Современное состояние налогового консультирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:23, реферат

Описание

Цель работы изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию и перспектив его развития.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;
- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;
- оценить перспективы развития налогового консультирования;
- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации налогового консультирования………………………………………………………………5
1.1 Услуги в сфере налогового консультирования…………………………….5
1.2 Виды моделей и оплат услуг налогового консультирования……...…..….6
1.3 Принципы профессионального поведения, требования, предъявляемые к налоговому консультанту …………………………………………………….12
Глава 2. Современное состояние налогового консультирования в России…………………………………………………………………………….18
2.1 Концепция развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации …………………………………………………………18
2.2 Проблемы в области налогового консультирования в России……….....21
Глава 3. Проблемы налогового консультирования и пути их совершенствования в Российской Федерации………………….………...24
3.1 Опыт налогового консультирования в ряде иностранных государств…..24
3.2 Пути решения проблем развития рынка налогового консультирования...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Этуева Лиана .doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     Однако, даже при  отсутствии узкой специализации  в налоговой области, хорошее  экономическое образование будет  ценно, если во время обучения студент  активно интересовался сферой налогообложения, писал курсовые, дипломные работы по этой теме, участвовал в тематических конференциях. Нередко специалисты  в области налогообложения имеют  второе высшее образование, например, юридическое. Это связано с тем, что понимание правовых аспектов бизнеса позволяет сократить  временные и трудовые затраты  на оказание услуг, а также предлагать клиентам более гибкие и качественные решения. Вот как прокомментировали  специалисты компании «Делойт» вопрос о втором высшем образовании: «Получение любого дополнительного образования  способствует активному и всестороннему  развитию наших сотрудников.

     Однако  это вовсе не является обязательным условием успешной карьеры,поэтому решение о получении дополнительного образования сотрудники обычно принимают  по собственному желанию». Возможно также получение дополнительной квалификации «налоговый консультант», предусмотренной Палатой налоговых консультантов. Приобретение данной квалификации специалистом другого направления (например, бухгалтером, юристом, адвокатом, аудитором, финансовым менеджером и так далее) существенно повышает его профессиональный уровень. 

     Сертификаты 

     Во  многих компаниях наличие у кандидата  сертификата международного образца ACCA (Association of Chartered Accountants) является обязательным условием при приеме на работу. Данный сертификат свидетельствует о высоком профессиональном уровне кандидата в сфере бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Стоит отметить, что данный сертификат может быть получен, в основном, специалистами, уже имеющими некоторый опыт работы в сфере налогообложения. Это обусловлено тем, что опыт непосредственной работы в налоговой сфере является залогом успешного прохождения обучения на получение профессиональных сертификатов. 9

     Большинство компаний заинтересовано в повышении  профессионального уровня сотрудников, поэтому внутренней политикой компании может быть предусмотрено получение  соответствующих сертификатов.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние налогового консультирования в России 

2.1 Концепция развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации

     В современных условиях налоговое  законодательство предусматривает  институт налогового представительства  и консультирования, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах.

     Введение  в Российской Федерации института налоговых консультантов является важной и необходимой задачей в развитии правовых основ российского государства. Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.10

     На  сегодняшний день в России не существует какого-либо законодательного оформления деятельности налоговых консультантов, как, например, заграницей. Так, например в странах Восточной Европы –  это Закон о налоговом консультировании, в Германии – Закон о порядке исполнения норм о налоговых консультантах, Закон о величине вознаграждения налогового консультанта, в Австрии – Федеральный «Закон о профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением».

     Налоговое консультирование в России регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна, а также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов.

     Федеральный закон составляет правовую основу осуществления  деятельности по налоговому консультированию в целях оказания содействия в своевременной и полной уплате налогов и сборов и обеспечения защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

     Проект  Федерального закона содержит в себе информацию о:

     -    понятии, целях, принципах налогового консультирования;

     -    подготовке и аттестации специалистов по налоговому консультированию;

     -    правах и обязанностях субъектов налогового консультирования;

     -    контроле за деятельностью по налоговому консультированию и ответственности налоговых консультантов;

     -    профессиональных объединениях налоговых консультантов;

     -    регламентации деятельности по налоговому консультированию и др.

     Цель  законопроекта – стандартизировать  и регламентировать деятельность субъектов  в сфере налогового консультирования. 
Проект Федерального закона «О налоговом консультировании» одобрен Советом Государственной Думы и обсуждался в различных органах, получил отзывы от законодательных органов субъектов Российской Федерации, от Института государства и права РАН и Российской ассоциации налогового права, а также заключение от Правительства РФ и  в большинстве случаев одобряется. Однако имеются и негативные отзывы, связанные с тем, что сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании.

     Однако, не смотря на это, рынок консалтинговых услуг в России непрерывно развивается  как по объемам выручки от реализации услуг, так и по укреплению отдельных  направлений этого вида консалтинга. 
По оценкам многих экспертов и результатам исследований, налоговый консалтинг в структуре российского консалтинга является одним из наиболее перспективных направлений.

     В соответствии со спросом на профессию  формируются и цены на услуги. Однако, как показали результаты проведённого обзора специальной литературы по изучению зарубежного опыта налогового консультирования, гонорары российских консультантов серьёзно  уступают западным коллегам. По имеющимся оценкам, оплата российских консультантов составляет от 8 до 100 долл./час и значительно различается в зависимости от вида оказываемых услуг и региона России. В зависимости от сферы бизнеса, в которой работает налоговый консультант, его заработная плата находится в среднем в пределах от $ 600 до $ 1500 в месяц.11

     В Германии же, например, При создании ГмбХ (аналог российского ООО) гонорар налогового консультанта составит примерно 750 евро  . А по материалам Отдела международных программ ТРО «ОПОРА РОССИИ» услуги платных консультантов на Западе могут составлять до 600 долларов в день. .

     Несмотря  на то, что рынок российского налогового консалтинга развивается достаточно динамично, все же его объемы намного уступают объемам развитых стран, а количество консультантов, приходящееся на 10 тысяч жителей, так называемая “консультантное вооруженность”, в России характеризуется очень низкими показателями и фактически не используется официальными органами.

     При этом исследования показывают наличие  многообразных управленческих проблем  на российских предприятиях, в решении  которых могла бы пригодиться помощь консультантов.       Так, проводимые в конце 2009 г. среди топ-менеджеров российских компаний исследования показали, что в качестве приоритетных задач менеджмента 39% опрошенных выделяют финансовые;  24% – налоговые; 21% – маркетинговые; 10% – стратегические; 6% – производственные  задачи. Однако при этом менее половины российских руководителей готовы доверить вопросы разработки управленческих решений в области финансового и налогового менеджмента внешним консультантам. 

2.2 Проблемы российского консалтинга в области налогообложения 

           Во многом, проблемы российского консалтинга в области налогообложения связаны с тем, что этот сегмент  рынка услуг только начинает развиваться в России.

     Основная  проблема на современном этапе развития – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.

     Следующая проблема – это недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров. Очевидно, что консультант должен обладать необходимым багажом знаний в  той области, с которой он имеет  дело – экономических, юридических, финансово – бухгалтерских, не говоря уже о знаниях в области налогообложения. Но и этого недостаточно. Налоговый консультант – профессия новая, и ее нельзя подогнать под рамки ни одной из ныне существующих. Значит, необходима определенная переподготовка, обучение.

     Есть  проблемы и образовательного плана. Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, так же нет достаточного количества учебно-методической литературы. Налоговое  консультирование в России находится  на той стадии развития, когда отсутствие обобщения опыта этой сферы деятельности в книгах, учебниках и пособиях становится тормозом для развития профессии в целом.  Существует также проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам, которая заключается в том, что квалификационная характеристика специалиста утверждена Министерством труда и социального развития России, а государственный контроль за ее соблюдением, а также правила и стандарты налогового консультирования до сих пор не установлены.

     Изучение  фактического состояния российского  консультационного рынка в области  налогообложения позволило выявить  и классифицировать основные причины  его недостаточной развитости:

     1.  Недостаток конкуренции на российском рынке. 
Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от предприятия постоянно требуется повышение эффективности. Так как во многих отраслях производства в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, то остается возможность принимать не очень эффективные решения, даже совершать ошибки, и при этом сохранять свои позиции на рынке.12

     2.   Недостатки управленческой культуры. Многие руководители, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. Во-вторых, они (тем более что большинство из них являются одновременно организаторами и собственниками возглавляемых предприятий) психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта. Кроме того, изменение стиля управления обычно подразумевает перемену в поведении, взглядах и методах работы лично руководителя. Это, пожалуй, самая консервативная часть всей организационной системы, особенно, если учесть живучесть традиций авторитарности. В-третьих, на консалтинг, как сферу, связанную со знанием и интеллектом, в России традиционно смотрят, как на область, за которую платить не нужно, и которая, как культура или образование, должна финансироваться по остаточному принципу.

     3.   Недостатки культуры консультирования.

     В настоящее время большинство  направлений российского консалтинга  не регламентируется никакими законодательными актами и для осуществления консультационной деятельности юридическим и физическим лицам не требуется специального образования, лицензий на право ведения этой деятельности. Не во всех отраслях достаточное влияние имеют профессиональные объединения консультантов, недостаточно источников, из которых клиенты могли бы узнать о надежности и профессионализме отдельного консультанта или консалтинговой компании. Как следствие – приход в консалтинг людей с низким профессиональным уровнем, дилетантов, не соблюдающих этические нормы консалтинга. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах российских руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей;

     4. Недостаток финансовых средств.

Информация о работе Современное состояние налогового консультирования в России