Древний Мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Содержание

Введение
Мифология Древнего Рима
Древнеримская архитектура
Литература Древнего Рима
Искусство Древнего Рима
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная культурология.docx

— 45.89 Кб (Скачать документ)

                   

 

                             Содержание

Введение

Мифология Древнего Рима

Древнеримская архитектура

Литература Древнего Рима

Искусство Древнего Рима

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Античная культура и  цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы –  владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена  Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились  путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические  территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской  культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римом  подразумевается не только город  Рим античной эпохи, но и все завоеванные  им страны и народы, входившие в  состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское  искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как  его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние  египтяне, греки, шины, жители Пиренейского

 

 

полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

Как мы видим  Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже  тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины  главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что, же тогда послужило причиной распада  великой державы, только ли нашествие  варваров? Не сыграли ли здесь какой  – либо роли культурный аспект?

В своей работе я хотела бы проследить за основными  направлениями развития римской  культуры и выделить в ней ряд  особенностей. Также в ходе анализа  попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных  стран.

Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась  в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь  дать в своей работе.

Проблема эта  является весьма популярной в исследовательских  кругах. Ведь, несмотря на длительное изучение четких ответов еще не получено. Хотя литературы для того чтобы составить  свое собственное мнение достаточно. При написании этой работы я пользовалась изданиями по истории искусств, книгами по мифологии и литературе,

 

 

научными статьями и историческими источниками. Наиболее информативными и полезными оказались: «Очерки культуры

Древнего Рима» (Германа Н.Ю.), а также статья Коптева А.В. «Античное гражданское общество». Оба автора крайне разносторонне подошли к рассмотрению проблемы. Многие их изыскания весьма полемичны, но в целом интересны и новы. Именно они, как мне кажется, дают наиболее исчерпывающею и важную информацию, необходимую для понимания проблемы.

                 Мифология и религия Древнего Рима.

На начальном  этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен  обряд основания Рима. Позднее  традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской  религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком  поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала  его деревянная соха, и к  лугам, на которых пасся его скот, древний  римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал  ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь

 

которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом. Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению  римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях  подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так  что человек на каждом шагу зависел  от какой-либо  высшей  силы.   Наряду  с  такими  богами,  как  Юпитер  и  Марс, могущество которых  все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов,  духов,  опекающих различные  действия в жизни и хозяйстве.  Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте  злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая  пустячная, каждый успех, хотя бы  самый  ничтожный,  были проявлением гнева  или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли - богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог».

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее  имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил:  «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов,  во мраке храмов, либо в тишине полей  слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых  бог  и  подавал предостерегающий  сигнал.  Между  богом  и  человеком  никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все  время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном  танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно  и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели  большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных  знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное  чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии  на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся  в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного  предзнаменования.  Самым   излюбленным   было  гадание  по  полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную  религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко  приживались в Риме, так как  у римлян было обыкновение после  завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу,  чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное  заклинание: «Богиня ты или бог, который  простираешь опеку над народом  или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому  городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры».

 

2.Древнеримская архитектура

 

Что же касается римской архитектуры, то и здесь  не обошлось без заимствований.. Также как и в религиозных верованиях, заимствования проходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов.

Учителями римлян были этруски. Именно они научили  строить здания, но очень скоро  римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже  и раньше, приспособили новые, усовершенствовали  способы строительства.

Потому не удивительно, что в римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют  своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем  мире римская архитектура не имеет  себе равной по высоте инженерного  искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Постепенно складывался  новый тип гражданского общества со своими запросами. Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.

С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства.

Увлечение греческим  искусством проявилось, прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

В республиканский  период сложились основные типы римской  архитектуры.Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

Информация о работе Древний Мир