Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:11, контрольная работа

Описание

В ходе административно-правовой реформы начался новый этап развития местного самоуправления, который направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти и повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. Отправной точкой реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».1
Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего принципа организации власти и управления на местах. Без слаженно функционирующей системы местного самоуправления весьма трудно формировать рыночные экономические
структуры, так как на местном уровне складываются значительные и устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. По мере становления местного самоуправления будут создаваться различного рола предпосылки — экономические, социальные, финансовые и правовые — для более глубокого и прочного введения начал самоуправления на территории России.2

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3 – 4
1. Жилищно-коммунальная реформа и роль органов местного самоуправления в ее реализации………………………………..
5 – 6
2. Организация работы местного самоуправления в области
жилищно-коммунального хозяйства…….………………………

7 – 14
3. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения…………………..…….........
15 – 19
Заключение ……………………………………………………….... 20 – 21
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Муници право 3 курс 2011 на сайт.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  МВД  РФ

РЯЗАНСКИЙ  ФИЛИАЛ

(заочная  форма обучения) 
 
 
 

Специальность: правоохранительная деятельность

Зачетная книжка:  
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 
 

Дисциплина: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО  
 

ТЕМА  №  

Полномочия  органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения 
 
 
 
 
 
 

Дата отправки работы _______________

Дата регистрации  работы ____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

П Л А  Н 

  Введение……………………………………………………………. 3 – 4
1. Жилищно-коммунальная реформа и роль органов местного самоуправления в ее реализации………………………………..  
5 – 6
2. Организация работы местного самоуправления в области

жилищно-коммунального  хозяйства…….………………………

 
7 – 14
3. Полномочия  местного самоуправления в области  торгового и бытового обслуживания населения…………………..…….........  
15 – 19
  Заключение  ……………………………………………………….... 20 – 21
  Список литературы………………………………………………… 22 – 23
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В В Е  Д Е Н И Е 

     Местное самоуправление как форма народовластия  населения является важной основой конституционного строя России. Местное самоуправление признано одной из фундаментальных составляющих российской системы народовластия и отражает возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.

     В Российской Федерации процесс становления  и развития местного самоуправления идет сложно и противоречиво. На его  пути стоит целый комплекс проблем (экономических, правовых, социальных и др.). Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения.

     В ходе административно-правовой реформы  начался новый этап развития местного самоуправления, который направлен  на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти и повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. Отправной точкой реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».1

     Конституция Российской Федерации  впервые  закрепила  самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего принципа  организации власти  и управления  на  местах.  Без слаженно  функционирующей   системы местного самоуправления весьма  трудно  формировать рыночные  экономические

структуры, так как на местном уровне складываются значительные и  устойчивые финансовые,  хозяйственно-экономические  и  социальные  отношения.  По  мере становления  местного  самоуправления  будут  создаваться  различного   рола предпосылки — экономические, социальные, финансовые и правовые —  для  более глубокого и прочного введения начал самоуправления на территории России.2

     В подавляющем большинстве  демократических  государств  именно  местные органы управления непосредственно решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает  сравнительно  высокую  управленческую активность и заинтересованность граждан в деятельности органов власти.

     Несомненно, одним из важнейших вопросов  местного самоуправления является  компетенция  муниципальных   образований  в   области   жилищного хозяйства, коммунального и бытового обслуживания населения. Данная  проблема рассматривается в аспекте построения в России  федеративного  государства  с учетом     самостоятельности      органов      местного      самоуправления.

     Самостоятельность, в данном понимании,  – это  способность независимо,  под свою  ответственность  решать  вопросы  местного  значения,    подкрепленная необходимыми   материальными    средствами   (средства   местного   бюджета, муниципальная собственность). Данные  вопросы   самостоятельности   особенно актуальны в настоящее время, в момент  приведения  законодательства  органов местного самоуправления    в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации.3 
 
 
 
 
 
 

   

     1.Жилищно-коммунальная  реформа и роль  органов местного  самоуправления в ее реализации 

     Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая  в начале 90-х годов, является одним  из приоритетных направлений социальной и экономической политики России.

     На  первом этапе реформы (1991 - 1996 гг.) взамен существовавшей ранее ведомственной управленческой вертикали формировалась децентрализованная муниципальная система управления жилищно-коммунальным хозяйством. По данным Госстроя России, доля частного жилищного фонда увеличилась с 30% в 1991 г. до 52% в 1996 г. В собственность граждан было передано 36,8% государственного и муниципального жилищного фонда России, подлежащего приватизации1. Однако приватизация не затронула проблему формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и не повлияла на совершенствование механизмов управления и обслуживания жилого фонда. В начале 90-х годов тарифы на жилищно-коммунальные услуги поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 90%. Квартирная плата, включающая платежи граждан за коммунальные услуги и составлявшая около 2,5% среднего дохода семьи, рассматривалась государством и обществом как одно из важнейших социальных завоеваний. И хотя в 1994—1995 гг. резко возросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги, доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляла к 1996 г. 24—25% консолидированного бюджета регионов. Это значительно больше, чем бюджет Министерства обороны РФ и бюджет всей системы здравоохранения и образования.4

     С утверждением в 1997 г. Указом Президента РФ Концепции реформирования жилищно-коммунального  хозяйства в Российской Федерации начался второй этап реформы. Главной его целью было: создание реальной конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, снижение затрат на услуги, повышение качества работ коммунальных служб. При этом ставилась задача перейти от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному, дифференцированному изменению их с учетом реальных доходов граждан, при одновременном совершенствовании и усилении адресной помощи малоимущим.5

     Основная  нагрузка легла на органы местного самоуправления. Именно на них возлагалась обязанность наладить контроль за коммунальными службами, выработать эффективные экономические механизмы взаимодействия с ними. Однако жилищно-коммунальное хозяйство во многих регионах находилось в плачевном состоянии, о чем свидетельствовали многочисленные аварии. В некоторых регионах не хватало средств на отопление квартир, на ремонт коммуникаций. В 2000 г. из 297 млрд руб., которые были необходимы коммунальным службам, население заплатило лишь 118 млрд, или 39%. Недостающие средства хотя и восполнялись дотациями из федерального и регионального бюджетов, однако их также не хватало. Правительство РФ приняло решение: начиная с 2001 г. изменить порядок финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Предполагалось, что граждане должны полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем предусматривалось получение гражданами, чей доход ниже прожиточного минимума, субсидий, компенсирующих их реальные расходы на жилищно-коммунальные услуги.

     В условиях кардинального изменения порядка финансирования жилищно-коммунальной сферы роль органов местного самоуправления по осуществлению реформы еще более возрастает.6 

2.Организация  работы местного самоуправления в области

жилищно-коммунального  хозяйства 

     В ведении муниципальных образований находятся вопросы по оказанию населению различного рода услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. К ним, в частности, относятся вопросы жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, торговли и бытового обслуживания:

     а) организация в границах поселения  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения  населения, водоотведения, снабжения  населения топливом (в муниципальном районе — только организация электро- и газоснабжения поселений);

     б) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

     в) создание условий для обеспечения  жителей поселения (городского округа) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания (в муниципальном районе это вопрос о создании условий для обеспечения данными услугами поселений, входящих в состав района).7

     Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилищных прав граждан.

     Роль  органов местного самоуправления, как и роль государства в целом, в обеспечении этих гарантий в последние годы существенным образом изменилась. Это связано с тем, что наряду с государственной и муниципальной собственностью существует частный жилищный фонд. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Значительная часть квартир государственного и муниципального жилищного фонда приватизирована. Появились частные организации, занимающиеся проектированием и строительством жилья. Граждане могут реализовать свое конституционное право на жилище путем приобретения жилья в собственность, кооперативного или индивидуального жилищного строительства, а также из государственного или муниципального жилищного фонда. Начал функционировать рынок жилья.8

     Коренные  изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигавшая до начала экономической реформы 80%, в настоящее время значительно сократилась. Основным источником финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья. Повысился удельный вес малоэтажного строительства. Проводится демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. В городских поселениях создаются товарищества собственников жилья.9

     Вместе  с тем острога жилищной проблемы не снизилась.

     Правовую  основу деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного  строительства и жилищно-коммунального хозяйства составляют Жилищный кодекс РФ и законы РФ: «Об основах федеральной жилищной политики» 1992 г. и «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» 1991 г., другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты, касающиеся жилищной сферы, коммунальных услуг.

     Жилищный  фонд в качестве составной части  включает в себя муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).

     В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

     а) жилищный фонд социального использования  — совокупность предоставляемых  гражданам по договорам социального  найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

     б) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с Жилищным кодексом жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Кроме того, существуют индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого назначения.10

     Формирование  муниципального жилищного фонда, который  находится в ведении органов  местного самоуправления, осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».11

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения