Налоговая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Франции интересна тем.docx

— 88.81 Кб (Скачать документ)

 Службы, ответственные  за налоговую проверку. Операции  по осуществлению налоговой проверки  выполняются агентами отделов  внешних операций DGI

- Главного Налогового  Управления, организация которого  включает следующие структуры:

- Управления национальной  компетенции;

- Региональные управления;

- Специализированные управления;

- Департаментские управления;

- Локальные службы.

 Распределение компетенции  между различными службами, которые  осуществляют налоговую проверку, зависит от сочетания следующих  критериев, а именно:

- Географическое положение;

- Сумма дохода полученного  в течение периода, подвергаемого  проверке;

 

- Принадлежность налогоплательщиков группе обществ, связи или процентные отношения с иностранными организациями или физическими лицами;

- Область или специфика  деятельности;

- Социально-профессиональная  группа;

- Зависимости или субординации  в отношении с другими налогоплательщиками.

 Какой бы ни была  служба, к которой принадлежит  агент, осуществляющий контроль, он должен соблюсти те же  порядки судопроизводства и те  же гарантии, которыми пользуется  налогоплательщик или проверяемое  предприятие.

 С реформой структуры  Главного налогового управления, бригады, осуществляющие проверки, создавались в основном по  территориально направленному принципу. Эта реформа имела в качестве  конечной цели специализировать  агентов, ответственных за внешнюю  налоговую проверку и установление  организации, подобную той, которая  существует в национальных и  региональных управлениях.

2.2. Административные полномочия  и гарантии налогоплательщиков при налоговом контроле во Франции

 Юридические уловки, фальшивые  счета, это только малая часть  того, что обычно используется  для освобождения от обязательных  налоговых выплат.

 Чтобы бороться с  уклонением от налогов законодатель  снабдил администрацию полномочиями, а налогоплательщиков гарантиями. Со временем полномочия и гарантии  возросли, под контролем судей  и вследствие принципов, провозглашенных  Европейской конвенцией прав человека. Иногда бывает полезно прибегнуть к сравниванию прав различных юридических систем, чтобы оценить национальные особенности.

 Полномочия администрации  и гарантии налогоплательщиков  основываются на равновесии, всегда  непрочном и чей формализм  выражает одновременно принуждение  и защиту.

I. В стадии подготовки

 Невозможно проводить  налоговый контроль без предварительно  собранной информации. Для ее  сбора имеются различные полномочия.

 Администрация может  осуществлять право на получение  информации согласно статье L81 и  по Процессуальному налоговому  кодексу по отношению к физическим  или юридическим лицам, подлежащим  налогообложению или также по  Общему налоговому кодексу и  имеющим статус коммерсантов. Это  право может использоваться по  отношению к поставщикам, людям  свободных профессий, а также  к банкирам, органам социального  обеспечения и общественным организациям. По информации, собранной таким  образом, администрация ищет подтверждения  у налогоплательщика, исправляет  или раскрывает спрятанное, полезное  для контроля.

 

 Налогоплательщик может  отказать в предоставлении секретной  профессиональной информации, особенно  медицинской, но он не имеет  право отказать в доступе к  деловой информации.

 Налоговые органы имеют  другое право: право на расследование.  Согласно статье L80F и L80J Налогового  кодекса речь идет о процедуре  поиска отсутствующих накладных,  особенно на НДС. Инспекторы  приходят неожиданно, составляют  протоколы. Затем этот документ  используется для налоговой проверки, которая гарантирует специальные  права.

 Налогоплательщик, который  отказывает в этом праве, подвергается  штрафу.

 В конце концов, налоговые  органы имеют право на проверки  и наложение ареста согласно  статье L16B Налогового кодекса. Речь  идет о настоящих обысках, наделенных  особыми поручительствами. Существует  простой принцип: каждый визит  должен быть санкционирован высокой  инстанцией, по запросу налогового  органа. Только судья проверяет  обоснованность представленного  запроса. Сначала конституционный  Совет, затем кассационный двор  последовательно вносят важные  уточнения, направленные на усиление  гарантий налогоплательщика.

 В этой подготовительной  фазе налогового контроля собирается  информация, не имеющая никакого  критического суждения на поданные  налогоплательщиком декларации. На  этой стадии контроль еще не  начат.

II. Общие замечания к  проверкам

 Существуют общие гарантии  по проверкам ситуаций физических  лиц и счетов юридических лиц.

 Согласно статье L47 НК  налогоплательщику обязательно  отправляется уведомление о проверке. Это делается по почте и  с отметками о получении. В  документе указываются года, которые  будут проверяться. До сведения  налогоплательщика доводится также,  что он может выбрать консультанта, и, кроме того, может встретиться  с руководством проверяющих инстанций  или местных властей, чьи адреса  и имена ему предоставляются.

 Уведомление сопровождается  обязательным разъяснением прав  налогоплательщика. Все замечания,  представленные в этом опусе  могут быть опротестованы. На  самом деле, речь идет о брошюре,  объясняющей просто и ясно  права и обязанности налогоплательщика  и проверяющей организации. Очень  важно объяснить суть налоговой  проверки, если хотят, чтобы налогоплательщик  ее принял. Какова бы ни была  проверка, налогоплательщик сам  выбирает защиту. Но он может  защищаться и один. Поддержку  налогоплательщику может оказывать  как адвокат, так и другие  компетентные лица. Поддержка может  осуществляться в присутствии  налогоплательщика, или просто  представлять его интересы при  контроле.

 Тот, кого проверяют,  может встретиться с вышестоящими  органами налогового инспектора, если отношения с последним  не складываются.

 Проверка обязательно  должна заканчиваться письменным  уведомлением об отсутствии нарушений,  если нет таковых, или о выплате  найденных недоимок. Таковы требования  статей L 49 и L 57 НК. Извещение об  уплате должно быть обосновано  фактами и правовыми обязательствами.  Налогоплательщик должен знать,  что ему вменятся в вину, каков  ущерб, каковы предъявленные документы.

Затем в течение 30 дней он либо вносит недоимки, либо оспаривает их. Если же налогоплательщик не дает никакого ответа в эти сроки, по умолчанию, считается, что он согласен с предъявленными требованиями. И наоборот, если он просит снизить первоначальные требования, налоговые органы должны это учитывать  или мотивировать свой отказ. Вторичное  обращение с такой просьбой недопустимо.

 Мотивация относится  также и к процедуре осуществления  контроля. Если налогоплательщик  заполнил декларацию и не противится  проверке, то она проходит спокойно. Речь идет об общей стороне,  которая основывается на обмене  информацией, диалоге между налогоплательщиком  и проверяющими. Это ходатайства  в комиссии департамента по  прямым налогам и ставкам на  товарооборот, в чьей компетенции  находятся факты, а не правовые  вопросы. Но если налогоплательщик  не выполняет свои обязательства,  к нему применяются судебные  санкции. В таких случаях проверка  повторяется, предъявляется требование  об уплате, после установления  дохода, облагаемого налогом.

 Мотивация обязательна  также и при установлении штрафа. Когда нельзя уличить в уклонении  от налогов, когда они скрыты, инспектор должен любыми средствами  добыть доказательства для взысканий,  которые дорого обойдутся мошеннику.

III. Специфика каждой проверки

 Проверка счетов частных  предприятий и физических лиц  вот уже тридцать лет имеет  особые гарантии. Каждая проверка  использует все, чтобы защитить  эти лица от произвола администрации.

 Каждый год осуществляется  более 45 000 проверок, суммы уплат  составляют около 6 млрд. евро, к  которым можно добавить 2 млрд. штрафов.  Взыскание налогов превышает  60%.

 Налоговым органам запрещено проверять одни и те же налоги за один и тот же период. Согласно статье L 51 НК это не относится к уклоняющимся от налогов.

 Инспектор имеет право  на неожиданную проверку, без  предупреждения. В таких случаях,  согласно статье L47 НК он может  проверить материальную базу, недвижимое  имущество, человеческие ресурсы.  Он правомочен, также проверить  цены или финансовые документы. С самого начала операций налогоплательщик может получить информацию в устной форме о проверке налогов или ставок.

 Что касается частных  лиц, здесь осуществляется порядка  5 000 проверок в год, что приносит 500 млн. евро дополнительно от  взысканий и 250 млн. от штрафов.

 Такой контроль требует,  чтобы инспектор изучил жизнь  и банковские счета налогоплательщика.  Это рассматривается иногда как  покушение на личную жизнь.  Поэтому законодательно такие  проверки ограничены во времени.  Они не могут превышать 12-ти  месяцев, за исключением тех  случаев, когда налогоплательщик  утаил доходы, или спрятал их  за границей, и информацию приходится  искать при помощи международных  организаций. Кроме того, статья L103 НК поясняет, что информация, полученная  в результате налоговой проверки, является служебной тайной и  может быть использована только  специалистами.

 Подводя итог необходимо  заметить, что один из основных  вопросов во Франции, да и  в России, это вопрос о выплате  налогов, или о "налоговой  демократии". Парламент издает  закон и его нужно соблюдать.  Налоговый контроль необходим  для выполнения закона. Закон  предусматривает права и обязанности  налоговых органов и налогоплательщиков, которые необходимо соблюдать,  чтобы не отступать от основ  демократического строя государства.

3. Оценка состояния налоговых  правонарушений и применение ответственности за их совершение во Франции

3.1. Общая характеристика  налоговых правонарушений во Франции

 Налоговые правонарушения  исследуются правоведами и криминологами  Запада в контексте общей проблемы  роста сопротивляемости налогам.

 Ключевым критерием  отнесения того или иного противоправного  деяния к разряду экономических  преступлений является объект  посягательства. Такие преступления  наносят ущерб экономике государства  в целом или отдельным секторам  экономики, а также предпринимательской  деятельности.

 Проиллюстрируем данное  положение на примере налоговых  правонарушений. Среди наиболее  существенных негативных последствий  уклонения от уплаты налогов  следует выделить следующие:

- недополучение казной  налоговых сборов приводит к  сокращению доходной части государственного  бюджета и росту его дефицита;

- неуплата отдельными  предприятиями налоговых обязательств  в полном объеме ставит субъекты  хозяйственной деятельности в  неравное положение и искажает  истинную картину рыночной конкуренции;

- нарушается принцип  социальной справедливости, поскольку  возникает дополнительное налоговое  бремя для того, кто исправно  выполняет свои налоговые обязательства.

 Ущерб, причиненный  такого рода преступлениями государству,  может быть экономическим и  моральным.

 В количественном отношении  наиболее полно учитывается экономический  ущерб. Говоря о моральном ущербе  от экономической преступности, исследователи считают, что такая  преступность разлагает общество, подрывает веру граждан в дееспособность  государственных институтов и учреждений, в возможность честно получать прибыль и участвовать в конкуренции.

"Интернационализация"  преступной деятельности в экономической  сфере, отчетливо наметившаяся  еще в конце 1960-x годов, привела  к тому, что ущерб от одного  преступления может наноситься  национальным экономикам нескольких  государств.

 Наряду с преступлениями, посягающими на финансовую систему  государства (сокрытие прибыли,  уклонение от уплаты налогов,  таможенные преступления и т.д.), к экономическим преступлениям  можно отнести следующие противоправные  деяния:

- преступления, связанные  со злоупотреблениями в области  капиталовложений и наносящие  ущерб компаньонам (махинации  с бухгалтерскими документами,  акциями и т.д.);

 

- преступления, связанные  со злоупотреблениями депозитным  капиталом и наносящие ущерб  кредиторам и гарантам (ложное  банкротство, мошенничество в  области страхования, махинации  субсидиями и др.);

- преступления, связанные  с нарушениями правил свободной  конкуренции (сговор о фиксировании  цен, ложная реклама и др.);

- преступления, состоящие  в махинациях в области социального  страхования и пенсионного обеспечения;

- коммерческие взятки;

- компьютерные преступления  и др.

 Несложно заметить, что  практически все перечисленные  правонарушения так или иначе  связаны с механизмом налогообложения.  К собственно налоговым преступлениям  законодательство зарубежных стран  относит нарушения по уплате  различных налогов, а также  таможенные правонарушения, прямо  или опосредованно связанные  с уплатой таможенной пошлины,  являющейся разновидностью косвенных  налогов.

Информация о работе Налоговая система Франции