Налоговая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Франции интересна тем.docx

— 88.81 Кб (Скачать документ)

Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, а также в Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции.

2. Налоговые надбавки  на бензин. Дают ежегодно до 9,6 проц налоговых поступлений, или  около 150 млрд. франков. С каждого  литра бензина в пользу государства  отчисляется до 70 проц. цены.

3. Налоговые надбавки  на алкогольные напитки. В 1985 го­ду отменена государственная  монополия на продажу и торговлю  отдельными спиртными напитками,  но налог сохранился.

4. Налоговые надбавки  на табак и спички. Один из  самых древних налогов, связанный  с государственной монополией  на коммерцию этими товарами. С 1995 года табачная компания  Сеита приватизирована и котируется  на бирже. Однако налог на  потребление табака сохранился. С каждой пачки сигарет поку­патель  выплачивает 75 проц. цены в пользу  государства - в об­щей сложности  более 40 млрд. франков в год.

5. Другие налоги /регистрационные  сборы на услуги, на марки, на  биржевые операции и т.д./. Поступления  от них пре­вышают 80 млрд. франков  в год. Весьма высоким остается, на­пример, во Франции налог  на право наследования. Так, с  состоя­ния в 13 млн. франков  два прямых наследника должны  выплатить государству 3 млн. С  состояния в 1 млн. франков - около 60 тыс. Более высокие  ставки лишь в Испании и  Нидерландах. В Велико­британии  и США налог на наследство  возрастает по более крутой  шкале, чем во Франции и,  например, с состояния в 1 млн.  фран­ков в пользу государства  не отчисляется ничего, а с  состояния в 13 млн - уже почти  5 млн. В целом налоги на наследство  дости­гают 0,35 проц. ВНП /в Германии - 1 проц/.

6. Кроме того, некоторые  косвенные налоги взимаются мес­тными  органами власти /налог на пользование  автотранспорт­ным средством, тариф  на электричество, на перемену  собствен­ника и т.д./. Их объем  в общей сложности составляет  около 285 млрд. франков.

Налоги

Налоговая система Франции  интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые  в 1954 г. внедрен налог на добавленную  стоимость. В настоящее время  система обладает стабильностью  в отношении перечня взимаемых  налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства.

Среди главных черт французской  налоговой системы следовало  бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных  аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот  и скидок, открытость для международных  налоговых соглашений. Отличительная  черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды  социального назначения (ФСН).

Налоги и сборы формируют  около 90% бюджета государства. Сборы  осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление  на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет. Основные Федеральные  налоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме  обычных продуктов к акцизным относят: спички, минеральная вода, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль  от ценных бумаг и др. Основные местные  налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог  на использование коммуникаций, налог  на продажу зданий. В целом, местные  налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных  бюджетов.

Французские налоги взаимоувязаны  в целостную систему, в которой  существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют  достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет  наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением  базы за счет отмены льгот и привилегий. Организацией налогообложения в  стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет  Главное налоговое управление. В  его подчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых  центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты. Налогообложение  основывается на декларации о доходах  и контроле ее правильного составления.

Существует контроль двух видов:

1. по данным документов;

2. детальный контроль - по  имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие  в декларации.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

- при ошибке заполнения  налог взимается в полной сумме  и налагается штраф в размере  0,75% в месяц или 9% в год; 

- если нарушение умышленное, налог взимается в двойном  размере; 

- при серьезном нарушении  возможно тюремное заключение.

Налогообложение опирается  на государственную систему бухучета, которая является обязательной.

НДС

Существует 4 вида ставок НДС:

1. 18,6% - нормальная ставка  на все виды товаров и услуг;

2. 33,33 - предельная ставка  на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

3. 7% - сокращенная ставка  на товары культурного обихода  (книги);

4. 5,5% - на товары и услуги  первой необходимости (питание,  за исключением алкоголя и  шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).

Сейчас наблюдается тенденция  к снижению ставок и переходу к  двум ставкам - 18,6% и 5,5%. Законами Франции  предусмотрено два вида освобождения от НДС:

1. Окончательное: компенсация  НДС по экспорту и в результате  различных ставок при покупке  и продаже. От уплаты НДС  освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного  и благотворительного характера.  Так же освобождаются все виды  страхования, лотереи, казино.

2. Существует список видов  деятельности, где предусмотрено  право выбирать между НДС и  подоходным налогом:

а) сдача в аренду помещений  для любого вида экономической деятельности;

б) финансы и банковское дело;

в) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное  хозяйство.

Льготы по НДС имеют  предприятия, делающие инвестиции. Они  заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой  более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой  системе скидок и льгот. Во многом, эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные  черты: это освобождение от уплаты НДС  предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые  мелким ремесленникам. Важная особенность  французского НДС - это возможность  его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей  гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что  говорит о его эффективности.

Подоходный налог физических лиц

На подоходный налог возложены  функции стимулирования вкладов  населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает  сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот  и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии - от 0 до 56,8% в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений.

Принципиальная особенность - обложению подлежит доход не физического  лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается, начиная  с 18 летнего возраста. Обложение  осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая  составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

Налог на акционерные общества

Доля налога на прибыль  Акционерных Обществ (АО) в общей  сумме налоговых поступлений  составляет 10% и имеет тенденцию  к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется  только к АО. Доход юридических  лиц, не являющихся АО, облагается по правилам налогообложения физических лиц. АО облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 39% к сумме налогооблагаемого  дохода и 42%, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие. Уплата осуществляется пять раз в  год: четыре раза - авансовые платежи  по специальной форме, исходя из данных прошлого года, пятый - по фактическим  результатам за год на основе декларации. Во Франции существует налог на АО, имеющие самостоятельные филиалы. Он обусловлен правилом полной ответственности  филиала фирмы за конечный результат. В соответствии с этим правилом доход  каждого филиала фирмы облагается в отдельности независимо от результатов  в целом по фирме. Для вновь  образованных АО существуют определенные льготы.

Доходы таких АО имеют  льготы в течение пяти лет. В зависимости  от времени существования скидки изменяются: для АО возрастом до 2х лет скидка 100%, 3 года - 75%, 4 года - 50%, 5 лет - 25%, 6 и более лет - 0%. Убыточные  предприятия, АО и не АО, платят налог  исходя из объема товарооборота: налог  в 4 тысячи франков при обороте  менее 1 млн. франков, 6 тыс. франков при  обороте от 1 до 2 млн. франков, 8500 франков  при обороте от 2 до 5 млн. франков, 11500 франков при обороте 5-10 млн. франков, 17000 франков при обороте выше 10 млн. франков.

Международные налоговые  соглашения

Среди стран-членов ЕС Франция  занимает второе место после Великобритании по числу международных налоговых  соглашений - 89 соглашений по состоянию  на 96 год. Этот факт говорит, в первую очередь, о значительной интеграции страны в международные налоговые  отношения, а также о том, что  общество осознает необходимость унификации налоговых систем стран мира. Рассматривая налоговые соглашения Франции в  территориальном аспекте, можно  выделить три региона основных экономико-политических интересов страны. Прежде всего, это  развитые страны Европы, США и Япония. По числу соглашений с ними (27) Франция  занимает 2-е место в ЕС. Франция  имеет по 24 международных налоговых  соглашения со странами Африки и со странами Азии. Среди стран - членов ЕС это лучший показатель.

Можно предположить, что  этот факт обусловлен не только экономической  целесообразностью, но и историческими  особенностями отношений Франции  с этими регионами. Что касается Латинской Америки и государств Карибского бассейна, то Франция имеет  соглашения только с 7 из них (4-ое место  в ЕС). Относительную незаинтересованность Франция также проявляет Центральной  и Восточной Европе, имея лишь 7 соглашений с государствами этого региона. Франция и Россия подписали конвенцию  об устранении двойного налогообложения. Последний вариант ее был подписан в Париже 26.11.96. и вступил в силу 1.01.2000. До этого страны обходились более  лаконичным соглашением от 4.10.85. Первое соглашение между Францией и Россией  было подписано в 1970 году. Оно и  последующее соглашение прекратили свое действие с первого января 2000 года.

 Особенности системы  налогового контроля и ответственности  за совершения налоговых правонарушений  во Франции

 В статье дана общая  характеристика налоговой системы  Франции, охарактеризованы основные  особенности системы налогового  администрирования во Франции,  сделан анализ особенностей организации  работ по проведению налогового  контроля в данной стране, рассмотрена  классификация налоговых правонарушений  и мер ответственности за их  совершение в рамках французского  законодательств.

1. Теоретические основы  построения налоговой системы  во Франции

1.1. Общая характеристика  налоговой системы Франции

 Налоговая система  Франции имеет много общего  с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство  не является ни законодательно, ни фактически федеративным и  с точки зрения организации  государственных финансов представляет  собой жестко централизованную  систему, построенную на государственном  и местном уровнях.

 Налоговая система  Франции представляет собой в  рамках реализации экономической  (регулирующей) функции точное отражение  ее государственного устройства  и основана не столько на  использовании механизмов экономического  регулирования, сколько на централизованном  перераспределении фискальных ресурсов.

 Система налогообложения  Франции отдает очевидное предпочтение  фискальной функции, что находит  свое отражение во всех анализируемых  характеристиках.

 Характерные черты  налоговой системы Франции:

- стимулирующее воздействие  на повышение эффективности экономики;

- социальная направленность;

- учет территориальных  аспектов.

Информация о работе Налоговая система Франции