Налоговая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Франции интересна тем.docx

— 88.81 Кб (Скачать документ)

 

Налоговая система Франции  интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые  в 1954 г. внедрен налог на добавленную  стоимость.

В настоящее время система  обладает стабильностью в отношении  перечня взимаемых налогов и  сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных  черт французской налоговой системы  следовало бы выделить такие, как  социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного  налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот  и скидок, открытость для международных  налоговых соглашений.

Отличительная черта налоговой  системы Франции - высокая доля взносов  в фонды социального назначения (ФСН).

Франция- страна, в которой  в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство  делает серьезные шаги в изменении  налоговой политики.

Среди развитых стран Францию  отличает высокая доля налоговых  поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды  социального значения.

Применение налогов опирается  на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета.

Особенность Франции –  низкий уровень прямого налогообложения  и одновременно высокий уровень  косвенного.

Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета (в основном за счет поступления  от НДС, которые составляют 45%).

Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов  физических лиц, составляющий 20% налоговых  поступлений.

Во Франции налоговая  служба включает три уровня.

На национальном уровне действуют:

- Управление национальных  и международных проверок,

- Управление проверок  налогового положения 

- Национальное Управление  налоговых расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения  физических лиц, имеющих очень высокие  доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей  крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а  сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет  роль налоговой полиции, но здесь  нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона.

На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных  управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с  оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся  налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые  проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой  базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В  свою очередь, служба исчисления налоговой  базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и  секторов по ипотечным операциям.

В задачи налоговых центров  входит исчисление баз для взимания прямых налогов (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных  сборов. Работники центров ведут  дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно  контактируют с налогоплательщиками.

Отделы земельных налогов  осуществляют оценку и переоценку недвижимого  имущества, управление государственным  имуществом и контроль операций с  недвижимостью общественных организаций.

Служба взимания налогов  обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам налоговых поступлений, ведут отдельные реестры поступлений  по каждому налогу.

Главные налоговые инспекции  административно-территориальных единиц несут ответственность за координацию  и проверку результатов деятельности своих подчиненных служб.

Общая характеристика налоговой  системы.

Общий налоговый кодекс Франции  представляет собой весьма подробный  кодифицированный акт, с помощью  которого регулируются налоговые отношения.

Он является сводом неуголовных  законов, куда помещено несколько положений, которыми устанавливается ответственность  лица, совершившего уклонение от налогов.

Налоговая система Франции  представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась  многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система  обладает стабильностью в отношении  перечня взимаемых налогов и  сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений  экономико-социальной политики государства.

Налогообложение во Франции  является для государства главным  источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

-системность, 

- гибкость 

- социальная направленность.

Она отдает очевидное предпочтение фискальной функции.

Основные виды налогов  Франции можно разделить на косвенные, прямые, гербовые.

Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляет НДС. Существует строгое деление  на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Налоговая система Франции.

Федеральные налоги:

- НДС, 

- Налог на прибыль, 

- Подоходный налог с  физических лиц, 

- Налог на собственность, 

- Таможенные пошлины, 

- Акцизы,

- Пошлины на нефтепродукты, 

- Налог на прибыль от  ценных бумаг и др.

Местные налоги:

-Туристский сбор,

Налог на семью:

-Налог на жилье, 

-земельный налог на  здания и постройки, 

-Налог на землю, 

-Налог на профессию, 

-Налог на уборку территории,

-Налог на использование  коммуникаций,

-Налог на продажу зданий.

 

К отличительным особенностям французского налогообложения можно  отнести стимулирование роста вложений в науку, налоговый авуар, налогообложение  доходов от перепродажи имущества.

Стимулирование роста  вложений в науку предусматривает  налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50% от суммы уменьшения.

Налогообложение доходов  от перепродажи имущества. Разница  между продажной и покупной ценой  представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки:

- 42%, если акт продажи  произошел в течение двух лет  владения;

- 15%, если акт продажи  произошел после двух лет владения;

Французские налоги взаимоувязаны  в целостную систему, в которой  существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют  достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Косвенное налогообложение.

Основным косвенным налогом  выступает налог на добавленную  стоимость. Он обеспечивает 45% всех налоговых  поступлений. Взимается методом  частичных платежей.

Существует 4 вида ставок:

- 19,6% нормальная ставка  на все виды товаров и услуг;

- 22% предельная ставка  на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

- 7% сокращенная ставка  на товары культурного обихода  (книги);

- 5,5% на товары и услуги  первой необходимости (питание,  за исключением алкоголя и  шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

Виды деятельности, освобожденные  от уплаты НДС:

-медицина и медицинское  обслуживание;

- образование; 

- все виды страхования, 

- лотереи, 

- казино;

- деятельность общественного  и благотворительного характера.

Существует список видов  деятельности, где предусмотрено  право выбора между НДС и подоходным налогом:

- сдача в аренду помещений  для любого вида экономической  деятельности;

- финансы и банковское  дело;

- литературная, спортивная, артистическая деятельность,

- муниципальное хозяйство.

Налог на добавленную стоимость  дополняется рядом косвенных  пошлин (или акцизов), которые также  представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в  пользу государства, другие перечисляются  в бюджеты местных органов  управления.

К числу налогов на потребление  следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Налогообложение прямыми  налогами.

Одними из важных прямых налогов во Франции являются:

- подоходный налог 

- налог на прибыль акционерных  обществ, 

- налог на собственность  и автотранспортные средства.

Подоходный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета. На подоходный налог возложены функции  стимулирования вкладов населения  в сбережения, недвижимость, покупку  акций. Все это создает сложную  систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн (52%).

Налог единый, высчитывается  по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст  каждого плательщика.

Ставки прогрессии – от 0 до 54% в зависимости от доходов.

Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Принципиальная особенность – обложению  подлежит доход не физического лица, а семьи.

Если плательщик холост- для налога это семья из 1 человека. Доходы делятся на 7 категорий, для  каждой из которой своя методика расчета.

Доля налога на прибыль  акционерных обществ в общей  сумме налоговых поступлений  составляет 10% и имеет тенденцию  к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог только для акционерных обществ.

Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения  физических лиц.

Ставка составляет 34% к  сумме налогооблагаемого дохода и 42%, если этот доход идет на выплату  дивидендов, а не на развитие.

Во Франции существуют особые правила налогообложения  доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).

Розничная ставка налога применяется  в зависимости от срока, в течение  которого здание находилось в собственности  у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости  от срока.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты  на акционерные права, облагаются по ставке 16%.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро.

Применяются ставки налога 4,5%, 7%- для предметов искусства  и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

Более значительным является налогообложение доходов юридических  лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10% до 42%, а наиболее распространенный уровень – 34%) уплачивают налоги, исчисляемые  от расходов на оплату труда (налог  на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% - 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)). Это в целом  обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налогообложение собственности  во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических  лиц. Этот вид налогообложения формирует  менее 10% налоговых доходов государства.

Налоги на собственность:

-налог на имущество  хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости);

- налог на жилье; 

- налог на земельный  участок; 

- налог на автотранспорт.

Некоторые виды имущества  полностью или частично освобождены  от уплаты налога. Налог на собственность  носит прогрессивный характер. При  этом сумма подоходного налога и  налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей  и мощности их двигателей.

К группе налогов на собственность  можно отнести также регистрационные  и гербовые сборы, пошлины.

В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который  уплачиваю работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая  обязательные сборы, относящиеся к  заработной плате. Налог носит прогрессивный  характер: ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%. Помимо этого  работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в  финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Предприниматели, на которых  работают 10 и более человек, обязаны  прямо или косвенно участвовать  в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать  средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим  работникам или должны перечислять  соответствующие средства в государственную  казну. Независимо от формы участия  на эти цели необходимо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Информация о работе Налоговая система Франции