Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:45, реферат

Описание

Цель исследования заключается в совершенствовании механизма налогообложения производителей сельхозпродукции с учетом его природы и специфики, определении тенденций его становления на современном этапе, а также разработке предложений по реформированию налоговой системы и использованию ее для стимулирования развития аграрного сектора экономики. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
 дать оценку состояния сельского хозяйства;
 обосновать необходимость принятия спецрежима в сельском хозяйстве;
 раскрыть сущность ЕСХН;
 определить и объяснить элементы налога;
 выявить особенности налогообложения сельхозпроизводителей;
 раскрыть роль финансовой политики государства в этом секторе экономики;
 изложить направления и проекты по развитию АПК.
В качестве объекта исследования выбрана действующая система налогообложения аграрного сектора экономики страны. Предмет исследования - экономические отношения и механизм налогообложения, действующий в АПК в переходной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическое состояние сельского хозяйства в России………………......5
2. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)……………………………..16
3. Роль финансовой политики государства в развитии с/х……………………22 Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной техники.docx

— 65.72 Кб (Скачать документ)

Начало  любого бизнеса связано с определенными  инвестициями, которые окупаются  не сразу. Это в особой степени  касается сельскохозяйственного производства, требующего больших первоначальных вложений в технику, топливо, семена, минеральные удобрения, корма и  т.д. То есть, на этапе становления  фермерства государству не следует  рассчитывать на получение значительных налогов, а наоборот, необходимо оказывать  вновь организуемым хозяйствам всестороннюю финансовую поддержку. Мы считаем целесообразным сохранить существующий режим освобождения фермеров от налогов в течение  первых трех лет их работы.

Работники сельского хозяйства, как и все  остальные граждане, должны иметь  государственные гарантии денежного  обеспечения при старости, болезни, инвалидности. Поэтому фермерским хозяйствам надлежит участвовать в формировании двух централизованных внебюджетных фондов: фонда социальной защиты населения и фонда медицинского страхования.

Механизм  отчислений в названные фонды  для хозяйств, не использующих наемный  труд, должен быть максимально простым, поэтому его не следует привязывать  к доходам или заработной плате. Достаточно, на наш взгляд, с учетом среднего уровня оплаты труда в сельском хозяйстве рассчитать возможные  варианты твердых сумм платежей и  предоставить Правительству право  их корректировать с учетом инфляции.

Итак, для  всех хозяйствующих субъектов в  сельском хозяйстве мы предлагаем ввести обязательную уплату в бюджет и в  государственные внебюджетные фонды ЕСХН. В конкретных случаях, например при загрязнении окружающей среды или добыче природных ресурсов должен взиматься экологический налог, при производстве или ввозе на территорию РФ подакцизной продукции - акцизы, таможенные пошлины, государственные пошлины, лицензионные сборы.

Упрощение налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции, ясность и предсказуемость  налоговых правил будут стимулировать его развитие и одновременно обеспечат высокий уровень собираемости налогов.

  Нацпроект по развитию АПК

           Выступление депутата фракции КПРФ В.И. Кашина на пленарном заседании Государственной Думы 20 ноября 2009 г.

- Мы предлагаем  добавить в национальную экономику  70 миллиардов рублей. Как мы с  вами хорошо знаем, что 500 миллиардов  рублей изъято к уровню прошлого  года из нашей национальной  экономики. Ещё раз хочу обратиться к Посланию президента, сердцевиной которого являлась модернизация, в том числе речь шла, конечно, о наших базовых отраслях, и особенно его высказывания в отношении сельского хозяйства, когда он говорил, что эта отрасль может быть действительно локомотивом экономики. Но мы-то с вами знаем истинное положение на селе, оно критическое, оно катастрофическое, экономика сельского хозяйства развалена и тот урожай, который получен, сегодня не востребован, к сожалению….[22]

Госпрограмма, которую сегодня рассматривает Правительство, позволит отечественному АПК сделать заметный шаг в своем развитии в условиях рыночной экономики.

Как известно, проект Государственной программы "Развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" подготовлен Минсельхозом России совместно с другими министерствами и ведомствами в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О  развитии сельского хозяйства".[15]

Хотелось бы отметить, что принятие этого Закона стало возможным благодаря новому подходу государства к сельскому хозяйству, как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики, и к селу в целом - как к важному укладу жизни нашего народа. Ускорителем позитивных процессов в этой сфере стал приоритетный национальный проект "Развитие АПК". Его реализация продемонстрировала огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, помогла стимулировать развитие предпринимательства в деревне. Определены главные направления этой политики, ее цели, принципы, механизмы и формы господдержки.

Госпрограмма  является основным инструментом аграрной политики и определяет приоритеты, цели и направления развития сельского  хозяйства на среднесрочный пятилетний период. При этом мы исходим из того, что приоритетный национальный проект "Развитие АПК" перерастает в Государственную программу и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства. При разработке Госпрограммы специалисты основывались на анализе общего состояния сельского хозяйства.

Очевидно, что отрасль играет важную роль не только в экономике и социальной жизни страны. В целом в АПК, по оценке экспертов, производится около 8,5% валового внутреннего продукта, из них в сельском хозяйстве - 4,4%. Здесь занято более 7 млн. человек (почти 11% от численности занятых во всей экономике), сосредоточено 3,4% основных производственных фондов.

Как известно, Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственным потенциалом. В нашей стране проживает всего около 2% населения Земли, при этом мы располагаем 9% мировой продуктивной пашни, 20% мировых запасов пресной воды, производим 8,5% минеральных удобрений. Доля России в мировом сельскохозяйственном производстве несколько ниже: молока мы производим около 5%; зерновых и зернобобовых 3%; мяса 2%.

Сохраняются неблагоприятные общие условия  функционирования сельского хозяйства. А именно, неудовлетворителен уровень  развития рыночной инфраструктуры, изношены производственные фонды, растут опережающими темпами цены на основные потребляемые отраслью ресурсы, и прежде всего, - энергоресурсы.

Важная  также проблема - это финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная  нестабильностью доходов, накопленной  декапитализацией, а также недостаточным  притоком частных инвестиций. Затруднен  доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых и информационных ресурсов. Высок удельный вес убыточных  предприятий. Рентабельность в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях экономики, а риски, по понятным причинам, - выше.

Особенно  остры социальные проблемы деревни. Зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 40% от средней в экономике  страны. Это значительно ниже, чем  в других государствах. Плохо, что  мы отстаем в этом отношении не только от развитых стран, но даже от стран  ближнего зарубежья - от Казахстана, Украины  и Белоруссии. Разрыв между городом  и деревней по уровню бедности не сокращается, а растет.

В результате продолжается миграция сельского населения  в города, тем самым обостряется  демографический кризис в целом  в стране. Особенно это касается молодежи. Поэтому остается низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами, как управленческого звена, так и работниками массовых профессий.

Сохраняются низкие темпы структурно-технологической  модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства  природно-экологического потенциала. Обеспеченность основными видами техники  отечественного сельского хозяйства значительно ниже, чем в развитых странах по тракторам - более, чем в 3 раза, а по зерноуборочным комбайнам - в 2 раза. Это является основным фактором неоправданных потерь в земледелии.

С целью  решения этих и других актуальных проблем и был разработан проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования  рынков.

В ней  предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и  индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного регулирования, налоговой политики.

На ближайшее  пятилетие определены три основные цели:

* Первая - это устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения;

* Вторая - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;

* Третья - сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

Принципы разработки Госпрограммы таковы:

Во-первых, комплексность. Программа объединяет в одно целое широкий набор  установленных законодательством  мер. Мы рассматриваем сельское хозяйство  как сложную социо-экономико-экологическую  систему, где эффект могут принести только комплексные проекты.

Во-вторых, бюджетирование по конечным результатам  и прозрачные механизмы распределения  средств.

В Программе  определены пять приоритетных направлений:

1. - Устойчивое  развитие сельских территорий;

2. - Создание  общих условий функционирования  сельского хозяйства;

3. - Развитие  приоритетных подотраслей сельского  хозяйства;

4. - Достижение  финансовой устойчивости сельского  хозяйства;

5. - Регулирование  рынка сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия.

Госпрограмма  не предусматривает отмену принятого  Правительством программно-целевого подхода  и поэтому ее составной частью стали федеральные и ведомственные целевые программы.

Речь  идет о двух утвержденных Правительством Российской Федерации ФЦП:

  • "Социальное развитие села до 2010 года",
  • "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы".

И пяти согласованных  с МЭРТ ведомственных целевых  программ (ВЦП). Это следующие программы:

    • "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)";
    • "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы";
    • "Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы";
    • "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы";
    • "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы".

Предусмотрены и другие мероприятия, в частности  ведомственные аналитические программы.

Структура и бюджетные параметры Государственной  программы были одобрены трехсторонней  Комиссией по рассмотрению основных показателей проекта программы, поддержаны представителями Государственной  Думы, Минэкономразвития и Минфина  России и предусматривают выделение  в 2008 году - 76,3 млрд. рублей, в 2009 году - 100 млрд. рублей, в 2010 году - 120 млрд. рублей, в 2011 году - 125 млрд. рублей, в 2012 году - 130 млрд. рублей. В целом, объем ресурсов на пятилетний период выполнения Госпрограммы составляет 551 млрд. рублей из федерального бюджета. Ежегодный объем поддержки сельского хозяйства из Федерального бюджета за пять лет увеличится в 2 раза.

Кроме этого, предполагается в тех же объемах  софинансирование мероприятий Госпрограммы со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. Это не только увеличивает ресурсное обеспечение программы, но и синхронизирует действия федеральных и региональных властей, содействует формированию единого экономического пространства.

Приведенные данные не должны создавать впечатления, что поддержка сельского хозяйства  в России будет осуществляться, как  из "рога изобилия".

Во-первых, не следует забывать, что отечественные  производители сельхозпродукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке  с субсидированным импортом, и  прежде всего из стран ЕС.

Анализ  показывает, что уровень господдержки в России в сравнении с развитыми  странами - один из самых низких. По последним данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которая объединяет 30 развитых стран, производящих две трети товаров и услуг в мире, совокупная поддержка сельхопроизводителей у них почти вдвое выше, чем в России и составляет 30% против 17% у нас.[20]

Во-вторых, государству необходимо на этом этапе  осуществить политику создания современного сельского хозяйства, особенно учитывая переходный характер нашей экономики. Именно поэтому в Программе упор сделан на развитие рыночных механизмов поддержки.

Как показал опыт последних пяти лет, такой подход, стимулирует привлечение в отрасль существенных частных инвестиций и способствует созданию современного конкурентоспособного производства. Это хороший пример партнерства государства и бизнеса. Что мы ждем от Госпрограммы? По прогнозным оценкам реализация Программы будет содействовать повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создаст ряд базовых предпосылок для устойчивого развития сельских территорий. Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве возрастут до 4% в год, а в животноводстве - до 5 %. Рассчитываем на оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, увеличить темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Прогнозируем рост энергообеспеченности отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий.[24]

Намечено  увеличить вдвое располагаемые  ресурсы домашних хозяйств в сельской местности. Все это положительно скажется на росте занятости и  доходов сельского населения, решении  социальных проблем.

В соответствии с Законом "О развитии сельского  хозяйства" установлен эффективный  механизм контроля и оценки за ходом  реализации Госпрограммы. Ежегодно оценка результатов реализации программы  будет осуществляться экспертной комиссией. В ее состав будут входить представители  отраслевых союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей  и потребителей сельскохозяйственного  сырья и продовольствия, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов  Российской Федерации. При этом число  государственных служащих в составе  экспертной комиссии не должно превышать  одну треть.

Информация о работе Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной техники