Сфера бытового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:36, реферат

Описание

В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.

Работа состоит из  1 файл

сфера бытового обслуживания.docx

— 123.46 Кб (Скачать документ)

   Третью  социальную группу обычно называют средней, поскольку сюда относятся те группы граждан, которые имеют средний  уровень доходов. Это работающая часть населения и члены их семей. Значительную часть услуг  социальной сферы и предприятий городского хозяйства представители среднего слоя получают на платной основе. Таким образом, для среднего социального слоя определяющим является комбинированное финансирование услуг социальной сферы: частично за счет прямых собственных затрат, частично за счет финансирования из бюджета16 .

   Одной из основополагающих задач, стоящих  перед органами местного самоуправления, является то, что они «должны обеспечить удовлетворение основных потребностей населения в сферах, отнесенных к  ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных  социальных стандартов»17 .

   Управление  муниципальным образованием предполагает определение системы отношений  с разными субъектами, действующими на территории образования. Данная система  состоит из следующих основных элементов:

   хозяйствующие субъекты, как муниципальные, так  и иных форм собственности;

   общественные  организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации;

   территориальные отделы администрации и муниципальные  учреждения;

   домашние  хозяйства/семьи.

   Органы  местного самоуправления осуществляют несколько различных функций, которые, соответственно, находят отражение  в общей структуре управления.

   Во-первых, в отношении всех хозяйствующих  субъектов орган местного самоуправления выступает как орган нормативный, имеющий право регулировать определенные виды хозяйственных отношений и  издающий обязательные для исполнения на территории муниципального образования  нормативные акты и правила.

   Во-вторых, орган местного самоуправления является для большинства хозяйствующих  субъектов заказчиком определенных видов работ, причем в последнее  время эта его роль все время  возрастает.

   В-третьих, для всех хозяйствующих субъектов  орган местного самоуправления выступает  как организация, обеспечивающая условия  для осуществления хозяйственной  деятельности.

   В-четвертых, для муниципальных предприятий  орган местного самоуправления выполняет  функции собственника18 .

   Все перечисленные функции должны исполняться  в различных структурных подразделениях, поэтому отношения с хозяйствующими субъектами должны строиться на разных принципах. Так, с точки зрения размещения муниципального заказа, органу местного самоуправления безразлично, какое  предприятие его будет выполнять, лишь бы условия (стоимость, сроки и  др.) были наиболее выгодными.

   С точки зрения собственника муниципальных  предприятий, орган местного самоуправления заинтересован в их наивысшей  рентабельности. Но предоставление преимуществ  этим предприятиям при распределении  муниципального заказа приведет к монополизму, завышению цен на услуги муниципальных  предприятий и в итоге к  дополнительным расходам местного бюджета. Поэтому крайне важно, чтобы функции  единого заказчика и непосредственного  управления деятельностью предприятий  в структуре администрации были разведены.

   Немаловажное  значение в структуре муниципального образования занимают домашние хозяйства/семьи, которые являются основой развития системы духовного производства, индустрии общественной культуры, а  также оказывают решающее воздействие  на развитие сферы материальных услуг (коммунальных, бытовых, транспортных, общественного питания и т.д.).

   Кроме того, развитие домохозяйств привело к решению четырех задач, непосредственно влияющих на развитие сферы услуг:

   – восстановление и развитие материальной семейной собственности;

   – развитие внутрисемейного производства предъявило невиданные прежде запросы  к развитию материальных услуг (дороги, станции обслуживания и заправки, водоснабжение, канализация, различный  ремонт и т.д.);

   – высокая культура быта повысила стандарты  качества и сложность материальных услуг. А это вызвало массовый спрос на культурного и квалифицированного работника сферы услуг, подняло  издержки и цены на предоставляемые  услуги;

   – само развитие домашних хозяйств поставило конкурентные границы роста цен на услуги, предъявив спрос на широкий круг домашней техники для их производства на дому. Сложился определенный алгоритм в развитии отношений между товарным производством услуг и бытовой техники и нетоварным производством услуг в домашнем хозяйстве19 .

   Тем не менее, с сожалением приходится констатировать, что «в российской экономике домохозяйства  не сделались еще реальным экономическим  субъектом рыночных отношений, стоящим  «на равных» с предпринимателями  и государством. В лучшем случае их рассматривают как потребителей товаров и услуг, т.е. как население, получающее в ходе распределения  в значительной мере через государственные  каналы необходимые материальные и  нематериальные блага. Домохозяйства  выглядят скорее как объект воздействия, а не полноправный субъект экономической  деятельности»20 .

   Муниципальные органы власти могут выступать как  субъекты общественного (публичного) предпринимательства  и реализовывать необходимые  мероприятия по организации и  поддержанию малорентабельных и  даже убыточных, но социально востребованных для жителей предприятий.

   В качестве субъектов публичного предпринимательства  органы муниципального управления предоставляют  в основном следующие категории  услуг:

   – услуги, предоставление которых в  рыночных условиях может быть мало эффективным, но с позиций общества в целом весьма необходимые в целях снижения социальной несправедливости и дискриминации малоимущих слоев населения (например, образовательные услуги, культурно-досуговые услуги, услуги здравоохранения и т.д.);

   – услуги, особенность которых заключается  в невозможности их предоставления с помощью рыночных механизмов (например, услуги пожарной охраны);

   – услуги, для которых характерна естественная монополизация, порожденная технико-технологическими характеристиками самого продукта или  территориальной ограниченностью  рынка, а конкуренция может привести к неэффективному растранжириванию ресурсов (например, водоснабжение, электроэнергетика  и т.п.). В таком случае крайне необходима муниципальная монополия, которая  в идеале должна предотвращать установление высоких цен и предоставление услуг низкого качества недобросовестными компаниями-монополистами;

   – услуги, которые необходимы для решения  эстетических (например, разбивка клумб, парков), санитарно-эпидемиологических (например, вывоз городского мусора) и других проблем; если данные функции  делегировать частным компаниям, то они скорее всего будут выбрасывать мусор на окраинах города и на близлежащие поля, а не вывозить его на специально отведенные места. Поэтому муниципальные власти должны взять реализацию этих функций на себя либо найти подрядчиков из числа частных организаций; в обоих случаях, как правило, данные услуги будут финансироваться из местного бюджета.

   Установка органов местного самоуправления на предоставление указанных категорий  услуг ни в коей мере не мешает им выходить на потребительский рынок  в качестве производителей иных социально-бытовых  услуг. Впрочем, подобная роль для системы  муниципального управления не является главной.

   Кроме того, не все функции могут быть делегированы местным органам власти. Муниципальные органы самоуправления, как правило, не учитывают последствия  предоставления ими услуг, возникающих  в отношении жителей других районов. Поэтому транслировать им функцию  предоставления услуг там, где это  может вызвать катастрофические последствия, весьма нецелесообразно. Иногда возникает ситуация, когда  некоторые муниципалитеты для соседних территорий приносят ощутимую выгоду, но она не принимается в расчет. Вследствие этого местные органы власти могут со временем отказаться от предоставления этой услуги или  снизить ее объем.

   Представление о целях и результатах развития — необходимая предпосылка выбора ресурсов для муниципальной модернизации и, исходя из этого, определения способов и методов осуществления политики местного развития. Данная задача предполагает проведение органами местного самоуправления исследований потребностей и запросов жителей и хозяйствующих субъектов. Прогнозирование и планирование являются важнейшими инструментами, помогающими  решать задачу научно обоснованного  определения ключевых источников ресурсов для повышения благосостояния населения  подведомственной территории. Координация  организационно-управленческих отношений  между различными структурными подразделениями  предполагает дифференциацию функций  организации, распорядительства, регулирования, координации. Контрольная функция  заключается в проверке эффективности  деятельности местной власти через  сравнение полученных результатов  с плановыми. В общем и целом, специфическое содержание функций на каждом уровне местного самоуправления обусловлено особенностями тех задач и проблем, которые реализуются на соответствующих уровнях.

   Муниципальное предприятие, захватившее монопольное  положение на местном потребительском  рынке услуг, нередко поступает  так же, как частная монополия. Отсутствие конкурентной борьбы не стимулирует  муниципальную организацию на внедрение  передовых технологий и инноваций, поиск более оптимальных форм деятельности и управления, уменьшение расходов. И самое главное, данные муниципальные предприятия, как правило, не несут ни уголовно-административной, ни финансовой ответственности за инертность и неэффективное использование ресурсов.

   Таким образом, развитие конкуренции на муниципальном  уровне может стать действенным  механизмом повышения эффективности  работы муниципальных служб. Угроза передачи некоторых функций частным  предпринимателям, а также постоянный гласный контроль за эффективностью функционирования муниципальных предприятий, сопоставление результатов их деятельности с результатами коммерческих компаний позволит устранить многочисленные отрицательные моменты, вызванные монопольным положением организации. Все это поставит муниципальные предприятия перед непосредственной угрозой сокращения и потери заказов в случае своей малоэффективной работы. С другой стороны, и деятельность частных компаний может оказаться неэффективной с социальной точки зрения.

   Дело  в том, что в зависимости от характера услуг, предоставляемых  населению, муниципальные предприятия  далеко не всегда руководствуются критерием  прибыльности. Напротив, частные компании, рассматривающие прибыль как  главный фактор своей деятельности, не могут оказывать услуги по доступным  ценам и в широком ассортименте.

   Специфика организации бытового обслуживания на местном уровне во многом обусловлена  характером производства и количеством  населения, проживающего в муниципальном  образовании. По численности населения  города подразделяются на малые (до 50 тыс. чел.), средние (50–100 тыс. чел.), большие (100–250 тыс. чел.), крупные (250 — 1000 тыс. чел.) и крупнейшие (свыше 1 млн чел.)21 . Важным аспектом является то, что крупнейшие муниципальные образования играют ключевую роль в жизни страны. Они отличаются не только высокой концентрацией населения, но и сосредоточением капитала, емким рынком, его развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров, значительным образовательным, культурным, научным потенциалом. «В крупнейших городах быстро развиваются специфические управленческие, торгово-распределительные, коммерческие, финансово-бюджетные и иные непромышленные функции. Так как существовавшие в бывшем СССР механизмы выравнивания пространственного развития на межпоселенческом уровне практически перестали работать, то города (так же, как и регионы России) стали стремительно «разбегаться» по уровню социально-экономического развития. Крупнейшие российские города с населением от 1 до 3 млн чел. оказались более адаптированными к изменениям внешней среды, чем малые и средние»22 .

   В России все крупнейшие города являются традиционными административными  центрами субъектов Федерации, важными  политическими, культурными, экономическими и иными центрами, опорными узлами территориальной организации общества, приносят основной доход в бюджеты  своих регионов (являются донорами). Они играют объединяющую роль в государстве, являясь центрами межрегиональных  обменных процессов, обеспечивают формирование единого экономического, культурного, научного и информационного пространства России. Они первыми выходят из кризиса и приспосабливаются  к новым условиям. «Крупнейшие  города остаются центрами производства товаров и услуг для окружающих территорий, что приводит к усилению функции города как «центрального  места» (например, боулинг-центры Екатеринбурга являются зоной отдыха не только для населения близлежащих населенных пунктов, но и таких городов, как Пермь и Челябинск)»23 .

   В то же время необходимо обратить внимание на то, что становлению эффективного механизма муниципального управления препятствует тотальная дотационность многих муниципальных образований. Муниципальные образования-доноры не заинтересованы совершенствовать систему управления, повышать эффективность местной экономики. В современных условиях повышение доходности муниципального образования сопровождается перераспределением части его дополнительного дохода в пользу дотационных территорий и уменьшением налоговых отчислений в местный бюджет. В условиях децентрализации управления продолжает действовать один из основополагающих принципов централизованной экономики — «всем сестрам по серьгам»24 .

Информация о работе Сфера бытового обслуживания