Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание

В работе будет дано определение понятию управленческое решение, приведена классификация решений, подробно рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса.

Понимая всю важность и разнообразие этих аспектов, я попытаюсь сосредоточить свое внимание как на теоретическом рассмотрении, так и с точки зрения практической пригодности технологий принятия управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Управленческое решение сущность, требования, механизм..........................5

1.1.Сущность управленческого решения………………………………....5

1.2. Требования к управленческим решениям……………………………8

1.3. Механизм разработки…………………………………...…………….9

2. Этапы и процедуры принятия решений……………………………………..10

3. Принятие решения в сложных ситуация и трудности его

осуществления…………………………………………………………….….19

3.1. Проблемы уникального выбора……………………………………..19

3.2 Организационные системы решения проблем выбора……………..20

4. Проблема универсальности технологии принятия решений………………23
Заключение…………………………………………………………………….…28

Список литературы……………………………………………………………....30

Работа состоит из  1 файл

Управленческие решения - копия.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

    Основная  характеристика этой технологии –  рациональность. Как ни сложны внутриорганизационные  процессы, над которыми работает управленец, все его действия должны быть сознательными, логичными, рациональными. Как нами уже отмечалось, управленец должен быть рациональными хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логическое обоснование принятого решения. Технология является наиболее рациональным способом воздействия на процесс принятия решения. На рисунке 3 представлена последовательность операций предлагаемой технологии: 
 
 

      

 
 
 

 

 
 

 
 
 

    Рис. 3. Технология процесса принятия решений 

    От  того, как успешно будет преодолен 1 этап, зависит качество принятого в итоге решения. Именно этот этап, на наш взгляд, включает большую (но не основную) часть работы. Управленец сам, или совместно с группой аналитиков, должен определить и охарактеризовать проблемную ситуацию. Правильно определить проблему – наполовину решить ее. На этом этапе необходимо выяснить, к каком классу относится данная проблема, чтобы определить наиболее соответствующие ей методы решения; симптомы проблемы; выяснить, не возникала ли подобная проблема ранее. Как уже отмечалось, сам ППР – информационный обмен. На этом этапе руководитель и аналитики, учитывая временные ограничения, должны собрать и проанализировать требующуюся информацию. В случае, если проблема требует немедленного решения, эта операция должна быть сокращена (пусть решение будет неверным, но современным). Но бывают случаи, когда необходимо отдать максимум времени на поиск необходимой информации, и качество решения покроет временные издержки. Таким образом, первый этап играет важнейшую, если не главную роль в технологии2.

    На  втором этапе, на основе полученной информации, выдвигаются варианты решения проблемы. Это самый творческий этап технологии, ответственность за протекание которого полностью возлагается на руководителя. Именно он должен создать творческую атмосферу в коллективе аналитиков. Ранее в работе уже указывались методы, используемые на этом этапе. Самым перспективным из них является метод «мозговой атаки», особенно полезный при необходимости принятия инновационного решения.

    На  наш взгляд, этот этап должен быть свободным от критериев принятия решения. Возможно даже выдвижение альтернатив, реализация которых практически не осуществима (убыточна). Но на следующем этапе («оценка альтернатив») как раз и должны быть определены критерии принимаемого решения. Теоретически, этот шаг нерационален, но на практике, при самой оценке альтернатив, вариант решения проблемы, отнесенный к неосуществимым ,может получить рациональное объяснение в силу того, что на предыдущем этапе не были учтены факторы, способствующие его реализации. Именно поэтому, определение ограничений для решения должно утверждаться после выдвижения всех альтернатив. Особенно, это актуально для социальных процессов, отличающихся сложностью и многогранностью.

    Осуществление выбора альтернативы – самый сложный и ответственный шаг. Это вершина ППР. Лицо, принимающее решение, определяется в направлении действий, должно сложиться представление о стратегии решения проблемы. Учитывая этот факт, технология самого решения проблемы может быть деструктивной, стимулирующей, формирующей или сдерживающей, т.е. в зависимости от выбранной стратегии, решение. Здесь будет уместным проведение эксперимента (если это возможно).

  Процесс принятия решения не заканчивается  выбором альтернативы. Простой выбор  стратегии действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. В действительности, реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. На этом этапе происходит запуск выбранной стратегии в действие. Реализуемая стратегия должна иметь твердую поддержку со стороны тех, кто его осуществляет. Этот немаловажный факт должен быть учтен руководителем изначально. Но, тем не менее, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведение в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функций.

  Для того чтобы технология эффективно работала в организации, должен осуществляться еще один из ее этапов, а именно – обратная связь. На этом этапе происходит измерение и оценка последствий решения, или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь – т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения – позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Кроме того, от успешного осуществление процесса обратной связи зависит функционирование данной технологии в организации вообще.

  Таким образом, предложенная технология является оптимизирующей по своему характеру, т.е. направлена на оптимизацию процесса принятия решений в организации. Следует также отметить, что нами был предложен «каркас» технологии, состоящий из ряда последовательных шагов, но фактическое число операций и этапов определяется самой проблемой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, мною был рассмотрен и охарактеризован  процесс принятия управленческого  решения его сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия.

    Подытожим результаты работы:

      Решение – это выбор альтернативы, сознательный выбор из имеющихся вариантов  направления действий.

      Решение – продукт управленческого труда, а его принятие – процесс, ведущий  к появлению этого продукта.

      Выбор решения должен основываться на особенностях проблемной ситуации.

      В зависимости от подхода к процессу принятия решений выделяются технологии этого процесса. Однако все они  выделяют три основных этапа: определение  проблемы, выработка решения, выполнение решения. Любая технология характеризуется наличием прямых и обратных связей между этапами. Процесс не будет завершенным и не сработает технология, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.

      Вся ответственность за принятое решение  возлагается на руководителя, управленца. Решение может приниматься на различных уровнях управления, руководитель может непосредственно осуществлять выбор альтернативы, а может и  возглавлять коллектив руководителей по выработке и принятию решений.

      В настоящее время нет практичных, конструктивных методов или технологий принятия групповых решений или  решений в условиях противодействия  при многих активных участниках. Далеки от своего удовлетворительного решения многие относительно более простые проблемы принятия индивидуальных решений. Так, процессы, протекающие в административном аппарате, гораздо сложнее тех, для которых уже разработаны аналитические подходы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Однако рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.

      Огромную  роль играет и имеет основное значение работа консультанта-аналитика. Реальность требует от него сочетания многих качеств: искусства анализа ситуаций, глубоких профессиональных знаний, приемов  и методов принятия решений, умения представления рекомендаций, профессиональных навыков в работе с людьми.

    На  мой взгляд в предстоящие десятилетия многие так называемые поведенческие науки, безусловно, сделают шаг вперед. Тогда появится возможность строить намного более эффективные технологии принятия решения. Но уже сейчас необходимо рассматривать процесс принятия решений как процедуру, главными участниками которой являются руководитель и аналитики. Именно человеческие, а не математические или машинные аспекты являются основными в процессе принятия решений. Именно на этих аспектах следует основывать в дальнейшем критерии проверки практической ценности технологий и методов принятия решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

    1. Волкова О.Н. Управленческий анализ: Учебник для вузов. Москва ,2007 – 304 стр.

    2. Глущенко В.В., Глущенко И.И.Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспертов: Учебник для ВУЗов. - Москва, 2000- 305стр.

    3. Карданская Н.Л. Управленческие решения: Учебник для вузов - 2-е изд. (Серия "Профессиональный учебник"). Москва,2003г. – 416 стр.

    4. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Москва,2004г. - 416 с.

    5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000 – 256с.

    6. Саак А. Э., Тюшняков В. Н. Разработка управленческого решения. Учебник для вузов. Санкт-Петербург 1-е издание, 2007- 272 стр.

    7.  Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. - Москва, 2001- 215 стр.

    8. Юкаева В.С. Управленческие решения. Учебное пособие для студентов вузов и колледжей. Москва ,2006г. – 324 стр. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       «___»_____________2008г.                           Подпись________________

Информация о работе Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия