АИС в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:50, курсовая работа

Описание

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Сотрудники налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий – в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.

Содержание

Введение 3
1. Информационные системы в сфере налогообложения 5
1.1 Характеристика информационной системы налогообложения 5
1.2. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных систем в сфере налогообложения. 8
2. Информационные системы налогоплательщиков 12
2.1 Информационное обеспечение систем обработки налоговой информации. 12
2.2 Сдача налоговой отчетности через сеть Интернет 13
2.3 Порядок подключения налогоплательщиков к системе безбумажной технологии. 15
2.4 Программа «Налогоплательщик» 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

АИС в налогообложении.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

     Государственная налоговая служба Российской Федерации  входит в систему центральных  органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется  Президенту Российской Федерации и  Правительству Российской Федерации.

     Основной  задачей Государственной налоговой  службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных законодательством.

     Сотрудники  налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения  современных технологий –  в настоящее  время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.

     Вместе  с тем в настоящее время  налоговики принимают налоговую  и другую отчетность в бумажном виде, так как эта форма установлена нормативными документами. Естественно, такие ограничения снижают эффективность работы налоговых органов и создают дополнительные неудобства плательщикам.

     Принятием поправок к ст. 80 Налогового кодекса  Российской Федерации это препятствие  устранено, и теперь налогоплательщик вправе выбирать: подавать отчетность в электронном виде по каналу связи или по-прежнему стоять в очереди в налоговой инспекции. Следует помнить, что системы информационного взаимодействия подразумевают единый подход к процедуре представления отчетности и строгое соблюдение правил, ее описывающих. Даже небольшое отклонение приведет к тому, что стороны информационного взаимодействия перестанут понимать друг друга, а, следовательно, «взаимодействия» не произойдет. Конфликт между налогоплательщиком и налоговыми органами может возникнуть в случае ошибки при ручном вводе информации в системы ее обработки, которые развернуты в каждом налоговом органе независимо от уровня.

     Эффективное функционирование налоговой системы  возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

     Информационное  обеспечение включает весь набор  показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе  налоговых органов, используемые в  процессе автоматизации решения  поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

     Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

     Прогресс  в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий создает технические  предпосылки для постепенного перехода от традиционного документооборота, основанного на бумажных носителях, к электронному, является актуальностью темы. Однако реализации этих возможностей долгое время препятствовало отсутствие надежной правовой базы.

     Во  многих регионах проводились и проводятся эксперименты по приему налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на магнитных носителях. Как правило, в предлагавшихся при этом технологиях магнитный носитель лишь дублировал данные на бумаге, позволяя несколько сократить время на прием и обработку данных, но не решая проблему по существу. Между тем и налогоплательщики, и сотрудники налоговых органов неоднократно высказывали пожелание перейти на бесконтактные и безбумажные технологии сдачи отчетности.

     В ряде регионов проводятся эксперименты по отработке технологии сдачи отчетности по каналам связи, в том числе с использованием Интернета, в ходе которых апробировались различные решения. Результаты экспериментов внимательно изучались. Тщательно анализировался и зарубежный опыт. Все это позволило сделать вывод не только о принципиальной возможности перехода на безбумажные и бесконтактные методы представления отчетности, но и о реальности такого перехода в самой ближайшей перспективе, что нашло свое отражение в вышеупомянутых изменениях, внесенных в Налоговый кодекс.

 

1. Информационные системы в сфере налогообложения

1.1 Характеристика информационной  системы налогообложения

     В момент создания налоговых органов  в них была перенесена существующая система работы финансовых структур.

     Основными показателями этой системы были:

     - получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

     - ручная обработка полученной  информации, хранение ее только  на бумажных носителях;

     - нерегламентированность большинства  процедур по сбору налогов;

     - стихийно развивающаяся информационная система.

     Проектирующееся внедрение интегрированных комплексов для территориальных налоговых  инспекций, обеспечивающий единую систему  администрирования баз данных по налогообложению юридических и  физических лиц и единое ведение  нормативно-справочной информации, обеспечивает:

     - автоматизацию всех функций по  учету налогоплательщиков и налоговых  поступлений;

     - информационное взаимодействие  всех структурных подразделений  налоговой системы между собой  и с внешними ведомствами;

     - высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

     - повышение производительности труда;

     - оперативность и точность результатов  учета, анализа и прогнозирования  налоговых поступлений. 

     Широкомасштабное  внедрение безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщиками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

     - уменьшения общей численности  сотрудников в территориальной  налоговой инспекции, занятых  реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

     - сосредоточения деятельности сотрудников  территориальных налоговых органов  на тех аспектах налогового  администрирования, которые требуют  непосредственных встреч с налогоплательщиками;

     - устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;

     - повышения качества камеральных  и выездных налоговых проверок

     В последние годы наметилась тенденция  переноса центра тяжести приема и  обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность функционирования территориальных налоговых органов.

     Для осуществления работы подразделений  ФНС разработана и уже функционирует многоуровневая АИС «Налог», обеспечивающая решение задач накопления и обработки информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

     В настоящее время МНС России подготовлен комплект документов, определяющих все технологические и организационно-правовые процедуры при представлении налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи.

     Представление налоговых деклараций в электронном  виде будет осуществляться, с одной стороны, по добровольному желанию налогоплательщика, а с другой стороны, –  при наличии у налоговых органов технических возможностей для их приема. В последнее время МНС России предприняты меры по укреплению материально-технической базы территориальных инспекций, создающие возможность организации электронного документооборота между налоговыми органами различных уровней и налогоплательщиками, а также между налоговыми органами и другими ведомствами.

     Защита  информации при представлении по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер. Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

     Программно-технические  меры заключаются в использовании  сертифицированных Федеральным  агентством правительственной связи  и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) средств криптографической защиты информации и автоматическом выполнении функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними.

     Механизм  разрешения конфликтных ситуаций допускает  досудебные разбирательства и будет  зафиксирован в порядке обмена, утверждаемом МНС России. Налогоплательщик, участвующий  в системе электронного документооборота с налоговыми органами, берет на себя обязательства соблюдать регламент обмена и правила работы со средствами криптографической защиты информации.

     Средства  криптографической защиты информации обеспечивают электронную цифровую подпись (ЭЦП) и шифрование, имеющее гарантированную стойкость. Шифрование защищает от несанкционированного просмотра электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам связи, а ЭЦП гарантирует однозначную идентификацию отправителя и защиту электронного документа от искажений.

     Перечень  налоговых деклараций и иных документов, подлежащих представлению в налоговые  органы в электронном виде, утверждается Министерством Российской Федерации  по налогам и сборам. Как известно, в территориальных налоговых  инспекциях используются разные программы для обработки налоговой отчетности и ведения баз данных камеральных проверок. Еще большее разнообразие наблюдается в программных средствах, используемых налогоплательщиками для подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Обеспечить совместимость и «взаимопонимание» этих программ призван единый формат представления данных бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. Такой формат был разработан и апробирован в ходе пилотных проектов, проводившихся в Москве и других регионах. Он будет открыт для использования всеми разработчиками программных средств для налогоплательщиков и налоговых органов.

     При соблюдении основных условий представления  налоговых деклараций и иных документов в электронном виде налогоплательщик будет освобождаться от необходимости представления последних в налоговые органы на бумаге. Но при этом и налогоплательщик, и сотрудники налоговых органов должны обеспечить хранение архива документов в электронном виде в течение срока, определяемого законодательством Российской Федерации. Возможно, на первых порах налогоплательщикам будет рекомендовано хранить бумажные копии налоговых деклараций, переданных в налоговые инспекции в электронном виде по каналам связи, у себя. Представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи будет осуществляться через специализированных операторов связи, определяемых на основе аттестации (конкурсного отбора), в соответствии с законодательством Российской Федерации и документами, утверждаемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Таковыми должны быть организации, имеющие соответствующие лицензии ФАПСИ и Министерства связи и отвечающие требованиям по обеспечению регламента взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами в автоматизированном режиме.

Информация о работе АИС в налогообложении