Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6
1.2 Роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества…………………………………………………………………………9

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства
2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17
2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22
2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами……...….25
3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан
3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………....31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………...………………….. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал.пр..docx

— 89.29 Кб (Скачать документ)

Министерство финансов Республики Казахстан, которому в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "Об очередных мерах по реформированию системы государственных органов  Республики Казахстан" от 4 марта 1997 года переданы функции Государственного налогового комитета Республики Казахстан, несет ответственность за исполнение доходной части бюджетов всех уровней, а также осуществляет: контроль за соблюдением налогового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения; контроль за обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей; производство по делам, связанным с уклонением от налогообложения или невыполнением других обязательных платежей перед государством.

Министерство финансов имеет  органы с вертикальной подчиненностью, состоящие из областных, городских  и районных управлений и отделов, а также входящих в их состав налоговых  полиций. Правовой статус государственных  налоговых органов Республики Казахстан  определяется и в другом нормативно-правовом акте — в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, "О  налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года (с  изменениями и дополнениями по состоянию  на 1 января 1997 года). В соответствии со статьей 167 названного Указа в редакции с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет") налоговая служба является единым государственным органом, несущим ответственность за исполнением доходной части бюджета всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет[13].

 

2.3 Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами

 

Налоговая деятельность государства  — это продиктованная необходимостью финансового покрытия государством своих затрат государственная деятельность по формированию доходов государственного бюджета за счет средств налогоплательщиков путем односторонне-властного установления и взимания с них обязательных платежей безвозмездного и безвозвратного характера (налогов).

Как видно из определения, налоговая деятельность государства  представляет собой разновидность  государственной деятельности, осуществление  которой полностью строится на административном (односторонне-властном) методе. Достижение сформулированной государством цели (формирование доходов государственного бюджета  за счет средств налогоплательщиков) в определенной мере поставлено в  зависимость от средств, а, следовательно, и от воли налогоплательщиков. Естественно, что никто просто так не желает расставаться с принадлежащими ему  деньгами. Поэтому было бы бессмысленным  рассчитывать на добровольное жертвование  гражданами своему государству денег  в необходимых ему размерах. Коль скоро отрицательное отношение  налогоплательщиков к добровольному  пожертвованию в пользу государства  собственных денежных средств заранее  предполагается, государство вынуждено  объявить уплату налогов в качестве конституционной обязанности каждого  и для реализации этой обязанности  прибегнуть к механизму односторонне-властного  изъятия их у налогоплательщиков. И если налоговая деятельность государства отражает лишь наличие связи между государством (как субъектом деятельности) и действиями, непосредственно направленными на внесение денежных средств в бюджет государства (как объектом деятельности), цель существования этой связи, то государственное управление в налоговой сфере позволяет установить характер этой связи: односторонне-властное организующее и регулирующее воздействие субъекта налоговой деятельности на ее объект аналогично тому, как "финансовая деятельность государства вне фактического управления финансами, т.е. упорядочивающего воздействия государства на движение денежных средств в его фонды и из его фондов, теряет всякий смысл, прекращает свое существование как вид государственной деятельности"[14,101]. Налоговая деятельность государства вне связи с государственным управлением в налоговой сфере становится в реальности бессмысленной и не приводит к достижению поставленной цели.

Таким образом, понятия "налоговая  деятельность государства" и "государственное  управление в налоговой сфере" тесно связаны между собой, поскольку  специфика целей налоговой деятельности предопределяет невозможность их достижения без односторонне-властного организующего  и регулирующего воздействия  государства на поведение подвластных  субъектов без государственного управления в налоговой сфере. Государственное  управление в налоговой сфере  выступает необходимым условием осуществления государством налоговой  деятельности, достижения поставленной перед ней цели. Можно даже сказать, что налоговая деятельность выступает  в качестве управленческой, поскольку она полностью реализуется методами государственного управления. Что касается соотношения этих двух понятий, то налоговая деятельность определяет субъектно-объектный состав деятельности государства в налоговой сфере, формулирует цели государственной деятельности в этой сфере, а государственное управление в налоговой сфере выражает характер этой деятельности, отражает ее методы, использование которых делает цель налоговой деятельности реально достижимой.

С учетом рассмотренного понятия "налоговая деятельность государства" следует добавить к определению  государственного управления в налоговой  сфере, что объектом упорядочивающего воздействия государства выступает  поведение, с одной стороны, государственных  органов, которым вменяется в  обязанность представлять интересы государства при осуществлении  налоговой деятельности, и с другой стороны — налогоплательщиков и  других обязанных участников налоговых  правоотношений, которым вменяется  в обязанность совершать в  пользу государства действия, непосредственно ведущие к достижению цели налоговой деятельности государства, — к формированию доходов государственного бюджета за счет налоговых поступлений.

Отсюда можно сформулировать и цели государственного управления в налоговой сфере. Это организация  и упорядочивание налоговой деятельности государства путем односторонне-властного  воздействия на поведение органов  налоговой службы, с одной стороны, и на поведение налогоплательщиков — с другой. Данное определение  целей государственного управления показывает их подчиненное, обслуживающее  значение по отношению к цели налоговой  деятельности. Однако это ни в коей мере не уменьшает значимости государственного управления в налоговой сфере, поскольку  только при условии достижения целей, поставленных перед государственным  управлением в налоговой сфере, делается возможным и достижение цели самой налоговой деятельности. Государственное управление в налоговой  сфере и достижение целей управления являются непременными условиями существования  самой налоговой деятельности и, соответственно, достижения ее цели.

Субъектом управления выступают  государство в целом или его  органы, полномочные принимать решения  по вопросам налоговой деятельности государства. В зависимости от того, в каком смысле понимается государственное управление (в широком или в узком), в состав субъектов управления могут входить либо все органы государственной власти и управления, которые обладают компетенцией по вопросам налоговой деятельности, либо только государственные органы исполнительной власти.

В состав субъектов государственного управления в налоговой сфере  Республики Казахстан при понимании  управления в широком смысле включаются Президент Республики Казахстан, Парламент  Республики Казахстан, Правительство  Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан и его территориальные  органы, а также местные исполнительные органы власти в пределах предоставленной  им компетенции по вопросам налоговой  деятельности.

Объектам управления является, с одной стороны, поведение негосударственных  субъектов, от которых истребуется совершение определенных юридически значимых действий за свой счет в пользу государства (объявление о существовании объектов налогообложения, исчисление и уплата налогов), а с другой — поведение государственных органов, от которых истребуется совершение определенных юридически значимых действий в рамках осуществления налоговой деятельности от имени государства (получение информации налогоплательщиков, проверка достоверности информации налогоплательщиков о существовании у них объектов налогообложения, проверка правильности и своевременности исчисления и уплаты ими суммы налогов и т. д.).

В зависимости от того, на чье поведение оказывается воздействие  в рамках государственного управления, следует различать внешнее управление в налоговой сфере, когда воздействие  оказывается на поведение субъектов, не входящих в организационную структуру  государства, и внутреннее управление в налоговой сфере, когда воздействие  оказывается на поведение государственных  органов, осуществляющих налоговую  деятельность от имени государства.

Управление государства  в налоговой сфере призвано организовать и упорядочить налоговую деятельность государства. Вследствие этого управление в налоговой сфере осуществляется в двух уровнях. На первом уровне управления государство стремится организовать систему государственных органов, призванных от его имени осуществлять налоговую деятельность. Ожидаемым  результатом управления первого  уровня является создание структуры  государственных органов, осуществляющих функции организующего и регулирующего  воздействия на поведение налогоплательщиков, а также создание механизма такого воздействия. На вторам уровне уже эти  организованные государством органы осуществляют от имени государства истребуемое от них организующее и регулирующее воздействие на поведение негосударственных субъектов, которые должны уже непосредственно совершать действия, ведущие в конечном счете к достижению окончательной цели налоговой деятельности государства — к формированию доходов государственного бюджета за счет налоговых поступлений [15,22].

При осуществлении внутреннего  управления в налоговой сфере  организующая функция управления проявляется  в том, что государством создается  система государственных органов, осуществляющих функции внешнего управления в налоговой сфере. Такие органы создаются в качестве органов  государственного управления, определяются их структура, компетенция, права и  обязанности, порядок сношения с  другими государственными органами, а также с субъектами, чье поведение, в свою очередь, призваны регулировать сами создаваемые органы. Регулирующая функция внутреннего управления государства в налоговой сфере  проявляется в том, что поведение  специальных государственных органов, осуществляющих от имени государства  управление в налоговой сфере, тоже регулируется со стороны вышестоящих  государственных органов. Поведение  государственных налоговых органов  является объектом регулирования вышестоящих  органов государственного управления, в результате чего обеспечивается постоянный контроль за деятельностью налоговых органов. Подобная зависимость в сочетании с возможностью одностронне-властного воздействия государства в лице вышестоящих органов на поведение налоговых органов позволяет устранять недостатки в осуществлении налоговыми органами своих управленческих функций, корректировать их структуру и функции, права и обязанности налоговых органов в отношениях с налогоплательщиками.

При осуществлении внешнего управления органы налоговой службы, призванные непосредственно воздействовать на поведение налогоплательщиков и  других обязанных участников налоговых  правоотношений, организуют предписанное для налогоплательщиков налоговым  и административным законодательством  совершение действий и операций, необходимых  для достижения конечной цели налоговой  деятельности, — формирования доходов  государственного бюджета, а в случае отклонения от установленных норм органы налоговой службы оказывают принудительное регулирующее воздействие на поведение  подвластных субъектов.

Содержание материальных налоговых правоотношений, а конкретно, интересующие нас их разновидности — налоговые обязательства, — это те действия, которые истребуются государством от налогоплательщиков в рамках этих обязательств. Во-первых, все субъекты налога должны вести учет имеющихся у них объектов налогообложения и сообщать государству о их существовании. Во-вторых, в случае наличия у субъекта реального объекта налогообложения, который по налоговому законодательству подлежит налогообложению конкретным видом налога, субъект налога обязан исчислить сумму причитающегося государству налога в соответствии с методиками, изложенными в нормах налогового права. В-третьих, при исчислении субъектом налога суммы налога, причитающегося государству, и при отсутствии у него каких-либо льгот по данному налогу, освобождающих его от уплаты налога, субъект налога обязан совершить в пользу государства уплату налога способом, указанным в законе. Таким образом, совершение в рамках налогового обязательства всех указанных выше действий ведет в конечном счете к достижению цели, поставленной перед налоговой деятельностью государства. Государственный бюджет при многократном повторении налогоплательщиками указанных действий в рамках самых различных налоговых обязательств (подоходных, поимущественных, реализационных, акцизных и т. д.) постепенно наполняется необходимыми государству денежными средствами [16].

Однако, зная, что налогоплательщики  не заинтересованы добровольно отдавать государству часть своей собственности, было бы наивным вверять налогоплательщикам совершение действий, от которых зависит  формирование доходов государственного бюджета, не обеспечивая при этом должной организации совершения этих действий и должного контроля со стороны государственных органов, уполномоченных вступать от имени государства  в материальные налоговые правоотношения. Поэтому органы налоговой службы, призванные получать от налогоплательщиков в рамках налогового обязательства его надлежащее исполнение, наделены также и функциями управления поведением налогоплательщиков. Вследствие этого органы налоговой службы выступают в двойном качестве. Во-первых, они являются участниками налоговых правоотношений, представителем уполномоченной стороны налогового обязательства (государства), обладающим субъективным правом получения от налогоплательщиков денежных средств в виде налогов. А во-вторых, органы налоговой службы как государственные органы исполнительной власти осуществляют управление поведением подвластных субъектов—налогоплательщиков, и поведение налогоплательщиков выступает объектом управления. Органы налоговой службы оказывают организующее и регулирующее воздействие на поведение налогоплательщиков. В рамках существующих налоговых обязательств предполагается, что налогоплательщики, осознавая необходимость своего участия в покрытии расходов государства, будут добровольно и добросовестно совершать в пользу государства все истребуемые от них активные действия. Однако если налогоплательщик в рамках налоговых правоотношений откажется от исполнения своей обязанности, государство в лице органов налоговой службы вынуждено будет активизировать свою деятельность уже как субъект управления и воздействовать на поведение налогоплательщика, не считаясь с его волей по поводу исполнения им своей обязанности. В административном порядке сумма налога будет изъята принудительно, более того — к налогоплательщику будут применены меры юридической ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

3 Пути совершенствования  налоговой деятельности в Республике  Казахстан

3.1 Содержание проблем  налоговой деятельности и обоснование  необходимости их решения

 

Сегодня казахстанская налоговая  служба находится на качественно  новом этапе своего развития, проведен ряд реформ, направленных на создание основы для дальнейшего успешного  функционирования.

Увеличение налоговых  поступлений, улучшение налогового климата, приведение Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) в соответствие с международными стандартами свидетельствуют о том, что реформа движется в правильном направлении.

Информация о работе Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства