Налоговая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Франции интересна тем.docx

— 88.81 Кб (Скачать документ)

Местные налоги Франции.

В 80-х годах во Франции  произошла реформа местного управления и самоуправления, в результате которой  были урегулированы следующие вопросы: - разграничение полномочий между  государственной властью и местными органами;

- распределение государственных  ресурсов;

- административной организации  регионов и некоторые другие.

Местные органы представляют около 80 тысяч самостоятельных бюджетов (коммуны, департаменты, регионы и  т.д.). Общая часть местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета  страны. Их динамика характеризуется  быстрым ростом.

Из системы местных  налогов следует выделить 4 основных:

- земельный налог на  застроенные участки; 

- земельный налог на  не застроенные участки; 

- налог на жилье; 

- профессиональный налог.

Земельный налог на застроенные  участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости-здания, сооружения, резервуары и т.д., а также  участков, предназначенных для промышленного  или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости  участка.

От данного налога освобождается  государственная собственность  и здания, находящиеся за пределами  городов и предназначенные для  сельскохозяйственного использования. Также этот налог не платят лица, старше 75 лет и получающие специальные  пособия из общественных фондов или  пособия по инвалидности.

Налог на не застроенные  участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки  под застройку и т.д. Кадастровый  доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости  участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной  собственности. Могут временно освобождаться  участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается  как с собственников жилых  домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут частично или полностью  быть освобождены от уплаты.

 

Профессиональный налог  вносится юридическими и физическими  лицами, постоянно осуществляющими  профессиональную деятельность, не вознаграждаемую  заработной платой.

Помимо четырех основных местные органы самоуправления могут  вводить и другие местные налоги:

-налог на уборку территорий. Он касается всех видов собственности,  затрагиваемых земельным налогом  на застроенные участки;

-пошлина на содержание  Сельскохозяйственной палаты, взимаемая  сверх налога на не застроенные  участки с того же базиса;

-пошлина на содержание  Торгово-промышленной палаты, вносимая  теми, кто уплачивает профессиональный  налог;

-пошлина на содержание  палаты ремесел, уплачиваемая  предприятиями, которые включены  в реестр предприятий ремесел;

-местные и департаментные  сборы на освоение рудников;

-сборы на установку  электроосвещения;

-пошлина на автотранспортные  средства, она приравнивается к  гербовому сбору и налагается, кроме установленных исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории  Франции и в заморских территориях.  Ее размер зависит от мощности  двигателя и возраста автомобиля.

-налог на превышение  допустимого лимита плотности  застройки, которая уплачивается  строительными организациями района  в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство;

-налог на озеленение.

Организация проведения налоговых  проверок во Франции.

Отбор дел для проверок осуществляется различными способами:

1. На основе изучения  дел налогоплательщиков по декларациям.

Декларации поступают  в налоговый орган, где проверяется  их формальная сторона, их данные сопоставляются с данными, предоставленными налогоплательщиком.

2. Поиск сторонней, внешней  информации.

С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные  структуры, например, на департаментском  уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном уровне – межрегиональные бригады. Кроме  того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.

В Налоговом кодексе Франции  процедуры налогового контроля в  отношении предприятий и физических лиц четко разделены и прописаны  в «Книге налоговых процедур», которая  представляет собой процессуальный Налоговый кодекс.

Налогоплательщик имеет  право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина  проверки, на крупных предприятиях составляет три года, но этот срок может  быть увеличен при необходимости  до пяти лет. Ревизионный цикл (период между проверками) составляет обычно 4-5 лет. Так, банки проверяются раз  в 4 года.

С 1997 года во Франции применяется  новая процедура «Общая проверка малых предприятий». Минимальный  срок проверки равен 2-3 дням. Ревизионный  период для малых предприятий, как  правило, составляет один год.

На всех предприятиях может  проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется либо один налог или конкретный вопрос, например, применение налоговых льгот.

Специальные правила установлены  в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более  года. Налогоплательщика обязаны  уведомить о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к  специалистам.

Налогообложение опирается  на государственную систему бухучета, которая является обязательной. Существует и упрощенная система.

Налог на добавленную стоимость

НДС обеспечивает 45% всех налоговых  поступлений. Он взимается методом  частичных платежей. Существует 4 вида ставок НДС:

18,6% - нормальная ставка  на все виды товаров и услуг;

33,33 - предельная ставка  на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

7% - сокращенная ставка  на товары культурного обихода  (книги);

5,5% - на товары и услуги  первой необходимости (питание,  за исключением алкоголя и  шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).

Сейчас наблюдается тенденция  к снижению ставок и переходу к  двум ставкам - 18,6% и 5,5%. Законами Франции  предусмотрено два вида освобождения от НДС:

Окончательное: компенсация  НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке  и продаже. От уплаты НДС освобождается  три вида деятельности:1) медицина и  медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и  благотворительного характера. Так  же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

Существует список видов  деятельности, где предусмотрено  право выбирать между НДС и  подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической  деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая  деятельность, муниципальное хозяйство.

Во Франции 3 млн. плательщиков НДС. Расчет ведется самими предприятиями; при упрощенном учете - налоговой  службой. Мелкие предприятия (с товарооборотом менее 3 млн. франков и менее 0,9 млн. франков в сфере услуг) могут  заполнять декларацию в течение  года расчетно. НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятия  предоставляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога. Существуют квартальные и годовые  сроки уплаты НДС в зависимости  от товарооборота. Компенсация НДС  в случае экспорта происходит ежемесячно. Для остальных видов деятельности - ежеквартально. Если предприятие имеет  товарооборот менее 300 000 франков, то НДС  платится. Предприятия вносят в бюджет постоянную сумму. Если сумма НДС  меньше 1350 франков, то подобные предприятия  освобождаются от его уплаты. Скидка предоставляется мелким ремесленникам, если НДС меньше 20000 франков. Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в  вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский  НДС представляет собой более  гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой  системе скидок и льгот. Во много  эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные  черты: это освобождение от уплаты НДС  предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые  мелким ремесленникам. Важная особенность  французского НДС - это возможность  его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей  гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что  говорит о его эффективности. Рассматривая этот налог с точки  зрения мировой налоговой гармонизации, нужно отметить положительную тенденцию  к его снижению т к переходу от использования 4-х ставок к использованию 2-х.

Подоходный налог

Данный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета. Это  связанно с историческими особенностями, с тем, что правительство использует подоходный налог для проведения своей социальной политики: в условиях неразвитости общественных фондов потребления  подоходный налог является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим. На подоходный налог возложены  функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии - от 0 до 56,8% в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений. Принципиальная особенность - обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год. Это усложняет контроль за полнотой изъятия, замедляет оборот поступления налога в бюджет. Кроме того, если в течение года доходы упали, могут возникнуть проблемы с уплатой. Доходы налогоплательщика делятся на 7 категорий:

плата по труду при работе по найму.

Земельные доходы (от сдачи  в аренду земли и зданий).

Доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты).

Доходы от перепродажи (*зданий; *ценных бумаг).

Доходы от промышленной и  торговой деятельности предприятий, не являющихся АО.

Некоммерческие доходы (доходы лиц свободных профессий).

Сельскохозяйственные доходы. Для каждой из 7 категорий своя методика расчета. Общим правилом вычетов  для определения чистого дохода является то, что вычитаются все  производственные расходы, обеспечившие доходы. Вычитаются расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность. Для расчета налога чистый доход  семьи распределяется на части. Затем  определяется сумма налога по соответствующим  ставкам на каждую часть. Общий размер налога определяется сложением сумм налога по каждой части. Такая схема  позволяет смягчить налоговое бремя  и создать льготы многодетным  семьям. После расчета величины он может быть сокращен на 25% сумма расходов, связанных с содержанием детей  в дошкольных учреждениях, оказанию помощи престарелым, уплатой процентов  за кредит, страхованием жизни, покупкой акций.

Оплата по труду.

Из общей суммы вычитаются:

взносы на соцстрах;

расходы на профессиональное обучение;

профессиональные расходы (проезд до работы, обед, и т.п.).

Лимит - 10% от заработной платы, хотя возможно и его превышение при  наличии реальных чеков и счетов. Затем облагаемая з/п уменьшается  на 20% - скидка за вынужденную честность, так как наемные работники  не имеют возможности укрытия  доходов, в отличие от торговцев и мелких предпринимателей. Эти скидки не применяются при з/п больше, чем 500 000 франков в год.

Земельные доходы.

Из общего дохода исключаются:

15% при аренде зданий  и 10% при аренде земли;

расходы, связанные с содержанием  зданий;

суммы налога на здания и  земли.

Доходы от оборотного капитала.

Уменьшаются на:

расходы по оплате услуг  банка, если он ведет дела по акциям;

16 000 франков - для стимулирования  мелких держателей акций.

Не облагается сумма доходов  от процентов по вкладам на сберкнижку до 60 000 франков.

Доходы от перепродажи. Делятся  на доходы от перепродажи (1) зданий и  от перепродажи (2) акций и уменьшаются: (1) на инфляцию, 5% скидку в год для  защиты от спекуляции, через 20 лет скидка достигает 100%. Если продается собственный  дом или квартира, в которой  владелец проживал, то доход не облагается. Доходы от продажи недвижимого имущества  учитываются только, если сумма продаж более 290 000 франков. (2) доходы и потери по акциям сальдируются. Чистые потери могут быть отнесены на будущий доход, но не более, чем на 5 лет. Доходы от перепродажи  ценных бумаг могут облагаться, по выбору плательщика, поставки 16% и не включаться в общий расчет.

Доходы от промышленной деятельности не АО. Из выручки исключают расходы  на производство и продажу. Далее  осуществляют расчет в зависимости  от величины оборота: а) если оборот меньше 500 000 франков в год, коммерсанты  передают сведения, и налоговая служба сама высчитывает сумму налога. В  этом случае ведение бухучета необязательно; б) если оборот более 500 000 франков, предприниматели  сами ведут расчеты. Индивидуальные коммерческие предприятия могут  получать 20% скидку, если они являются членами управленческого центра, который утверждается государством и является гарантом отсутствия махинаций.

Некоммерческие доходы. Здесь  правила обложения аналогичные  правилам для обложения оплаты по труду. Расходы проверяются. Гонорары менее 175 000 франков имеют льготы. 20% скидка предоставляется вступившим в управленческий центр.

Сельскохозяйственные доходы. Существует три способа их обложения:

если доход менее 500 000 франков на одного плательщика, то предоставляется  коллективные льготы. В данном случае налоговая служба сама считает чистый доход с одного га по региону;

Информация о работе Налоговая система Франции