Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

Пути  повышения эффективности  управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Говоря  об эффективном управлении ЖКХ, следует говорить как о рациональном использовании управленческого ресурса, так и об организации процесса успешного управления объектами и (или) элементами жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, под эффективным управлением ЖКХ следует понимать рациональное использование управленческого ресурса и организацию успешного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства.

Одним из критериев эффективности использования  управленческого ресурса может  быть рост показателей производства и воспроизводства жилья и жилищно-коммунальных услуг.

С сугубо экономической точки зрения эффективность  управления ЖКХ на территории связана  с экономической эффективностью (Эф) и определяется соотношением полученного  результата, эффекта, выручки от реализации (Вр) ко всем совокупным затратам или издержкам на производство ЖКУ (Ип):

Эф = Вр / Ип

В качестве показателя эффективности можно  использовать прибыль от производства и реализации (Пр), которая определяется как разность между выручкой и  издержками:

Пр = Вр — Ип

Но эффективность управления ЖКХ на территории МО не всегда связана с достижением получения максимальной прибыли. Эффективным, в широком смысле, считается такое управление, при котором достигаются цели организации. Цели представителей коммерческих предприятий или бизнес структур не всегда совпадают с целями органов МСУ и населения. Бизнес стремится к максимальным ценам на ЖКУ, а органы власти и управления, защищая интересы населения должны стремиться к установлению минимальных цен.

На практике в условиях рыночных отношений все участники процесса должны стремиться к установлению баланса интересов. Такой баланс достигается установлением рыночного равновесия между предложенной ценой на ЖКУ и ценой оплачиваемого спроса в условиях цивилизованных рыночных отношений. При слишком высокой цене значительная часть потребителей не сможет оплачивать услуги, а при низкой цене предприятия и организации производители услуг не смогут возместить свои затраты.

Поэтому эффективность управления ЖКХ на территории помимо экономической эффективности определяется еще и социальной эффективностью. Социальная эффективность отражает результативность общественного процесса в целом, это обобщающая характеристика развития какой-либо территории. Для измерения социальной эффективности используются самые разные показатели: экономические, социально-бытовые, социально-демографические, социально-гуманистические и др. Показателями социальной эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства могут быть: доступность жилья, комфортность жилья, обеспеченность жильем на семью, качество и стоимость оказываемых ЖКУ и др.

Главным критерием социальной эффективности  в ЖКХ является максимальное удовлетворение потребностей населения в ЖКУ  при минимальных ценах, что не всегда совпадает с интересами бизнеса. Поэтому для достижения баланса интересов необходимо стремиться к достижению социально-экономической эффективности.

Социально-экономическая  эффективность (СЭЭф) в управлении ЖКХ  на территории является интегрированным  показателем средней доходности бизнеса или стоимости ЖКУ по отношению к средней доле затрат (Зо) на оплату ЖКУ в совокупном доходе семей.

СЭЭф = Эф / Зо

В современной  теории менеджмента управление считается  эффективным в том случае, если организации достигают своих  целей. Поэтому эффективность в  управлении жилищно-коммунальным хозяйством следует рассматривать с трех позиций:

— представителей бизнеса или предпринимателей;

— органов  государственной власти или территориального управления;

— населения.

Эффективность с позиций предпринимателей или  представителей бизнеса определяется, прежде всего, как экономическая эффективность. По классической схеме эффективность – это соотношение затрат на производство товаров и услуг и доходов от их реализации, выраженное через прибыль. Если предприниматели стремятся к получению прибыли любой ценой, то должны помнить, что в условиях свободного рынка цена предложения не должна превышать цену спроса. В противном случае потребители либо откажутся от услуги, либо не смогут ее оплачивать. Цивилизованные предприниматели строят свой бизнес исходя из интересов потребителей.

Население заинтересовано в том, чтобы получать максимальное количество жилищно-коммунальных услуг при минимальных ценах  и хорошем качестве.

Органы  власти и управления реализуют свои полномочия в различных вариантах в зависимости от возможных функций и имеющихся интересов:

1. Если  власть реализует интересы недобросовестных  бизнесменов, то выполняет функцию  принуждения и стремится к  тому, чтобы максимально повысить  тарифы и цены на ЖКУ, сохраняя  при этом минимальные налоги на предпринимательскую деятельность.

2. Если  власть реализует интересы населения,  то выполняет функцию защиты  и стремится к тому, чтобы снизить  затраты на производство ЖКУ  и предоставлять их при сохранении  или улучшении качества.

3. Если  власть реализует свои собственные интересы, то выполняет функцию принуждения по отношению к населению, фискальную функцию  по отношению к предпринимателям и стремится к тому, чтобы максимально повысить тарифы и цены на ЖКУ для населения, поддерживая при этом максимальные налоги на предпринимательскую деятельность.

4. Власть  реализует баланс интересов населения,  предпринимателей и государственных  служащих. В этом случае выполняется  функция эффективного социального  менеджмента, направленная на  повышение благосостояния населения, стимулирование деловой активности предпринимателей и развитие всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

Преобладание  во властных отношениях первого варианта приводит к непомерно высокому платежному бремени для потребителей ЖКУ, т.е. для населения, снижению качества услуг, износу жилищной инфраструктуры и обветшанию жилищного фонда.

Перекос в сторону второго варианта без  модернизации производства и повышения  его эффективности приводит к  снижению деловой предпринимательской  активности и низкой заработной плате производителей услуг. Как следствие, снижение качества ЖКУ со всем набором негативных последствий. Платить за такую «доброту» потом приходится еще больше.

Третий  вариант – это катастрофа для  населения, жилищно-коммунального хозяйства, предпринимателей и самой власти. Население не сможет оплачивать услуги, предприниматели уйдут в другие сферы экономики, власть лишится налогов и, следовательно, средств к существованию. Сохранить позиции власть может, применяя жесткие меры принуждения как по отношению к населению, так и по отношению к предпринимателям.

Идеальным во всех отношениях является четвертый  вариант. Он позволяет выработать такое  сочетание отношений власти, потребителей и бизнеса в управлении жилищно-коммунальным хозяйством, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках и сохранении предпринимательской активности.

Следует отметить, что в том случае, когда  власть выступает в роли эффективного менеджера, меняется ее сущность: на смену функции принуждения приходит функция делового развития. Выполняя эту функцию, представители органов власти работают как наемные менеджеры за предпринимательское вознаграждение, размер которого зависит от эффективности управленческого труда. Главным показателем эффективности управленческого труда является общее развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Проводимая  в стране реформа ЖКХ развивается  в двух главных направлениях, которые  порой вступают в неразрешимые противоречия – это переход на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и снижение издержек на производство ЖКУ при сохранении их качества. Без достижения баланса интересов возникающие противоречия решить невозможно.

В основу достижения баланса интересов населения, предпринимателей и органов власти следует положить принцип разумной достаточности (ПРД). ПРД, вписываясь в теорию общественного выбора, предполагает определение «золотой середины» на договорной основе. Его предлагается применять в качестве примиряющего принципа в альтернативу принуждающему принципу. Суть договоров между производителями и потребителями в системе ЖКХ должна сводиться к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за ЖКУ при неизменном или улучшающемся качестве.

Что касается управленческих технологий, то это та сфера экономических отношений, благодаря которой осуществляется процесс функционирования любой хозяйственной системы, в том числе и жилищно-коммунального хозяйства.

Технология  – это любое средство преобразования исходных материалов будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продуктов или услуг.

Технологии  могут быть производственными, информационными, общественными или управленческими.

Общественная (управленческая) технология — это  процессы преобразования человека и общества. Инструментом в общественной технологии является политическая система или режим.

Общественную  технологию можно определить как  средство для получения желаемых результатов, продукции, услуг в  человеческом обществе.

Под управленческими технологиями в ЖКХ с учетом выработанной в современной теории и практики менеджмента точки зрения следует понимать различные управленческие инструменты и средства, используемые для получения желаемых результатов в процессе производства, распределения и потребления жилищно-коммунальных товаров, продукции и услуг.

В качестве примеров современных и новых  управленческих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве можно привести инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов, развития, экономического роста, соучастия в управлении и др.

Инжиниринг  и реинжиниринг бизнес-процессов  – это современные передовые  управленческие технологии, направленные на многократное увеличение доходности бизнеса.

Реинжиниринг  бизнес-процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве – это комплексное и кардинальное перепроектирование, повышающее экономическую эффективность комплекса в несколько раз.

Реинжиниринг  может быть именно тем инструментом реформирования жилищно-коммунального  хозяйства, который может дать желаемый положительный эффект.

Что касается технологий развития, роста, соучастия, то их определение и толкование требует  отдельного и специального рассмотрения как минимум в отдельной статье, впрочем, как и вышеназванные. Следует  сказать, что перечисленные новые  технологии являются альтернативой, применяемым в настоящее время неэффективным затратным и потребительским управленческим технологиям, которые тормозят развитие ЖКХ.

Можно с полной уверенностью утверждать, что в условиях применения устаревших и давно изживших себя управленческих технологий никакого эффективного реформирования, развития и управления жилищно-коммунальным хозяйством добиться невозможно. Новые экономические отношения и новые экономические задачи не могут сочетаться со старыми экономическими отношениями. Например, невозможно совместить свободную рыночную конкуренцию и жесткое тарифное регулирование на жилищно-коммунальные услуги, поскольку это элементы различных экономико-управленческих технологий и без противоречий они сочетаться не могут.

Под методами управления в широком значении понимаются приемы, способы или образ управленческих действий.

Под методами эффективного управления ЖКХ на территории МО следует понимать совокупность действий, способов и приемов управления по координированию трудовых ресурсов, субъектов и объектов управления, направленных на достижение наилучшего результата в социально-экономической деятельности.

В качестве субъектов управления в системе  жилищно-коммунального хозяйства  выступают частнопредпринимательские  и общественные или муниципальные организации. Как уже отмечалось, интересы бизнеса и социума не всегда совпадают: частнохозяйственные интересы находятся в обратно-пропорциональной зависимости к интересам муниципальным, поскольку одни стремятся к получению максимальной прибыли, другие к общей пользе.

По степени  участия органов местного самоуправления (ОМСУ) в управлении ЖКХ и выполнении работ и услуг выделяются следующие  методы:

Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством