Сфера бытового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:36, реферат

Описание

В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.

Работа состоит из  1 файл

сфера бытового обслуживания.docx

— 123.46 Кб (Скачать документ)

   В развитии рынка платных услуг  населению за последние пятнадцать лет можно выделить два этапа. Первый этап (1992–1998 гг.) характеризуется  падением объемов услуг на рынке  платных услуг населению. Второй этап (с 1999 г. по настоящее время) уже  демонстрирует позитивную динамику развития рынка платных услуг  населению и свидетельствует  об экономической адаптации предприятий  БОН к рыночным условиям.

   Рыночные  преобразования в нашей стране на начальном этапе неблагоприятно отразились на развитии сферы бытовых  услуг. Вплоть до экономического кризиса 1998 г. объемы платных бытовых услуг  по сравнению с другими отраслями  экономики падали наиболее быстрыми темпами и имели самые низкие макроэкономические показатели. Снижение объемов платных услуг было настолько  стремительным, что даже в настоящий  момент, исходя из реалий 2006 г., объем  услуг в сопоставимых ценах от уровня 1991 г. составил лишь около 40%. Объем  бытовых услуг соответствует  такому же уровню.

   Главными  причинами более чем трехкратного падения объемов потребляемых услуг  являются резкое снижение доходов населения  в начале рыночных реформ, многократный рост цен на большинство видов  услуг, сопровождавшийся его опережением  над отдельными видами потребительских  товаров, сокращение сети организаций  сферы услуг по отдельным видам. К началу 1997 г. в России насчитывалось 57 тыс. мастерских и ателье, что в 2,2 раза меньше, чем в 1991 г., а в сельской местности, соответственно, в 3 раза. Число прачечных в России сократилось по сравнению с 1990 г. в 2 раза, предприятий химической чистки и крашения, по ремонту и пошиву швейных и трикотажных изделий — в 3 раза. Численность работающих в отрасли уменьшилась почти в три раза, хотя первоначально предполагалось, что именно в сфере бытового обслуживания будут создаваться дополнительные рабочие места вследствие перераспределения из ВПК11 .

   В начале 90-х годов население было вынуждено потреблять в основном жизненно необходимые услуги, среди  которых услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, отдельные  виды бытовых услуг, прежде всего  ритуальные, и т.п. Остальные свои средства население тратило на другие услуги, распределяя их по степени  значимости (платные образовательные  услуги, платные медицинские услуги и т.д.). Поэтому неудивительно, что  в этой шкале приоритетов бытовые  услуги занимали не первые места, и  граждане России выделяли на данные услуги ограниченное количество финансовых средств.

   Однако  структура платных услуг населению  за последние 15 лет претерпела изменения, обусловленные резкой дифференциацией  населения по доходам, сокращением  дотаций на развитие отдельных видов  услуг и их переход в платные  и значительным ростом цен на услуги, опережающим рост доходов населения. В ней сохраняется преобладающая доля транспортных услуг, услуг связи, жилищно-коммунальных и бытовых услуг, которые в совокупности занимают более 70%. При этом наблюдается тенденция снижения доли бытовых, санаторно-оздоровительных услуг, услуг правового характера, при росте расходов населения на оплату жилищно-коммунальных, медицинских услуг, услуг связи.

   В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 1991 г. подавляющую часть  платных услуг населению оказывали  предприятия государственной формы  собственности, то к 2005 г. их доля снизилась  до 31,5%. Одновременно на потребительском  рынке услуг значительную роль стали  играть организации частной и  других негосударственных форм собственности, их доля достигла 64,0%.

   Объемы  услуг, оказанные в частном секторе  экономики, в основном представлены услугами, выполненными физическими  лицами, занимающимися предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. В настоящее время  на рынке бытовых услуг доминируют индивидуальные предприниматели, которые  освоили практически все виды бытовых услуг, кроме услуг по химчистке и крашению, услуг бань и душевых, которые пока полностью  предоставляются организациями.

   Значительную  роль в формировании объема платных  услуг населению играет малый  бизнес. В 2002 г. на его долю приходилось 28,7% объема платных услуг населению, из которых 19,0% — это объемы, оказанные  физическими лицами и организациями, занимающимися предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Определяющей (от 46,3% до 96,8%) является доля малого предпринимательства  в объемах бытовых, туристских, медицинских, ветеринарных и правовых услуг12 .

   С переходом на рыночные отношения  стали активно развиваться новые  для российской действительности виды деятельности — услуги в области  аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках  с недвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и др. Основными производителями  этих услуг также является частный  бизнес. Кроме того, можно констатировать, что «понятие сервиса вообще и  социокультурного сервиса в частности изменилось в связи с деидеологизацией сервисной практики (или, точнее, новой идеологией глобализации сервиса), расширением сферы частных услуг и взрывным развитием коммуникаций, обусловленным появлением и широким распространением персональных компьютеров и Интернета»13 .

   Как один из факторов, работающих на увеличение объема платных услуг, следует отметить текущее состояние отраслевых мощностей, определяющее реальный потенциал производства платных услуг различных видов  и порождающее естественные ограничения  на «физические» масштабы их оказания даже в условиях наличия платежеспособного  спроса. Так, например, при наличии  спроса городского населения на качественные услуги банных комплексов отсутствие достаточных мощностей сдерживает рост этого вида услуг.

   Однако  основополагающим фактором, непосредственно  оказывающим влияние на спрос  населения на платные услуги, по-прежнему остается ценовой фактор, особенно по тем видам услуг, где рост цен  опережает по темпам рост доходов  населения. Значительное опережение индекса  потребительских цен на услуги по сравнению с товарами наблюдается начиная с 1999 г., хотя в 2003 г. произошло значительное замедление роста цен на услуги. При среднем изменении потребительских цен на товары и услуги за 2000–2003 гг. в 1,5 раза цены и тарифы на платные услуги населению выросли в 2,3 раза, на бытовые услуги — в 1,8 раза, тогда как цены на товары — в 1,4 раза. Причем отмечалась тенденция к увеличению разрыва в темпах роста потребительских цен на рынке услуг по сравнению с рынком товаров14 .

   Данные  социологических обследований статей расходов домашних хозяйств свидетельствуют о значительной дифференциации потребления услуг в зависимости от уровня дохода. Следует отметить, что в потреблении ряда услуг между разными социальными группами наметился существенный разрыв. Например, по бытовым услугам он составляет 30 раз. Однако, несмотря на продолжающийся рост цен на престижные виды бытовых услуг, такие как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги фотографий, услуги парикмахерских, сохраняется рост их объемов в основном за счет потребления этих услуг высокодоходными группами населения.

   Необходимо  также отметить, что доля этих услуг  в объеме платных невелика, и, несмотря на интерес к ним со стороны  определенных групп населения, общая  динамика развития рынка услуг определяется такими услугами, как жилищно-коммунальные, транспортные и другие социально  значимые виды бытовых услуг. Именно тенденциями развития этих видов определяется общий объем услуг населению в последние годы.

   Современное состояние рынка бытовых услуг  в России является одним из важных звеньев в системе отраслей платных  услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п.

   В настоящее время во многих городах  России открылись новые современные  предприятия бытового обслуживания населения (БОН). Подъему рынка БОН  способствовало улучшение экономического состояния России и повышение  уровня платежеспособности населения.

   Из  всех отраслей сферы услуг в бытовом  обслуживании населения частное  индивидуальное предпринимательство  получило наибольшее распространение. По оценке специалистов, объем услуг, оказанных населению физическими лицами и некорпоративными предприятиями, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в 2003 г. достиг 86,2% (в целом по платным услугам — 29,7%), а по таким видам, как ремонт и индивидуальный пошив обуви, ремонт и индивидуальный пошив одежды, индивидуальный пошив и вязание трикотажных изделий, ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и строительство жилья и других построек, доля частного предпринимательства достигала 64,2–93%15 .

   Дальнейшее  изменение динамики и структуры  услуг населению будет определяться в значительной степени имеющейся  динамикой роста доходов населения, политикой государства по регулированию  изменения цен и тарифов на услуги естественных монополий, а также  региональной политикой по дальнейшему  расширению потребительского рынка. Проводимые в стране мероприятия по дебюрократизации экономики, направленные на отмену лицензирования отдельных видов услуг, сертификации услуг, перерегистрацию юридических лиц, а также принимаемые меры по созданию более благоприятных условий для развития малого бизнеса, выраженные в льготном налогообложении, позволяют предположить, что они будут способствовать тому, что система бытового обслуживания населения в России будет стабилизирована и сохранит свое динамичное развитие.

    
функции муниципального управления в организации бытового обслуживания населения в крупнейшем городе

   В условиях современной России трансформируется вся система социально-экономических  функций и прерогатив государственных  и муниципальных органов власти. Переход к новым экономическим  отношениям настоятельным образом  требует от органов муниципального управления изменения своей деятельности и создания таких условий, при  которых адаптация населения  к рыночным механизмам прошла бы без  катастрофических потрясений и социальной напряженности. Все это предполагает создание эффективного, отвечающего  современным требованиям правового  механизма регулирования сферы  бытовых услуг.

   Правовое  регулирование отношений, возникающих  в связи с организацией системы  бытового обслуживания населения, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», других законах и  нормативных правовых актах Российской Федерации и реализуется в  рамках Федерального закона «Об основах  организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

   Действие  этого Федерального закона распространяется на всю систему бытового обслуживания населения в Российской Федерации, включающую в себя деятельность органов бытового обслуживания населения по оказанию услуг на основе договоров и выполнению работы для населения, в том числе бытовых услуг по изготовлению изделий (пошиву вещей), проведению ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам, оздоровительных и косметических услуг (немедицинского характера), а также других бытовых услуг по удовлетворению потребностей граждан, относящихся к личным (бытовым, семейным) нуждам и не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности (услуги мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других).

   Кроме федерального уровня, сфера бытовых  услуг регулируется и на муниципальном  уровне органами местного самоуправления, которые состоят из субъекта управления (непосредственно сами органы) и  объекта управления (муниципального образования и муниципального хозяйства).

   Муниципальные органы управления, согласно Конституции  РФ, независимы и самостоятельны в  выборе тех функций, которые они  будут исполнять. Данное обстоятельство остро ставит проблему определения пределов законодательного регулирования компетенций муниципальных органов власти в вопросах местного значения, а также границ самостоятельности в принятии управленческих решений. Учет и анализ потребительского поведения населения являются наиболее весомыми и значимыми в определении стратегических целей и задач, стоящих перед органами муниципального управления, поскольку именно социальное благополучие населения, обслуживание его интересов является главной целью их деятельности. Однако выделение этих интересов и ориентиров представляет определенную сложность, так как население не является однородным и группируется по различным признакам.

   Прежде  всего необходимо отметить глубокую поляризацию современной России: наличие сверхбогатых и неимущих слоев населения. Разрыв в доходах между ними превышает даже принятые в странах с развитой экономикой стандарты.

   Увеличение  дифференциации населения по доходам  приводит к формированию социальных групп, по-разному решающих вопросы  удовлетворения своих социальных потребностей. В условиях современной России можно  выделить три социальных группы.

   Первая  — наиболее обеспеченная группа населения. Подход этой группы к решению социальных проблем реализуется в основном за счет повышения качества получаемых социальных услуг. Для этого слоя не работают усредненные научно обоснованные нормативы предоставления услуг  социальной сферы. Все нормативы  ими уже значительно превышены  и не являются социальным ориентиром для членов этой социальной группы.

   Вторая  социальная группа — наименее обеспеченное население. Здесь доходы настолько  низки, что решается только одна задача — выживание. Получаемые денежные средства идут только на питание. Соответственно, используемый минимальный спектр услуг  предприятий социальной сферы и  городского хозяйства представляет собой в основном те услуги, которые  можно получать бесплатно: образование, здравоохранение, бесплатный проезд на общественном транспорте для определенного  круга лиц.

Информация о работе Сфера бытового обслуживания