Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал.пр..docx

— 89.29 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории

1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6

1.2 Роль и функции налоговой  системы государства в экономической  системе общества…………………………………………………………………………9

 

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17

2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22

2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами………………………………………………………...….25

 

3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан

3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения …………………………………………………….30

3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………………………………………………………………………....31

 

Заключение……………………………………………………………………...38                                                                                                           

Список использованной литературы…………………...………………….. 40                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшее место среди  источников поступлений в государственный  бюджет любой страны занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений.

Налоговые системы прошли многолетний путь развития: от личного  подоходного и поимущественного обложения до разветвленной системы  региональных и местных налогов. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Однако надо отметить, что, помимо сугубо финансовой функции, налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Как сказал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» 28 февраля 2007 года на совместном заседании палат Парламента: «Мы обязаны выйти и надежно закрепиться на внешних рынках, чтобы обеспечить достойное место Казахстана и казахстанцев в современном мире, рост благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны». Последовательное выполнение Стратегии «Казахстан – 2030» обеспечило надежную  основу для дальнейшего прогресса нашего государства. Для этого был избран путь всесторонней ускоренной модернизации Казахстана [1].

В Стратегии «Казахстан – 2030» на новом этапе развития Казахстана сказано, что: «…нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы  оно в полной мере стимулировало  развитию предпринимательства, а также  способствовало выходу бизнеса «из  тени», кроме того, необходимо совершенствовать бюджетное планирование, направленное на обеспечение эффективности, результативности, подконтрольности и прозрачности». Ежегодно должен проводиться анализ межбюджетных отношений. Необходимо соблюдать  жесткую бюджетную и налоговую дисциплину [2].

В Стратегии национальной безопасности на 2006-2010 годы Глава государства  отмечает: «…Мы постоянно работаем по борьбе с коррупцией и улучшаем ситуацию, но непрозрачность денежных потоков некоторых финансово-промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия прибыли, вывод финансов и имущества в зарубежье, уклонение  от налогов, а также теневая экономика  становятся серьезными ограничителями нашего развития». Необходимо внести изменения  и дополнения в законодательство, обеспечивающие прозрачность деятельности и финансовых потоков национальных компаний и государственных предприятий, а также крупных частных компаний. Это обеспечение прозрачности процесса приватизации, принятия решений в  области налоговой политики, недропользования и земельных отношений [3].

Налоги существуют столько  же лет, сколько существует государство. Для государства установления и  сбор налогов – необходимость, т.к. оно не может существовать без  денег, собираемых посредством налогов.

Любое государство, независимо от его развития, размеров и географического  положения может существовать лишь тогда, когда оно обладает собственной  финансовой базой, проще говоря, когда  оно имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия тех расходов которые возникают в процессе реализации или своих функций. Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства, к которой государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью правленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно – полезный характер, не создает того продукта, выразителем стоимости которого выстраивают деньги. В силу этого государство вынуждено искать источники получения денежных средств для осуществления своих функций. Изыскание государством денег составляет содержание такого элемента его финансовой деятельности, которым принято называть «мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства» и «создание денежных фондов государства».

Сбор денежных средств  государство осуществляет различными способами. В одних случаях государство  использует метод, основанный на принципе добровольной передачи денежных средств  от их владельца государству. Классическим примером такого способа выступают  государственные займы. В других случаях мобилизация денежных средств  государством происходит путем их принудительного  изъятия, где классическим примером выступают конечно же налоги.

В мире существует множество  видов налоговых систем. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками. Но при формировании налоговой системы следует помнить, что от рациональности и эффективности  налоговой системы зависят экономические  и социальные положения в государстве. Но часто, государство в стремлении все больше и больше мобилизации  денежных средств современно забывает о предпринимателях, которые являются основными налогоплательщиками  в казну государства. А именно плательщиками корпоративного подоходного  налога, который составляет около 25% всех налоговых поступлений. Но чрезмерное изъятия доходов предпринимателей в виде налогов плачевно сказывается  на состоянии предприятия, т.к. изымая денежные средства в виде налогов  сверх нормы, государство дает возможность  лишь поддерживать жизнедеятельность  предприятия, лишая всякой возможности  на закупку нового оборудования и  расширения производства. Все это  в свою очередь способствует сокрытию доходов и ведению двойной  бухгалтерии. В результате всех этих последствий казне возникает  недостаток денежных средств, возникающий  по вине самого же государства. А следствием возникает общее ухудшение социального  и экономического положения в стране.

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В формировании эффективной  налоговой системы главная роль принадлежит государству. Принятие налогового законодательства - необходимое, но недостаточное условие. Другой не менее важной задачей является формирование механизма, обеспечивающего выполнение налогового законодательства. Для современной  казахстанской действительности эта  проблема является чрезвычайно острой: масштабы уклонения от налогов достигли критического уровня. В результате происходит подрыв доходной базы государственного бюджета и резкое ослабление его  способности к финансовому обеспечению  функций государства, включая обеспечение  его безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях  в экономику как важнейшем факторе экономического роста.

Таким образом, налоговая  сфера имеет для государства  чрезвычайно важное значение. Это значение предопределено той ролью, которую играют налоги в жизни государства. Поэтому государство, формируя посредством издания правовых актов свою налоговую систему, заинтересовано в том, чтобы все эти акты «работали» надлежащим образом.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора [4].

Объект исследования – налоговая деятельность в Республике Казахстан как разновидность финансовой деятельности.

Предмет исследования – деятельность Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан и контрольная функция Счётного комитета РК.

Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать экономическую сущность налогов;

- определить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;

- выделить правовые формы осуществления налоговой деятельности государства;

- рассмотреть содержание государственного управления в налоговой сфере;

- определить соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами;

- определить содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ;

- исследовать пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан.

Методологической базой  курсовой работы являются нормативно-правовая база в области налогового и бюджетного регулирования, отчёты и пресс-релизы предоставленные Министерством Финансов Республики Казахстан, Налогового комитета Министерства Финансов РК, Министерства экономики и бюджетного планирования, Правительства РК.

         Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории

         1.1 Экономическая сущность налогов

 

Налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность  понимания природы налога обусловлена  тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и  правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая  природа налога заключается в  определении источника обложения  и того влияния, которое оказывает  налог в конечном итоге на частные  хозяйства и хозяйство как  единое целое. Следовательно, экономическую  природу налога следует искать в  сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс  налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что  налоги - более поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство".

Когда же население примирилось  с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала  условиям средневекового строя. Государственное  хозяйство питалось тогда доходами с государственного имущества (леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

Теория выгоды возникла в  эпоху просвещения, когда налог  стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства