Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

Введение 

Актуальность  темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить как положительные результаты, так и проблемы, возникающие в ходе ее проведения. Развитие рыночных отношений в стране  существенным образом отразилось и  на  ее жилищно-коммунальном хозяйстве. При  государственной форме собственности на все основные фонды   данная  отрасль,  охватывая единое экономическое и географическое пространство, функционировала при жестком государственном регулировании всех жилищно-коммунальных отношений. В результате же проведенных рыночных  преобразований 1991-2006 гг. существовавшая система управления  и финансирования ЖКХ претерпела существенные изменения. В первую очередь, это связано с тем, что  произошли изменения  форм собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы страны. Однако даже таких, кардинальных изменений оказалось недостаточным для вывода ЖКХ из сложившейся   кризисной ситуации. Государственное регулирование публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, поскольку рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала. Но в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. констатируется, что общее состояние ЖКХ страны не отвечает современным требованиям. Динамика правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению и т.п. Только за 2006 г. в два раза увеличилось число жалоб от населения. Судя по динамике их поступления в 2007 г. и соотношению к числу поступивших за аналогичный период прошлого года, в 2008 г. ожидается увеличение числа жалоб уже в три раза, что говорит о быстро нарастающем кризисе в ЖКХ. Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. Выход из создавшейся ситуации сегодня требует незамедлительного решения следующих конкретных проблем, негативно сказывающихся  на  состоянии  жилищно-коммунальной сферы:

  • уход от остаточного принципа финансирования и переход на самоокупаемость;
  • проведение четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за сохранность и эффективность функционирования отрасли;
  • увеличение доли участия населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
  • формирование устойчивого функционирования  рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
  • повышение эффективности управления с учетом многофункциональности, приводящей к  многоуровневой ведомственной подчиненности предприятий и др.

Таким образом, дальнейшее проведение реформы  становится невозможным  без  применения новых форм и методов управления предприятиями  ЖКХ. При этом остро стоит и  социальная значимость вопросов, связанных с реформированием жилищно-коммунальной сферы. Следовательно, повышение эффективности управления этой отраслью является  актуальной и весьма значимой проблемой, как для теории, так и для практики хозяйствования в этой области деятельности. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей. 

Теоретическое исследование.

Исследованию  и научному обобщению организационных  и правовых проблем государственного управления, правового положения органов государственного управления, отраслевого и межотраслевого управления, затронутых настоящей курсовой работой и положенных в ее основу, посвящены труды следующих авторов: В.В. Авдеева, Ю.С. Адушкина, Е.А. Агеевой, И.А. Азовкина, С.С. Алексеева, А.П. Але хина, Г.В. Атаманчука, В.Я. Афанасьева, А.Г. Барабашева, И.Л. Бачило, B.C. Боголюбова, Л.А. Велихова, В.Г. Вишнякова, В.В. Власенкова, А.Г. Власовой, Н.А. Волкова, Ю.Ю. Галямова, Н.И. Глазунова, М.В. Глазырина, А.В. Демина, Л.К. Зайцева, И.Т. Иванова, В.И. Ивановой, Н.А. Игнатюка, М.В. Исаева, А.И. Казанника, Д.А. Керимова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарева, Т.Н. Лисниченко, С.П. Ломтева, А.Е. Лунева, В.М. Манохина, В.П. Никитиной, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, Р.И. Орловой, В.А. Пертцик, Г.И. Петрова, А.А. Пикулькина, М.И. Пискотина, В.К. Попова, B.C. Прониной, С.В. Розенберг, А.С Садыкова, В.Р. Скрипко, В.Н. Соловьева, О.Н. Сорокина, В.М. Стеняева, Ф.Г. Таги-Заде, М.Ю. Тихомирова, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Толстого, И.В. Федорова, В.Е. Чиркина, А.Л. Шушарина, ВА. Юсупова, В.Н. Яганова, Ц.А. Ямпольской и др., которые внесли значительный вклад в науку. Но, несмотря на то, что в отдельных исследованиях затрагиваются вопросы, связанные с государственным управлением ЖКХ, большинство работ, связанных с данной тематикой опубликовано до начала структурных изменений в ЖКХ. В период с 2002 по 2006 гг. последовательно принято новое законодательство, заложившее принципиально новый подход к управлению ЖКХ, в связи с чем отсутствует комплексное исследование административно-правовых вопросов управления ЖКХ в современный период, особенно вопросов управления сферой ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях.

Существенный  вклад в решение проблем реформирования и управления ЖКХ внесли российские ученые, среди которых можно выделить работы: А.Н. Аболина, Э.А. Бякова, Б.Н. Гонголо, Е.Г. Добровец, А.А. Дронова , Г.П. Иванова, Л.Н. Конюхова, А.В. Кругликова, О.В. Лаврухина, Н.С. Максимовой, А.Г. Морозовой, Е.А. Рудометкиной, С.Л. Сиваева, В.Г. Чекалина, Л.К. Чернышова и многих других. Однако, несмотря на   полученные  в исследуемой области весомые результаты, в ней  имеется еще ряд нерешенных проблем.  В частности требуется проведение дальнейших исследований в области разработки эффективных принципов организации и методов управления  предприятиями ЖКХ на базе информационных систем, решение проблемы неплатежей в отрасли. Отмеченные выше  обстоятельства определили цель, задачи и направление настоящего исследования. 

Цель  исследования заключается в том, чтобы определить пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, выработать рекомендации по совершенствованию административно-правового регулирования ЖКХ. 

Объектом  исследования выступают общественные отношения, связанные с обеспечением процессов производства и удовлетворения потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах в условиях рынка. 

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу, организация и деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в сфере ЖКХ. 

Гипотеза.

Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством будет достигаться, если:

  • выявлена специфика ЖКХ как объекта управления и регулирования;
  • установлены цели управления ЖКХ;
  • исследованы особенности современной системы органов исполнительной власти в сфере ЖКХ;
  • определены полномочия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в сфере ЖКХ;
  • актуализированы проблемы реализации функций государства в сфере жизнеобеспечения населения.
 

Задачи.

1. Выявить  специфику ЖКХ как объекта  управления и регулирования и  на этой основе вывести понятие  «жилищно-коммунальное хозяйство».

2. Установить цели управления ЖКХ как исходного начала формирования организационной структуры органов исполнительной власти.

3. Исследовать  специфику и особенности современной  системы органов исполнительной  власти в сфере ЖКХ.

4. Определить  полномочия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в сфере ЖКХ.

5. Актуализировать  проблемы реализации контрольных  функций государства в сфере  жизнеобеспечения населения.

6. Обобщить  организационно-правовые формы и  методы управления.

Методологическими основами исследования служат Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области управления сложными экономическими объектами, подхода к организации управления предприятиями ЖКХ и их развитием.

Проблемам реформирования жилищно-коммунального  хозяйства в последние годы был  посвящен ряд исследований. В том  числе  труды В.В. Бузырева, И.М. Лужкиной, В.Т. Парасочка, В.Е. Рохчина, А.Н. Ряховской, С.Б. Сиваева, В.С. Чекалина, Л.Н. Чернышова и др.

Методы  исследования.

При выполнении исследования применялись общенаучный  диалектический метод познания, сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, логический, формально-юридический, исторический и экономико-статистический методы.

В процессе работы автором изучены научные  труды и важнейшие теоретические  положения в области административного  права, теории государства и права, гражданского, жилищного, градостроительного права,  экономики.

Эмпирическую  основу исследования составляют материалы, отражающие деятельность органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, муниципальных исполнительно-распорядительных органов управления; социологические базы данных, в том числе материалы социологических опросов, статистические сборники, рабочие материалы министерств и ведомств РФ. В работе  также использовались материалы, опубликованные по проблематике исследования в монографиях и периодических изданиях. 

Основное  противоречие.

Несоответствие  достижений теории управления жилищно-коммунальным хозяйством практике эффективного функционирования отрасли. 

Проблема  исследования.

Необходимость кардинальных преобразований жилищно-коммунального  хозяйства.

Тема.

Пути  повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Новизна исследования.

Научная новизна данного исследования заключается  в обосновании и уточнении методических основ и  положений, связанных с формированием системы управления предприятиями ЖКХ,  способной обеспечить  эффективное их функционирование в условиях развивающегося российского рынка. Также автором применен комплексный подход к изучению организационно-правовых аспектов проблем управления в сфере ЖКХ. Определены тенденции и направления формирования и развития системы органов исполнительной власти в этой сфере, формы и методы их работы, необходимые полномочия органов местного самоуправления, предложены пути совершенствования реализации контрольно-надзорных функций государственных органов. В контексте нового законодательства о местном самоуправлении раскрываются полномочия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в сфере ЖКХ. В целом в работе представлены направления совершенствования административно-правового регулирования публичных отношений в сфере ЖКХ.

В результате проведенного исследования выносятся следующие содержащие элементы новизны положения:

  1. Исследованы особенности ЖКХ как сложного экономического объекта управления, что позволило определить основные направления эффективного развития систем управления предприятиями отрасли с учетом современных условий хозяйствования.
  2. Для устранения  различных диспропорций в оплате  коммунальных услуг предложено использовать гибкие тарифы, за счет изменения доли государственных дотаций  с учетом условий, позволяющих обеспечить определенное   качество оказываемых услуг   и состояние инженерных коммуникаций, обслуживаемых предприятием ЖКХ.
  3. Определены основные формы  взаимодействия единых городских центров платежей коммунальных услуг с предприятиями ЖКХ, позволяющие устранить возникающие между ними противоречия и повысить оперативность и качество решаемых проблем.
  4. Определение ЖКХ как комплекса взаимосвязанных подотраслей, обеспечивающего содержание, эксплуатацию, ремонт жилищного фонда и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, услуги которого имеют местный характер производства и потребления, отличаются незаменимостью, совпадением процесса производства и потребления, предоставляются промышленным предприятиям и населению.
  5. Возможные формулировки стратегических и тактических целей управления ЖКХ, которые следует использовать в документах, разрабатываемых в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., и в положениях о федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В программных документах цели управления ЖКХ не получили четкого определения, а в актах, регулирующих правовой статус как федеральных отраслевых органов, так и отраслевых органов субъектов Российской Федерации, они отсутствуют вообще. Предложенные формулировки позволяют устранить проблемы и противоречия в соответствующих программных документах и нормативных правовых актах.
  6. В субъектах Российской Федерации целесообразно образование самостоятельного органа отраслевой компетенции в сфере ЖКХ. Для реализации положений реформы ЖКХ, повышения качества управленческой деятельности целесообразно также создание в субъектах Российской Федерации консультативно-совещательного совета по проблемам реформы ЖКХ, общественного совета по управлению жилищным фондом, независимой вневедомственной комиссии по регулированию цен на жилищно-коммунальные услуги.

Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством