Правовые основы государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:23, курс лекций

Описание

Даны конспекты лекций по дисциплине "Муниципальное право"

Работа состоит из  1 файл

ПО ГиМС лекция.docx

— 69.68 Кб (Скачать документ)

 

Тема 3 Особенности административно-правового  статуса гражданского государственного служащего

 

Государственный гражданский служащий является гражданином РФ, в связи  с чем обладает всеми правами, предусмотренными и гарантированными Конституцией России и иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, государственному служащему для обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов РФ предоставляются особые права. Данные права называются служебными правами, они отличаются от субъективных гражданских прав по своим целям, назначению и содержанию.

В ст. 14. Федерального закона «О государственной  гражданской службе РФ» содержится девятнадцать основных прав, предоставленных  государственному служащему, необходимых  для обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов  РФ.

Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным  регламентом и иными документами,  определяющими его права и  обязанности по замещаемой должности  гражданской службы, критериями  оценки эффективности исполнения  должностных обязанностей, показателями  результативности профессиональной  служебной деятельности и условиями  должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности служебного  времени, предоставлением выходных  дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых  основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение  предложений о совершенствовании  деятельности государственного  органа;

6) доступ в установленном порядке  к сведениям, составляющим государственную  тайну, если исполнение должностных  обязанностей связано с использованием  таких сведений;

7) доступ в установленном порядке  в связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные  организации;

8) ознакомление с отзывами о  его профессиональной служебной  деятельности и другими документами  до внесения их в его личное  дело, материалами личного дела, а также на приобщение к  личному делу его письменных  объяснений и других документов  и материалов;

9) защиту сведений о гражданском  служащем;

10) должностной рост на конкурсной  основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

12) членство в профессиональном  союзе;

13) рассмотрение индивидуальных  служебных споров в соответствии  с настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению  служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных  интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд  их нарушения;

16) медицинское страхование в  соответствии с настоящим Федеральным  законом и федеральным законом  о медицинском страховании государственных  служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих  жизни и здоровья, жизни и здоровья  членов своей семьи, а также  принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное  обеспечение в соответствии с  федеральным законом;

19) помимо этого, гражданский  служащий вправе с предварительным  уведомлением представителя нанимателя  выполнять иную оплачиваемую  работу, если это не повлечет  за собой конфликт интересов.

В ст. 15 Федерального закона «О государственной  гражданской службе РФ» содержится двенадцать основных обязанностей, возлагаемых  на гражданского служащего.

Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской  Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации и обеспечивать их  исполнение;

2) исполнять должностные обязанности  в соответствии с должностным  регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих  руководителей, данные в пределах  их полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных  обязанностей права и законные  интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок  государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую  федеральным законом тайну, а  также сведения, ставшие ему известными  в связи с исполнением должностных  обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и  здоровья граждан или затрагивающие  их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество,  в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей;

9) представлять в установленном  порядке предусмотренные федеральным  законом сведения о себе и  членах своей семьи, а также  сведения о полученных им доходах  и принадлежащем ему на праве  собственности имуществе, являющихся  объектами налогообложения, об  обязательствах имущественного  характера (далее — сведения  о доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного  характера);

10) сообщать о выходе из гражданства  Российской Федерации или о  приобретении гражданства другого  государства в день выхода  из гражданства Российской Федерации  или в день приобретения гражданства  другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять  обязательства и требования к  служебному поведению, не нарушать  запреты, которые установлены  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя  о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, принимать меры по  предотвращению такого конфликта.

В п. 2 ст. 15 закреплена обязанность  гражданского служащего не исполнять  данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить  в письменной форме обоснование  неправомерности данного поручения  с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут  быть нарушены при исполнении данного  поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения  в письменной форме. В случае подтверждения  руководителем данного поручения  в письменной форме гражданский  служащий обязан отказаться от его  исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский  служащий и давший это поручение  руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность  в соответствии с федеральными законами.

Примечательно, что ранее, в Федеральном  законе «Об основах государственной  службы РФ» закреплялось, что ответственность  за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет  подтвердивший это распоряжение руководитель (см. п. 4 ст. 14 закона).

Думается, что на практике такой  алгоритм действий гражданского служащего  в случае получения от руководителя неправомерного поручения может  не привести к желаемым результатам. В законе, на наш взгляд, в этом случае необходимо было предусмотреть  другие возможности для подчиненного гражданского служащего. К примеру, гражданский служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения неправомерного или противоречащего его должностному регламенту действия, обязан информировать  об этом руководителя государственного органа или службу собственной безопасности, а также правоохранительные органы. При этом необходимо предусмотреть  возможность предоставления соответствующей  информации как гласно, так и конфиденциально, в зависимости от обстоятельств  и порядка, установленного законодательством. В случае использования такой  возможности подчиненный государственный  гражданский служащий освобождается  от любой юридической ответственности, и, по возможности, даже поощряется.

В п. 4 ст. 15 закона предусмотрено, что  гражданский служащий, замещающий должность  гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской  службы, в целях исключения конфликта  интересов в государственном  органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной  должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Ограничения и запреты для гражданского государственного служащего установлены  в ст. 16, 17 Федерального закона. Они  обусловлены спецификой государственной  службы и имеют своей конечной целью обеспечение ее эффективного функционирования.

Установленные законом ограничения  в основном направлены на предупреждение и пресечение коррупции в системе  государственной службы. Их основная цель — обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблению  государственных служащих своими обязанностями; создать условия для независимой  служебной деятельности; гарантировать  соблюдение государственным служащим прав и свобод граждан.

Законом о государственной гражданской  службе РФ установлены ограничения, связанные с гражданской службой. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

2) осуждения его к наказанию,  исключающему возможность исполнения  должностных обязанностей по  должности государственной службы (гражданской службы), по приговору  суда, вступившему в законную  силу, а также в случае наличия  не снятой или не погашенной  в установленном федеральным  законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры  оформления допуска к сведениям,  составляющим государственную и  иную охраняемую федеральным  законом тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности гражданской службы, на  замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  гражданским служащим должности  гражданской службы связано с  использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего  поступлению на гражданскую службу  или ее прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения (порядок прохождения диспансеризации,  перечень таких заболеваний и  форма заключения медицинского  учреждения устанавливаются Правительством  Российской Федерации);

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с гражданским  служащим, если замещение должности  гражданской службы связано с  непосредственной подчиненностью  или подконтрольностью одного  из них другому;

6) выхода из гражданства Российской  Федерации или приобретения гражданства  другого государства;

7) наличия гражданства другого  государства (других государств), если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации;

8) представления подложных документов  или заведомо ложных сведений  при поступлении на гражданскую  службу;

9) непредставления установленных  Федеральным законом «О государственной  гражданской службе РФ» сведений  или представления заведомо ложных  сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного  характера.

Федеральными законами устанавливаются  и иные ограничения, связанные с  поступлением на гражданскую службу и ее прохождением.

Информация о работе Правовые основы государственной и муниципальной службы