Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:45, реферат

Описание

Цель исследования заключается в совершенствовании механизма налогообложения производителей сельхозпродукции с учетом его природы и специфики, определении тенденций его становления на современном этапе, а также разработке предложений по реформированию налоговой системы и использованию ее для стимулирования развития аграрного сектора экономики. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
 дать оценку состояния сельского хозяйства;
 обосновать необходимость принятия спецрежима в сельском хозяйстве;
 раскрыть сущность ЕСХН;
 определить и объяснить элементы налога;
 выявить особенности налогообложения сельхозпроизводителей;
 раскрыть роль финансовой политики государства в этом секторе экономики;
 изложить направления и проекты по развитию АПК.
В качестве объекта исследования выбрана действующая система налогообложения аграрного сектора экономики страны. Предмет исследования - экономические отношения и механизм налогообложения, действующий в АПК в переходной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическое состояние сельского хозяйства в России………………......5
2. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)……………………………..16
3. Роль финансовой политики государства в развитии с/х……………………22 Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной техники.docx

— 65.72 Кб (Скачать документ)

Вопросы реформирования налоговой системы, отражая специфику современных  требований, сегодня становятся все  сложнее и острей. Задачи оптимизации  налогообложения всегда связаны  с достижением двух противоположных  целей: обеспечить достаточный уровень  фискальных изъятий и одновременно создать благоприятные условия  для хозяйствующих субъектов. Это  объясняется разнообразием функций  налогов и функциональными особенностями  механизма управления ими.

В результате преобразований в сельском хозяйстве  около 62% сельхозугодий перешло в частную собственность. Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия, которые существенно изменили хозяйственное поведение: стали более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта своей продукции. Совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты. Идет процесс становления сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,2%), но дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения.

Развитие  личных подсобных хозяйств увеличило  возможности самообеспечения населения  продуктами питания, что в период переустройства общества способствует сохранению социальной стабильности.

Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля практически полностью приватизированы. Взамен прежней системы распределения  продовольственной продукции возникла и развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми компаниями функционируют тысячи мелких и средних частных посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей.

Заметные  изменения произошли и в подходах к государственному регулированию  аграрного сектора на федеральном  и региональном уровнях. От прямого  вмешательства в производственные процессы и управление хозяйственной  деятельностью товаропроизводителей государственные органы переходят  к экономическим методам регулирования. Арсенал таких мер аграрной политики все более совершенствуется и  обогащается с развитием рыночных отношений.

Агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.

1. В силу  низкой рентабельности в сельском  хозяйстве в большей мере, чем  в других отраслях произошло  сокращение производственно-технического  потенциала. Отсутствие необходимых  денежных поступлений привело  к многократному уменьшению закупок  новой техники и оборудования  и физической амортизации большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями.

Особенно  актуальна проблема деградации земель. К настоящему времени из сельскохозяйственного  оборота выведено около 30 млн.га. Вынос 

питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит  их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных  почв.

2. Острейшей  проблемой является тяжелое финансовое  положение сельского хозяйства,  которое характеризуется: 

- незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;

- нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;

- высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве. В силу этого подавляющая часть сельхозпредприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает неденежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными последствиями.

3. Нерешенной  проблемой остается межотраслевой  диспаритет цен и доходов. В  условиях либерализации экономики  сельское хозяйство оказалось  особо незащищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.

4. Немаловажной проблемой является ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию. Либерализация цен в 1992 году привела к отмене государственных продовольственных дотаций, которые достигали по некоторым базовым продуктам 80% розничной цены. Это резко сократило покупательную способность населения.

5. Нормальному  функционированию агропромышленного  комплекса препятствует неразвитость  аграрных рынков, отсутствие эффективных  систем их регулирования, наличие межрегиональных торговых барьеров, искусственное сдерживание цен администрациями регионов. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.

Существенным  сдерживающим фактором роста агропромышленного  производства является отсутствие эффективных государственных и негосударственных систем регулирования продовольственного рынка. Старые административно-распределительные органы упразднены, а новые механизмы, соответствующие современным условиям функционирования экономики не созданы. Это затрудняет формирование единого рыночного пространства страны, приводит к существенным потерям для сельского хозяйства и населения.

Негативное  влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения  на вывоз снижают уровень конкуренции, приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен  в регионах нетто-импортерах, что  опосредованно ведет к сокращению спроса.

6. Предприятия,  поставляющие средства производства, крайне плохо адаптированы к  потребностям отечественного сельского  хозяйства. 

Среди них  можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно  на внутренний рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных  удобрений).

Первая  группа предприятий, столкнувшись с  резким сужением рынка своей продукции, оказалась в глубочайшем кризисе. Затянувшиеся процессы их реструктуризации и модернизации привели к критическому отставанию от потребностей АПК. Сдерживается организация дилерских сетей  современного типа, формирование лизинговых компаний.

Экспортно-ориентированные  отрасли не столь сильно пострадали от сужения спроса на внутреннем рынке, так как нашли свою нишу на внешнем. Перспективная проблема этих отраслей заключается в том, что рост спроса на их продукцию на внутреннем рынке может быть ограничен нежеланием снижать цены по сравнению с мировым уровнем, также как и приспосабливаться к потребностям внутреннего покупателя.

7. Проблемы  развития сельской местности  сегодня являются не только  социальными, но и оказывают  негативное воздействие на экономику  аграрного производства.

Социальная  инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании у сельхозпредприятий, увеличивая их непроизводственные расходы, ухудшая финансовое состояние.

Сложность проблемы заключается и в том, что в сельской местности, кроме сельскохозяйственной деятельности, практически нет других источников дохода. Это заставляет руководителей сельхозпредприятий сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории, что ведет к снижению производительности труда и общей рентабельности отрасли.

8. Во многих регионах преодолению негативных процессов препятствуют острые проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.

 

 

2. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

          Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является специальным налоговым режимом. Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в особых, оговоренных Кодексом и федеральными законами. Кроме налогообложения сельхозтоваропроизводителей (гл.26.1 НК РФ), к ним также относится:

- Упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);

- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл26.3 НК РФ);

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ).

Новая редакция гл.26.1 НК РФ «Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»  действует с 1 января 2004г.

Налогоплательщики

         Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельхозтоваропроизводителями, перешедшие на уплату единого с/х налога (ЕСХН) в установленном порядке.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

1. Организации  и индивидуальные предприниматели: 

- производящие сельхозпродукцию;

- осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельхозсырья собственного производства (в том числе на арендованных основных средствах)(постановление Правительства РФ от 25.07.2006 N 458);

- реализующие эту продукцию.

Обязательное  условие: чтобы в общем доходе было не менее 70% дохода от вышеперечисленных  видов деятельности.

2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, перерабатывающие, сбытовые, торговые, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, созданные в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".

Обязательное  условие: доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также  от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов  не менее 70%.

3. Градо-  и поселкообразующие рыбохозяйственные  организации с численностью работающих  с учетом совместно проживающих  членов семей не менее половины  численности населения соответствующего  населенного пункта.

Обязательные  условия:

1)если  средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом  федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным в области  статистики, не превышает за налоговый  период 300 человек; 

2)если  в общем доходе от реализации  товаров (работ, услуг) доля  дохода от реализации их уловов  водных биологических ресурсов  и (или) произведенной собственными  силами из них рыбной и иной  продукции из водных биологических  ресурсов составляет за налоговый  период не менее 70 процентов; 

3)если  они осуществляют рыболовство  на судах рыбопромыслового флота,  принадлежащих им на праве  собственности, или используют  их на основании договоров фрахтования.

Перейти на уплату ЕСХН не вправе организации  и индивидуальные предприниматели:

- занимающиеся производством подакцизных товаров;

- осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса;

- бюджетные учреждения.

Примечание. К сельскохозяйственной продукции  в целях налогообложения относятся: продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб др. биологических ресурсов.

Порядок перехода на ЕСХН

         Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно путем подачи заявления в налоговый орган по своему местонахождению в период с 20 октября по 20 декабря предшествующего года.

Сельхозтоваропроизводители  имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный  год, предшествующий году, в котором  подано заявление, доля дохода от реализации с/х продукции составляет не менее 70 процентов.

Информация о работе Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной техники