли этот дворец лабиринтом. В центре дворца находиться большой прямоугольный двор, вымощенный плитами. Часть помещений представляли парадные залы, в одном из которых сохранился каменный трон со спинкой и каменные скамьи вдоль стен. Видимо это был «тронный зал», предназначавшийся для собраний, где главное место занимал царь или жрец. Значительную часть площади занимали кладовые, где хранились огромные глиняные сосуды для овощей, вина, зерна. Здесь же в полу были открыты тайники, предназначавшиеся, вероятно, для царских сокровищ. Несколько бассейнов наполнялось проведенной водой; глиняные трубы водопровода и закрытые сточные каналы свидетельствуют о высоком уровне бытового устройства дворца в период его расцвета. Внутренние покои дворца освещались через световые колодцы, необходимые также и для доступа свежего воздуха. Лестничные клетки и карнизы световых колодцев поддерживали колонны характерной для эгейской архитектуры формы. Гладкий ствол колонн утолщался кверху и завершался капителью, состоящей из круглого валика и лежащей на нем широкой квадратной плиты. Большинство колонн Кносского дворца были деревянными; ствол их покрывался окрашенной штукатуркой. Как правило, колонна не имела профилированной базы.

     Одна  из наружных стен дворца, выходившая на площадь, представляла его оригинальный фасад с асимметричными выступами. Он был в нижней части облицован большими, хорошо отесанными плитами из кристаллического гипса, образующими цоколь. Над цоколем возведена бутовая кладка, скрепленная деревянными балками и отделанная штукатуркой с росписью. Эти приемы говорят о высоком развитии строительной техники на Крите во II тысячелетии до н.э.

     Причудливая асимметрия царит в критских дворцах-лабиринтах, и ту же асимметрию, ту же любовь к  извилистым, прихотливым формам критяне  проявляют в живописи, в орнаменте  и прикладных изделиях. Мы не знаем в точности, что за люди там жили, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй, - была ли это рабовладельческая монархия или еще родовое доклассовое общество с племенным вождем во главе. Так или иначе, Крит был сильным торговым государством древнего мира, и его искусство отличалось роскошной изысканностью. И вдруг, приблизительно в конце XVI века до н.э., Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. По-видимому, главной причиной было какое-то страшное стихийное бедствие, отразившееся в легендах о Девкалионовом потопе. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Близкая, но не точно такая же: росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских городах не было крепостных стен, военных укреплений: островное государство рассчитывало только на свой флот. Микенский и тиринфский дворцы – это уже настоящие крепости. Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии называли циклопической – по их мнению, только сказочные великаны – циклопы могли поднимать эти камни. Толщина крепостной стены Тиринфа достигает восьми метров. Из мощных блоков известняка сложены знаменитые «Львиные ворота», ведущие на микенский Акрополь; большие надвратные рельефы двух львиц – единственный сохранившийся образец монументальной скульптуры эгейского мира.

     Люди  мекинской эпохи недаром строили крепости: жизнь была суровой, войны длились годами.

     Приблизительно  в XI веке до  н.э. начинается смутный период греческой истории, его основным событием историки считают вторжение в Грецию северных племен – дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой иные, еще примитивные формы культуры и так называемый «геометрический стиль искусства», в общем, похожий на искусство неолита.

     Крито-микенское  искусство было прекрасной прелюдией  греческого, потом последовала длительная пауза, а в конце VIII, главным образом, в VII-VI столетиях до н.э. складываются уже вполне отчетливые и целостные стилистические черты греческой архаики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Архитектура (Гомеровский период XI-VIII вв.) 

     Некоторые представления об архитектуре гомеровской  эпохи дают: эпос, немногие остатки  древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ - священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.

    Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э.  из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне).

Информация о работе Архитектура Древней Греции