Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал.пр..docx

— 89.29 Кб (Скачать документ)

В последние годы сделаны  существенные шаги и достигнуты значительные улучшения в области налоговой  политики и налогового администрирования. Значительные объемы инвестиций вложены  в развитие информационных технологий, которые в настоящее время  активно используются. Более 75 % налогоплательщиков используют электронные формы отчетности. Приняты меры, направленные на улучшение  прозрачности и повышение эффективности  управления работой налоговых органов, включая внедрение стандартов предоставления налоговых услуг.

Однако на повестке дня  реформ, учитывая сложность процесса устойчивого реформирования и модернизации, все еще стоят важные вопросы.

Анализ рейтинга Казахстана по отчету Всемирного Банка "Doing business 2011" свидетельствует о том, что страна занимает общее 49-е место по простоте уплаты налогов. Это самое высокое место среди стран СНГ.

Вместе с тем, согласно отчету сферой, которая вызывает наибольшее беспокойство, является время, необходимое  налогоплательщикам для выполнения своих обязательств (112 место с 271 часом, необходимым для выполнения обязательств).

Сравнительный анализ со странами Восточной Европы, Великобритании, Германии и Юго-Восточной Азии по этому параметру, свидетельствует  о наличии пробелов, которые необходимо восполнять за счет комплексной модернизации налоговой службы.

Так, количество часов, необходимых  для этих же целей, в Эстонии составляет - 81 час, Великобритании - 105 часов, Малайзии - 145 часов, Германии и Хорватии - 196 часов, Румынии - 202 часа.

А по индикатору "Степень  и эффект налогообложения" Глобального  индекса конкурентоспособности  Всемирного Экономического Форума - позиция  Казахстана ухудшилась (в 2007 году - 81 место, 2008 году - 83 место). Данный индикатор  отражает степень обременения налогами, как ограничение для инвестиций.

Основным индикатором  качества услуг, предоставляемых органами налоговой службы, является удовлетворенность потребителей.

По результатам исследования налогоплательщиков, проведенного Исследовательским Центром "Сандж" в 2012 году, удовлетворенность населения качеством предоставления услуг налоговыми органами в среднем по Казахстану высока - 85 %.

В то же время, следует отметить, что удовлетворенность - агрегированное понятие, которое включает в себя восприятие различных аспектов услуги - скорость, информация, отношение и  другое.

Удовлетворенность параметрами, которые отражают уровень налогового администрирования, ниже, чем удовлетворенность  качеством услуги в целом. Это, в  первую очередь, удовлетворенность  установленными сроками получения  услуги (78 %), соблюдением сроков услуги (80 %).

Кроме того, в 2012 году профессионализмом/компетентностью работников налоговых органов удовлетворены 82 %, вежливостью работников 84 %, своевременностью предоставления услуги 77 %, содержательностью информации - 75 %, а желанием помочь налогоплательщику - 75 % респондентов - субъектов предпринимательства.

Удовлетворенность населения  качеством предоставления услуг  налоговыми органами в среднем по Казахстану также высока - 91 %.

Следует отметить, что удовлетворенность  городских налогоплательщиков - физических лиц незначительно ниже, чем удовлетворенность  потребителей на селе.

 

3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан

 

Справедливая система  налогообложения — идеальная  мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

В 1995 г. Кабинет Министров  РК утвердил долгосрочную концепцию  налоговой реформы, в которой  предусмотрен поэтапный переход  налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между хозяйствующими субъектами в налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить[17,97].

Налоговая нагрузка после  введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически  не стимулируют по причине их неоднозначности  в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления  и налогового администрирования  следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу  вседозволенности и является питательной  средой для коррупции.

"Уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты, осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.

Необходимо отметить, что  эта проблема актуальна не только для Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.

Можно выделить следующие  причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

· моральные (нравственно-психологические);

· политические;

· экономические;

· технические (правовые).

Моральные (нравственно-психологические) причины в основном порождаются  характером налоговых законов. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние  налогоплательщиков, характеризующееся  негативным отношением к налоговой  системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политические причины  подталкивают налогоплательщика к  уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения  своего функционирования, но и как  инструмент социальной и экономической  политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у  власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает  здесь, как форма сопротивления  такому подавлению[16].

Экономические причины разделяют  обычно на два вида: причины, которые  зависят от финансового состояния  налогоплательщика, и причины, порожденные  общей экономической конъектурой.

Технические (правовые) причины  кроются в сложности налоговой  системы, которая препятствует эффективности  налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Нельзя совершенствовать налогообложение без реформирования основ общественно-политического  устройства и создания предпосылок  для неуклонного развития экономики. Совершенствование налогообложения  — проблема частная, а обеспечение  условий экономического и политического  развития — проблема всеобщая для  любого государства. Решение частной  проблемы без предварительного решения  общей невозможно в принципе. Можно  добиться кратковременных позитивных сдвигов за счет жестких административных мер активизации системы налогообложения, однако эти изменения не станут устойчивыми  и основополагающими для создания оптимальных налоговых взаимоотношений  хозяйствующих субъектов с государством.

В налоговом производстве продолжает существовать множество  проблем, касающихся порядка формирования отдельных налогов и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма  страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как государственного, так и корпоративного и т.д.

Для достижения главной цели налогового реформирования — обеспечения  максимально возможного равновесия интересов собственников и государства  необходимо совершенствовать не только организационно-экономические принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой  системой, а также технику исчисления каждого отдельно налога.

В настоящее время главным  приоритетом финансовой политики нашего государства является создание такой  налоговой системы, которая не только обеспечила бы фискальные интересы государства, но и стимулировала развитие производства, эффективное использование природных  ресурсов Казахстана и широкомасштабное получение инвестиций. Именно на достижение этих целей направлены предположенные Правительством Республики Казахстан  изменения в Налоговом кодексе, разработанные с учетом мировой практики. Это относится также к таким платежам, как бонусы, роялти, налог на сверхприбыль, которые одновременно служат двум целям: эффективному использованию природных богатств Казахстана и пополнению доходной базы бюджета.

Налогообложение является одной  из сложнейших проблем социально-экономической  политики любой страны. Социологическая  экспертиза налоговых реформ в Казахстане дала следующие результаты. Налоговая  система Республики Казахстан по содержанию приблизилась к показателям  развитых западных стран мира. Наиболее важными итогами реформ явилось  введение налога на добавленную стоимость  и акцизов (вместо налога с оборота), земельного налога и налога на собственность (вместо платы за производственные фонды). Целевые сборы социального  характера были обособлены во внебюджетные фонды (страхования, занятости, пенсионный), что соответствует практике большинства развитых стран[18].

С 1999 года формирование бюджета  стало осуществляться по-новому. Все  внебюджетные фонды Правительством включены в бюджет. Так как внебюджетные фонды создавались по строго целевому назначению для финансирования конкретных социально-экономических программ, поэтому в расходной части  бюджета целесообразно было бы выделить социальные программы, финансируемые  за счет социальных налогов и сборов. Это привело бы к целевому использованию  средств бюджета и его прозрачности.

Любая налоговая система  сталкивается с попытками незаконченных  теневых операций, а "недоборы" планируемых поступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты и экономического сопротивления  хозяйствующих субъектов от налогового пресса, способствующего развитию законных действий в пространственном экономическом  поле.

В данный момент основным и  главным принципом налоговой  системы в республике должен стать  принцип справедливости взимания налогов, ее регулирующая роль и самое главное  — стимулирующее начало развития всей экономики независимо от значимости налогоплательщика для республики, региона , района. Для этого, на наш взгляд, необходима стабильная, четкая и главное понятная система выращивания предпринимателей в цивилизованных налогоплательщиков за счет постоянной и надежной в правовом отношении системы предоставления всем новым хозяйствующим субъектам льгот в первые 2-3 года их деятельности для становления налогоплательщиков, способны в дальнейшем питать бюджетные программы. В этом аспекте следует отметить, что основной работой налоговых органов становится не простое получение финансовых и иных отчетов, а оказание помощи предпринимателям в их работе, что характерно для налоговых служб, скажем Германии, когда для мелких предпринимателей налоговые службы осуществляют правовое сопровождение. При этом в случае более быстрого развития предприятия (за счет увеличения оборотов) оно должно переходить в статус среднего, а из среднего в крупное [19].

Такой подход способствует выявлению налогоплательщиков по группам  их статуса или уровня, что означает возможность как становления крупных налогоплательщиков, так и мелких в зависимости от фактической сложившейся ситуации с предприятием. Такая ситуация позволяет не только обладать налогоплательщиками, но и стать для них определенной опорой не только как к основному источнику доходов в бюджет в условиях становления рыночных отношений, но и цивилизованно сопровождать его.

В этом плане предлагается использовать в налоговой сфере  селективную экономическую политику, т.е. снижение налогового бремени в 1,5-2 раза, но только для налогоплательщиков, не нарушающих нормы налогового, бюджетного, гражданского, банковского и др. законодательства и договорных обязательств. Реструктурирование долгов, закрытие бесперспективных производств, переход  на международные стандарты бухучета, оплата продукции, услуг только через  расчетный счет и т.д. позволит повысить конкурентоспособность легальных  товаропроизводителей и увеличить  налоговые поступления государству  за счет повышения эффективности, результативности производства. Безусловно, в реализации селективной финансовой политики важную роль должен играть постоянный мониторинг финансового положения предприятий, получивших налоговые преференции.

Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства