Налоги и налоговая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой политики в Украине и ее влияние на состояние экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность налога, налоговой системы и налоговой политики;
2) рассмотреть существующие виды налогов;
3) рассмотреть основные проблемы налоговой политики Украины

Работа состоит из  1 файл

Чеснакова.doc

— 480.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

    Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам и налоговой политике. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

      Налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

      Поэтому, от «качества» налоговой политики, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом.

      Тема налогов и налоговой политики в Украине стала очень актуальной т.к. со сменой правительства следуют новые реформы и новые изменения, которые влекут страну в неизвестное будущее.

      Целью данной работы является изучение налогов и налоговой политики в Украине и ее влияние на состояние экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1) выявить сущность налога, налоговой системы и налоговой политики;

    2) рассмотреть существующие виды налогов;

    3) рассмотреть основные проблемы налоговой политики Украины

    4) изучить особенности налоговой системы и политики в Украине.

    Объектом исследования является налоги и налоговая политика.

    Предметом исследования особенности налогов и осуществление налоговой политики в стране

    Методы  исследования: графический, коэффициентный, аналитический, метод сравнения, прогностический.

    Курсовая  работа состоит из страниц (введение, три главы, заключение). Содержит 9 таблиц, 2 рисунка. Список использованной литературы состоит из 21 источника.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ 

    1.1 Сущность и функции налогов

      Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

      Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

    1. работники, своим трудом, создающие  материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

    2. хозяйствующие субъекты, владельцы  капитала, действующие в сфере предпринимательства.

      За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации части национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

      Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов [1].

    Причины возникновения налогов, их общественное назначение впервые исследованы А. Смитом и Д. Рикардо. Основоположник научной теории налогообложения А. Смит определял налог как один из способов, посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании государственных доходов, необходимых для покрытия издержек, обусловленных задачами государства. Смит считал, что существуют три источника богатства: земля, труд и капитал, отсюда и разные формы обложения в зависимости от разнообразия источников дохода. Он признавал, что налог есть необходимость, обусловленная существованием государства.

    Д. Рикардо отстаивал те же взгляды  на налог и его источники. Он трактовал налоги как ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства: они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны [2].

      Теория налогообложения Ж.Б. Сэя  во многом повторяет основные положения Смита и Рикардо, раскрывая и дополняя их. Сэй сформулировал положение, ставшее аксиомой, — налог черпается из двух источников: дохода и капитала. Если налогообложение принимает слишком большие размеры, оно влечет за собой печальные последствия. С одной стороны, ограничивает производительные возможности предпринимателей, что сокращает производство, с другой стороны, уменьшает способность каждого человека потреблять.

    Принимая  позицию Сэя, С. Сисмонди мотивировал  умеренность налогообложения тем, что если государство присваивает большую долю части прибыли промышленности, земледелия, торговли, то экономическая жизнь приходит в упадок. Поэтому главное в налогообложении — не причинять препятствия воспроизводству богатства. В то же время для достижения социальной справедливости каждый должен содействовать поддержке общества в соответствии со своим доходом. Согласно теории Сисмонди налог есть цена, уплачиваемая гражданами за полученные от общества блага: обеспечение прав собственности, общественного правопорядка, правосудия и др.

    Дж. Милль выступал за облегчение налогообложения  средств, идущих на сбережения, которые, как правило, инвестируются, увеличивая первоначальный капитал и будущие доходы правительства.

    Таким образом, воззрения на налоги постепенно выстраивались в логическую систему налогообложения, определяя не только общественное назначение налогов как необходимое условие функционирования государства, но и как обязанность граждан перед государством, что предопределило его не только экономическое, но и правовое содержание. Уже в указанных работах появляются отдельные аспекты влияния налогов на экономические процессы [3].

    По  мнению украинского ученого Василика, который рассматривал как и налогообложение так и политологию вместе, налоги- обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц. Налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни [21,c.46].

      По мнению Кучерявенко, налог-форма принудительного отчуждения, результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или налоговую собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня, на основании закона и выступает как обязательный ,нецелевой ,безусловный, безвозмездный платеж

      В статье 2 Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г. дается следующее понятие налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды - это “обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях определяемых законами Украины о налогообложении”. Однако, необходимо разграничить налог, сбор и обязательный платеж налогового характера, как схожие, но все же различные изъятия в бюджет.

      В Украине над вопросами налогообложения и налоговой системы занимаются многие современные украинские ученые ,в частности: Василик, Данилов, Вишневский, Соколовская, Федосов, Тарангул, Скрыпник, Кучеренко, Мельник.

      Таким образом, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность -это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

      В настоящее время все еще идут споры о функция присущих налогам. Одни авторы выделяют такие функции, как фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная. Данной точки зрения придерживаются Д.Г. Черник [4] и А.В. Брызгали[4]. Другие настаивают на существовании распределительной и контрольной функций (А.И. Худяков М.Н. Бродский) [4],Кучерявенко [5], Мельник, третьи выделяют фискальную и экономическую функции .

    На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

    * фискальная;

    * распределительная (социальная);

    * регулирующая;

    * контрольная;

    * поощрительная.

      1)Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

      2)Распределительная функция(или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

    Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

      С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Информация о работе Налоги и налоговая политика Украины