Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал.пр..docx

— 89.29 Кб (Скачать документ)

В качестве индивидуального  правового акта во взаимоотношениях с банками выступают распоряжения налоговых органов, посредством  которых осуществляется приостановление  расходных операций налогоплательщика, а также инкассовые распоряжения, в силу которых банки должны осуществить  списание денежных средств с банковского счета налогоплательщика с перечислением их на счет бюджета.

Издание индивидуальных налогово-правовых актов является формой реализации налоговыми органами своих односторонне-властных полномочий, которыми эти органы наделены государством.

Наконец, правовой формой налоговой  деятельности государства является реализаций налоговыми органами своих  полномочий, действуя при этом в  качестве участника конкретного  налогового правоотношения. В зависимости  от вида налогового правоотношения налоговый  орган может выступать в роли либо представителя государства, действуя от его имени, либо самостоятельно, действуя от своего имени.

При этом следует отметить, что государство заинтересовано в том, чтобы нормы налогового законодательства в целом и налоговые  обязательства в частности исполнялись  надлежащим образом. Эта заинтересованность обусловлена не только стремлением  государства обеспечить правопорядок в сфере налогообложения, как  это имеет место в любой  сфере, которую государство регулирует посредством издания нормативных  правовых актов, но и тем, что от соблюдения данного правопорядка напрямую зависят  доходы государства, получаемые посредством  налогов. Иначе говоря, в сфере  налогообложения у государства  два мотива обеспечения соблюдения законности: первый — обеспечение  исполнения норм права, что представляет собой публично-политический аспект, второй — на базе исполнения норм налогового законодательства обеспечение себя денежными средствами, что представляет собой материальный аспект заинтересованности государства. В этих целях государство наделяет свои налоговые органы довольно мощными юридическими правомочиями и предусматривает различные юридические механизмы, призванные обеспечить сбор налогов, одновременно возлагая на другую сторону соответствующие обязанности.

Так, налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль в  порядке, установленном Налоговым  кодексом, производить у налогоплательщика  проверки денежных документов, бухгалтерских  книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и  иных документов, связанных с исполнением  налоговых обязательств, требовать  от налогоплательщика предоставления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов, пояснений по их заполнению, а также  документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от места их нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений), получать от банков сведения о наличии и номерах банковских счетов налогоплательщика, об остатках и движении денег на этих счетах, косвенным методом определять налоговое обязательство налогоплательщика, предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан и т. д.

Реализация данных полномочий, представляя собой юридически значимые односторонне-властные действия налоговых  органов, выступает в качестве методов  осуществления государством своей налоговой деятельности.

Другими словами, реализуя предоставленные  ему полномочия и добиваясь исполнения налогоплательщиком возложенных на него обязанностей, налоговый орган  тем самым участвует в осуществлении  налоговой деятельности государства.

Особую группу полномочий налоговых органов представляют собой полномочия, предоставляющие  этим органам право на применение в одностороннем порядке мер  государственного принуждения. Применение этих мер также выступает в  качестве формы налоговой деятельности государства.

К числу основных мер государственного принуждения, применяемых в процессе осуществления налоговой деятельности государства, относятся следующие:

1) принудительное установление  размера налогового обязательства;

2) принудительная корректировка  размера налогового обязательства;

3) применение мер принуждения,  связанных с обеспечением исполнения налогового обязательства;

4) применение мер, связанных  с принудительным исполнением налогового обязательства;

5) принудительное изъятие  у налогоплательщика документов;

6) применение мер принуждения,  направленных на устранение нарушения налогового законодательства.

Поскольку реализация данных мер связана либо с налоговым  обязательством, либо с осуществлением налогового контроля, данные меры будут  рассмотрены в тех разделах настоящего учебника, которые посвящены, соответственно, налоговому обязательству или налоговому контролю.

Еще одной правовой формой налоговой деятельности государства  является совершение двухсторонних  юридических актов, в качестве которых  выступает налоговый договор. Сторонами  такого договора выступают, с одной  стороны, государство (представленное уполномоченным на то государственным  органом), как субъект, имеющий право  на получение суммы налогового платежа, с другой — налогоплательщик, как  субъект, обязанный осуществить  налоговый платеж в пользу государства.

Отметим, что налогово-правовая наука избегает употребления понятия  «налоговый договор». Однако такой  договор, по нашему мнению, все-таки существует, хотя и применяется он в весьма ограниченной сфере налоговой деятельности государства.

Более подробно на вопросе  налогового договора мы остановимся  ниже при рассмотрении методов правового  регулирования, используемых налоговым правом.

Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет руководство налоговыми органами.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением  налоговых обязательств перед государством в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым  кодексом), а также осуществляющим в соответствии с законодательством  Республики Казахстан руководство  и межотраслевую координацию  в сфере обеспечения поступлений  налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов.

Комитет имеет территориальные  органы, являющиеся юридическими лицами, к которым относятся: межрегиональные  налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам  и районам в городах, а также  налоговые комитеты на территории специальных экономических зон [10].

В числе основных методов  налогового контроля (называя их почему-то формами) Налоговый кодекс называет следующие, непосредственно связанные  с учетной деятельностью налоговых органов [10]:

1) осуществление государственной  регистрации налогоплательщиков  и ведение их учета (регистрационный  учет налогоплательщиков);

2) ведение учета объектов  налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

3) ведение учета поступлений в бюджет;

4) мониторинг финансово-хозяйственной  деятельности налогоплатель-щика;

Согласно Налогового Кодекса одной из обязанностей налогоплательщика является постановка на учет в налоговом органе. При этом на основе данных учета НК МФ РК ведет Государственный реестр налогоплательщиков, порядок и правила ведения которого определяет Минфин РК. С 01.02.2001 г. министерство финансов ввело новый порядок регистрации налогоплательщиков, где в числе прочих реализованы вопросы, которые не были отражены в прежнем положении о регистрации налогоплательщиков: это постановка на учет нерезидентов РК, филиалов, представительств и т.д.[11, 46].

Реализация норм налогового законодательства предполагает решения  главного механизма системы налогообложения  – реализации материальных интересов  государства с последующими направлениями  обеспечения социальных программ общества и повышения благосостояния населения.

 

2.2 Содержание государственного управления в налоговой сфере

 

Содержанием государственного управления в налоговой сфере  является совершение государством в  целом непосредственно или в  лице его уполномоченных органов  действий: 1) по организации налоговой  системы и 2) по регулированию поведения  участников налоговых правоотношений. Кроме того, все действия, совершаемые государством в рамках государственного управления в налоговой сфере, могут быть подразделены по функциям: 1) налоговое устройство; 2) налоговое планирование; 3) налоговый учет; 4) реализация субъектных прав государства в рамках налоговых правоотношений путем односторонне-властного воздействия на поведение налогоплательщиков; 5) налоговый контроль.

Налоговое устройство представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на создание налоговой  структуры и налоговой системы. Под налоговой структурой понимается совокупность государственных органов, наделенных компетенцией по совершению властных действий в налоговой сфере. Под налоговой системой понимается совокупность всех существующих в государстве  налогов.

Налоговое планирование представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на установление порядка  формирования и размеров доходов  государственного бюджета за счет налоговых  поступлений. Функция налогового планирования осуществляется в двух формах: 1)составление  органами налоговой службы на основе имеющейся у них учетной информации текущих налоговых прогнозов по суммам ожидаемых поступлений от всех налогов в Республике Казахстан; 2) составленный с учетом текущих налоговых прогнозов план формирования доходов государственного бюджета за счет налоговых поступлений на предстоящий бюджетный год государства. Такая форма планирования осуществляется путем принятия Парламентом Республики Казахстан Закона "О республиканском бюджете" и местными представительными органами власти — решений о местных бюджетах.

Налоговый учет представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере  по сбору, обработке и хранению информации по вопросам функционирования налоговой  системы. Функциями налогового учета  в Республике Казахстан наделен  специальный орган государственного управления, призванный аккумулировать всю информацию, связанную с функционированием  налоговой системы Республики Казахстан. Таким органом является Государственный  налоговый комитет, который получает от налогоплательщиков всю информацию по существующим у них объектам налогообложения, по порядку исчисления ими суммы  причитающихся государству налогов  и по порядку их уплаты.

Налоговый контроль представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на выявление соответствия поведения подвластных субъектов  требованиям норм налогового и административного  права. Контрольными функциями в  Республике Казахстан наделены практически  все государственные органы, осуществляющие управление в налоговой сфере: от Парламента — в части контроля исполнения доходной части бюджета  до Государственного налогового комитета Республики Казахстан — в части  соблюдения налогового законодательства, полноты и своевременности исчисления и уплаты налогоплательщиками причитающихся  государству налоговых платежей[12, 58].

Переходя к рассмотрению системы органов управления в  налоговой сфере в Республике Казахстан, прежде всего следует обратиться к компетенции Парламента в части установления на территории Республики Казахстан налогов. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года Парламент Республики Казахстан на раздельных заседаниях Палат вначале в Мажилисе, а затем в Сенате устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы. В изданном в развитие конституционных положений Указе Президента, имеющем силу Конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16 октября 1995 года в статье 16 установлено, что Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей. Принцип, провозглашенный в свое время Б. Франклином: "Никаких налогов без представительства в Парламенте", можно сказать, реализован и в Конституции Республики Казахстан. Никто, кроме Парламента, не имеет права устанавливать и отменять установленные ранее налоги и сборы. Налоговые обязательства осуществляются путем уплаты в соответствующем порядке установленных денежных сумм.

Правительство Республики Казахстан  в соответствии со статьей 9 Указа  Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О  Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года разрабатывает  и осуществляет меры по укреплению финансовой системы, обеспечивает государственный  контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов. Осуществление Правительством Республики Казахстан общего управления в области налогов является одной из сфер его финансовой деятельности, поскольку управление в области финансов является комплексным, включающим в себя все сферы финансовой деятельности государства, в том числе и налоговой.

Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства