Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал.пр..docx

— 89.29 Кб (Скачать документ)

В основе этих определений  лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях  занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А. Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А. Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д. Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".

Учение о правовом государстве  приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие  в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного  характера налога. С.Ю. Витте в  лекциях, прочитанных Великому князю  Михаилу Александровичу, определял  налог как "принудительные сборы  с дохода и имущества, взимаемые  в силу верховных прав государства  ради осуществления высших целей".

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и  необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф. Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных"[5,158].

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма  доходов государства. Государственные  доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частно-правового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично – правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы государства являются – налоги.

Налоги возникли вместе с  товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» - справедливо подчеркивал К. Маркс.

Первоначально налоги взимались  в виде различных податей, дани. По мере развития товарно – денежных отношений налог приобретает денежную форму. В частности, одним из первых денежных налогов был подушный налог на всех граждан в Древнем Рима во II веке н.э. – трибут.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые органами власти с физических и юридических лиц  в государственный бюджет. То есть изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса составляет суть налогов.

Такие взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага  и получающие определенный доход; субъекты рынка, владельцы капитала. При этом сам платеж определенной суммы денежных средств в виде налога – есть внешнее проявление экономических связей участников воспроизводственного процесса и государства. А в их основе лежат экономические отношения. Таким образом, экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода и юридических лиц и граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Как известно, созданная  стоимость ВВП подвергается распределению, в результате которого каждый участник общественного производства получает свою долю. Последняя составляет их доход. Распределительные процессы в стоимостной форме, в результате которого каждый участник общественного производства получает свою долю, осуществляется, прежде всего, с помощью финансов.

Государство, в силу своей  власти вправе изымать часть дохода юридических и физических лиц  на основании определенных норм. Такое  изъятие осуществляется с помощью  налогов. Термин «налог» в переводе с английского означает «Tax», т.е. такса, доля государства, подлежащая обязательному взносу. Таким образом, если финансы участвуют в распределительном процессе в целом, то налоги, выражают более ограниченную сферу распределительных отношений, являются перераспределительными.

Часть национального дохода, мобилизованная принудительно в  форме налогов направляется в  централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного  отчуждения имеет одностороннее  безэквивалетное движение стоимости (от налогоплательщика к государству), то есть здесь отсутствует купля – продажа. Итак, среди экономических категорий налоги характеризуются наличием специфических черт финансов: денежный характер, распределительный характер, являются разновидностью финансовых ресурсов, имеют одностороннее движение стоимости.

Таким образом, налоги относятся  к системе финансовых отношений, этим определяется их общее содержание. Вместе с тем, налоги имеют материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и физических лиц, присвоенной властным образом государством.

Этим определяется двойственный характер налогов: с одной стороны, налоги – есть специфическая форма  производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости  национального дохода в денежной форме.

Функционирование налогов  всегда связано с государством: во-первых, они устанавливаются только государством, во-вторых, их изъятие производится в пользу государства.

 

1.2 Роль и функции налоговой  системы государства в экономической  системе общества

 

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства.

Система налогов – это  совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в Казахстанской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Налоговый механизм – понятие  более объемное, чем налоговая  система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством  налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются  основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение  конкретных социально-экономических  задач.

Наиболее важную роль в  налоговом механизме имеет налоговое  законодательство, а внутри него –  механизм налогообложения (уровня налоговых  ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Посредством изменения механизма  налогообложения можно придать  налоговой системе качественно  новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов.

Налогообложение относится  к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой  системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства  должны, по возможности, соответственно  своим способностям и силам  участвовать в содержании правительства,  т.е. соответственно доходу, каким  они пользуются под покровительством государства...

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно  и определено для плательщика и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен  взиматься в то время и тем  способом, когда и как плательщику  должно быть удобнее всего платить его...

4. Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа возможно  сверх того, что он приносит  казначейству государства[6,223].

Как видно, А. Смит исходил  из следующих принципов налогообложения:

- равномерность, понимаемую  как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

- определенность, означающую  четкость, ясность, стабильность  норм, ставок налогообложения;

- простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

- неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при  их формировании через элементы налогов, которые включают:

1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие  обложению;

2) субъект налога - это  налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е.  доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

4) ставка налога - величина  налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное  или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от  слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован  на грyппы по определенному признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может  слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после полyчения дохода.

Примером может слyжить налог на прибыль.

3) y источника

Этот налог вносится лицом  выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным  на сумму налога.

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы  из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей стране[7,77].

Исторически налоги рассматривались  и существовали как податные системы. Само их существование порождено  необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время  считалась самодостаточной для  выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени  и полная подчиненность налогообложения  интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ  налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов  потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения дает представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства