АИС в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:50, курсовая работа

Описание

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Сотрудники налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий – в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.

Содержание

Введение 3
1. Информационные системы в сфере налогообложения 5
1.1 Характеристика информационной системы налогообложения 5
1.2. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных систем в сфере налогообложения. 8
2. Информационные системы налогоплательщиков 12
2.1 Информационное обеспечение систем обработки налоговой информации. 12
2.2 Сдача налоговой отчетности через сеть Интернет 13
2.3 Порядок подключения налогоплательщиков к системе безбумажной технологии. 15
2.4 Программа «Налогоплательщик» 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

АИС в налогообложении.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с поправками к Налоговому кодексу при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном  виде налоговый орган будет обязан принять налоговую декларацию и  передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Фактически это будет та же декларация, но уже заверенная электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа.

     И еще один немаловажный момент. При  представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором по аналогии с тем, как это делается сейчас при отправке деклараций по обычной почте.

1.2. Особенности проектирования  и внедрения компьютерных информационных систем в сфере налогообложения.

      Для разработки АИС и координации  их создания и функционирования в  органах налоговой службы созданы  специальные структуры. В центральном  аппарате организовано Управление информационных систем, а на региональном и местном уровнях – отделы информатизации и администраторы баз данных.

     Проекты разрабатываются специалистами  по информатизации и модернизируются  по мере изменения условий функционирования налоговых органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях созданы вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ), координирующие работу отделов информатизации на региональном и муниципальных уровнях.

     Основными системными требованиями является создание распределенного банка данных, обеспечение  безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.

     АИС проектируется как открытая модульная  система, состоящая из структурных  подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается также как открытая система.

     Архитектура информационной системы АИС «Налог»  построена в соответствии с иерархией  подразделений ФНС России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру, включающую:

     - пользовательский уровень в виде АИС подразделений ФНС РФ,

     - уровень обработки и обмена  информацией между центром обработки  данных (ЦОД) и комплексами ФНС; 

     - транспортный уровень. 

     Реализуется как территориально - распределенная телекоммуникационная сеть, объединяющая в единое пространство подсистемы АИС “Налог” и системы телекоммуникаций (СТК) России, и позволяет сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер с преимуществами централизованной обработки и управления всей системой.

     Решение задач в налоговых органах связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая поступает от налогоплательщиков в основном на бумажных носителях и носит конфиденциальный характер. Поэтому в информационном аспекте система должна обеспечивать защиту поступающей и хранящейся информации, ее достоверность, иметь рациональные системы кодирования, использовать единые классификаторы, иметь хорошо организованные информационные файлы и БД и СУБД, формировать выходные документы в форме, удобной для восприятия. Для АИС НС очень важно создание интерфейса, на основе электронного обмена данными как внутри НС, так и с внешней средой, включая связи с налогоплательщиками и службами, формирующими налогооблагаемые базы по различным видам (имущество, земля и т.п.), а также с органами власти, статистики, налоговой полицией, таможенным комитетом, МВД, УФК, банковскими и кредитными организациями.

     Информационное  взаимодействие предполагает совместимость  формируемых БД, в т.ч. по государственному реестру налогоплательщиков и их собственности, банковским счетам, объемам и ценам различных материальных ценностей, движению на счетах бюджета.

     Поскольку АИС налоговой службы относится  к классу больших систем, к ней  уже на стадии проектирования предъявляются  требования по:

     - совместимости всех элементов внутри системы и со смежниками;

     - возможности быстрого изменения  в соответствии с изменениями  в налоговой системе,

     надежности, достоверности и актуальности хранимой информации;

     - возможности быстрого получения  нужной информации по запросам;

     - простоте ввода информации;

     - разнообразию вывода информации;

     - обмену информацией с другими  системами и уровнями.

     Существенными требованиями являются также:

     - Разработка и функционирование  системы на базе имеющегося  общесистемного и прикладного  ПО разных типов, позволяющих осуществлять межсистемный обмен;

     - Использование общегосударственных  классификаторов;

     - Создание информационных файлов  и БД, управляемых СУБД:

     - Формирование выходной информации  в унифицированных и удобных  для восприятия формах и т.п.

     - Создание единого информационного  пространства с внешней средой;

     - Информационное объединение сетями  телекоммуникаций всех участвующих  в обмене информацией структур;

     - Возможность доступа к информации  каждой из них.

     Для обеспечения возможности взаимодействия АИС налоговых служб со всеми государственными структурами требуется слияние, взаимный обмен и использование таких БД, как :

     - Государственный реестр налогоплательщиков;

     - Банковские счета налогоплательщиков;

     - Сведения об участниках и объемах  внешнеэкономической деятельности;

     - Движение на счетах государственного  бюджета в части налоговых  поступлений и др.

     Для того чтобы иметь возможность  передавать налоговую и иную отчетность в электронном виде по каналам  связи, налогоплательщик должен будет  обратиться в налоговый орган по месту своего учета с письменным заявлением и получить формальное согласие. Смысл этой процедуры состоит в том, что налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем желании в дальнейшем передавать отчетность именно по каналам связи, а не на бумаге и обязуется соблюдать все правила и процедуры. В свою очередь, налоговый орган регистрирует налогоплательщика как участника электронного документооборота и соответствующим образом настраивает свои средства на прием отчетности от данного налогоплательщика.

     Другим  условием представления налоговых  деклараций в электронном виде является использование программных и  аппаратных средств, обеспечивающих возможность:

     ·  формирования данных налоговой декларации для их последующего представления в виде электронных документов по каналам связи и на магнитных носителях в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

     ·  подписания передаваемых электронных документов электронной цифровой подписью и проверки электронных цифровых подписей, поставленных на полученных электронных документах, при помощи средств, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;

     ·  шифрования передаваемых электронных документов при помощи средств криптографической защиты информации, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;

     ·  поддержки порядка взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде, утверждаемого Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

     Все средства криптографической защиты информации, применяемые для шифрования отчетности, должны в обязательном порядке иметь сертификат ФАПСИ, так как по законодательству Российской Федерации органам исполнительной власти использовать средства шифрования, не имеющие сертификата ФАПСИ, запрещается. В противном случае система не будет работать, поскольку налоговики не смогуть гарантировать юридическую значимость электронных документов и обеспечить конфиденциальность обмена.

 

2. Информационные системы налогоплательщиков

2.1 Информационное обеспечение  систем обработки  налоговой информации.

     Информационное  обеспечение (ИО) является важнейшим  элементом АИС, т.к. именно оно отражает состояние управляемого объекта и является основой для принятия управленческого решения. ИО должно иметь возможность:

     - обеспечения пользователей АИС  информацией, необходимой для  выполнения ими своих профессиональных  обязанностей;

     - распределенного хранения и обработки  информации,

     - накопления информации в базах  и банках данных в местах  ее использования;

     - предоставления пользователям автоматизированного  санкционированного доступа к  информации,

     - одноразового ввода и многоцелевого использования;

     - обеспечения информационной взаимосвязи  между задачами подсистем и  с внешними уровнями.

     ИО  АИС «Налог» и ее варианта для  местного уровня-ЭОД структурно состоит  из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное представлено документами  и средствами формализации записи для подготовки к машинной обработке информации, в т.ч.:

     - описанием системы классификации  и кодирования;

     - документацией;

     - описанием потоков информации, входных  и выходных сообщений.

     Один  из основных принципов работы системы  ЭОД состоит в том, что информация в базе обязательно должна быть документирована. Условно можно разделить базу на две: база документов и база учетных данных. Каждый документ обязательно регистрируется в системе с присвоением уникального системного номера. Для каждого входящего документа определен перечень разделов учетных данных, доступных данному документу для ввода и редактирования.

     Следующий принцип работы системы – предлагаемый пользователю проект решения, это перечень исходящих документов, которые система  предлагает к формированию в зависимости от того, какой входящий документ был представлен налогоплательщиком. Например, если это «Заявление о постановке на учет…» в качестве исходящего программа сформирует и предложит к выдаче соответствующий шаблон документа.

2.2 Сдача налоговой  отчетности через  сеть Интернет

     В настоящее время Россия присоединилась к ведущим странам мира, активно  использующим систему организации  обмена конфиденциальной информацией  между налогоплательщиками и  налоговыми органами по телекоммуникационным сетям связи. В Москве эксперимент удался. В провинции он будет осуществляться в ближайшее время. Поэтому тамбовские налогоплательщики должны быть заранее подготовлены к новой форме представления отчетности.

   При сдаче отчетности по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота, обеспечивающая не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных ситуаций.

     Налогоплательщик  осуществляет обмен электронными документами  только с налоговым органом и оператором связи, в следующем порядке

     1) после подготовки отчетности  в соответствии с утвержденным  форматом подписывает ее своей  ЭЦП и отправляет в адрес  налогового органа по месту  учета;

     2) в течение суток (без учета  выходных и праздничных дней) с момента отправки отчетности получает:

     - квитанцию о приеме отчетности  в электронном виде;

     - протокол входного контроля отчетности;

Информация о работе АИС в налогообложении