Правовые основы государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:23, курс лекций

Описание

Даны конспекты лекций по дисциплине "Муниципальное право"

Работа состоит из  1 файл

ПО ГиМС лекция.docx

— 69.68 Кб (Скачать документ)

Запреты, связанные с гражданской службой, закреплены в ст. 17 закона. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе  в деятельности органа управления  коммерческой организацией, за исключением  случаев, установленных федеральным  законом;

2) замещать должность гражданской  службы в случае:

- избрания или назначения на  государственную должность;

- избрания на выборную должность  в органе местного самоуправления;

- избрания на оплачиваемую выборную  должность в органе профессионального  союза, в том числе в выборном  органе первичной профсоюзной  организации, созданной в государственном  органе;

3) осуществлять предпринимательскую  деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных  федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен  доход;

5) быть поверенным или представителем  по делам третьих лиц в государственном  органе, в котором он замещает  должность гражданской службы, если  иное не предусмотрено федеральными  законами;

6) получать в связи с исполнением  должностных обязанностей вознаграждения  от физических и юридических  лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и  иные вознаграждения). Подарки, полученные  гражданским служащим в связи  с протокольными мероприятиями,  служебными командировками и  другими официальными мероприятиями,  признаются соответственно федеральной  собственностью и собственностью  субъекта Российской Федерации  и передаются гражданским служащим  по акту в государственный  орган, в котором он замещает  должность гражданской службы, за  исключением случаев, установленных  Гражданским кодексом Российской  Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением  должностных обязанностей за  пределы территории Российской  Федерации за счет средств  физических и юридических лиц,  за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации или на  взаимной основе по договоренности  между федеральными органами  государственной власти, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации и государственными  органами других государств, международными  и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не  связанных с исполнением должностных  обязанностей, средства материально-технического  и иного обеспечения, другое  государственное имущество, а  также передавать их другим  лицам;

9) разглашать или использовать  в целях, не связанных с гражданской  службой, сведения, отнесенные в  соответствии с федеральным законом  к сведениям конфиденциального  характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе  в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных  органов, их руководителей, включая  решения вышестоящего государственного  органа либо государственного  органа, в котором гражданский  служащий замещает должность  гражданской службы, если это  не входит в его должностные  обязанности;

11) принимать без письменного  разрешения представителя нанимателя  награды, почетные и специальные  звания (за исключением научных)  иностранных государств, международных  организаций, а также политических  партий, других общественных и  религиозных объединений, если  в его должностные обязанности  входит взаимодействие с указанными  организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного  положения для предвыборной агитации, а также для агитации по  вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия  в интересах политических партий, других общественных, религиозных  объединений и иных организаций,  а также публично выражать  отношение к указанным объединениям  и организациям в качестве  гражданского служащего, если  это не входит в его должностные  обязанности;

14) создавать в государственных  органах структуры политических  партий, других общественных объединений  (за исключением профессиональных  союзов, ветеранских и иных органов  общественной самодеятельности) и  религиозных объединений или  способствовать созданию указанных  структур;

15) прекращать исполнение должностных  обязанностей в целях урегулирования  служебного спора.

В случае если владение гражданским  служащим приносящими доход ценными  бумагами, акциями (долями участия в  уставных капиталах организаций) может  привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему  указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах  организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, законом установлены  запреты для гражданского служащего  после увольнения с гражданской  службы. Такой гражданин не вправе:

1) замещать в течение двух  лет должности, а также выполнять  работу на условиях гражданско-правового  договора в организациях, если  отдельные функции государственного  управления данными организациями  непосредственно входили в его  должностные обязанности;

2) разглашать или использовать  в интересах организаций либо  физических лиц сведения конфиденциального  характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей.

Установленные законодательством  ограничения и запреты имеют  абсолютный характер, они связаны  непосредственно с исполнением  государственным служащим официальных  обязанностей. Если установленные ограничения  нарушаются государственным служащим непосредственно в процессе осуществления  служебных обязанностей, то эти действия должны расцениваться как обстоятельства, отягчающие ответственность государственного служащего.

Установленные законодательством  ограничения и запреты можно  рассматривать в двух аспектах:

1) несовместимость должности государственного  служащего с другими видами  деятельности;

2) обеспечение дисциплинарного  режима на государственной службе.

В Законе заложен механизм урегулирования конфликта интересов на государственной  гражданской службе. Предусматривается (ст. 19) образование в государственных  органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта  интересов. В работе этих комиссий, равно как и других комиссий, которые  предлагается создавать в государственных  органах (конкурсной комиссии, аттестационной комиссии, комиссии государственного органа по служебным спорам), участвуют  независимые эксперты, число которых  должно составлять не менее одной  четверти от общего числа членов комиссии. Введение этих норм призвано содействовать  обеспечению открытости государственной  гражданской службы и ее взаимосвязи  с институтами гражданского общества, что должно укрепить доверие граждан  к государственной гражданской  службе.

В качестве одного из элементов антикоррупционного механизма следует также рассматривать  положения закона, предусматривающие  обязанность гражданина, поступающего на гражданскую службу, а также  обязанность гражданского служащего  ежегодно представлять представителю  нанимателя сведения о доходах, имуществе  и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 в целях совершенствования  государственной политики по противодействию  коррупции в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органах  местного самоуправления, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и  пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения  соблюдения норм служебной этики  государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны образован Совет  при Президенте Российской Федерации  по борьбе с коррупцией.

Совет является совещательным органом  при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия Президенту Российской Федерации в  реализации его конституционных  полномочий. При Совете созданы Комиссия по противодействию коррупции и  Комиссия по разрешению конфликта интересов.

Основной задачей Совета является оказание содействия Президенту Российской Федерации в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и  ее реализации.

Совет осуществляет следующие функции:

  • вносит предложения Президенту Российской Федерации о составе Комиссии по противодействию коррупции и о составе Комиссии по разрешению конфликта интересов;
  • заслушивает ежегодно доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией;
  • рассматривает подготовленные Комиссией по противодействию коррупции предложения по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
  • представляет ежегодно доклад Президенту Российской Федерации о результатах своей работы.

Комиссия по противодействию коррупции  создается в целях подготовки предложений по предупреждению и  пресечению коррупции в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации  и органах местного самоуправления.

Среди основных задач Комиссии:

  • анализ деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции;
  • анализ федеральных законов в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
  • подготовка предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, в том числе разработка соответствующих законопроектов;
  • подготовка предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения и пресечения должностных преступлений и иных злоупотреблений властью, в том числе в правоохранительных органах;
  • разработка мер по усилению общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и муниципальной службе;
  • подготовка предложений по вопросам сотрудничества с иностранными государствами, международными и иностранными организациями в целях совершенствования методов борьбы с коррупцией;
  • разработка мер по предотвращению действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленных на ограничение или устранение конкуренции на рынке товаров и услуг.

Комиссия по разрешению конфликта  интересов создается в целях  рассмотрения вопросов, связанных с  урегулированием ситуаций, когда  личная заинтересованность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (кроме военнослужащих), и  государственных гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, влияет или может повлиять на объективное исполнение ими должностных (служебных) обязанностей.

Ее основными задачами являются:

- урегулирование конфликта интересов,  способного нанести вред законным  интересам граждан, организаций,  общества, субъекта Российской Федерации  или Российской Федерации;

- методическое руководство комиссиями  по соблюдению требований к  служебному поведению гражданского  служащего и урегулированию конфликта  интересов, образуемыми государственными  органами, подготовка предложений  по проекту положения о комиссии  по соблюдению требований к  служебному поведению гражданского  служащего и урегулированию конфликта  интересов.

При рассмотрении правового статуса  государственного служащего РФ необходимо затронуть вопрос о роли и значении гарантий. Обусловлено это тем, что  недостаточно определить права и  обязанности государственного служащего  в законодательстве, необходимо обеспечить их реализацию с помощью гарантий, то есть дать возможность реального  исполнения государственному служащему  предоставленных ему прав и исполнения возложенных на него обязанностей. В этом и проявляется социальное назначение и сущность гарантий правового  статуса государственного служащего.

Основные государственные гарантии гражданских служащих закреплены в  ст. 52 Федерального закона «О государственной  гражданской службе РФ». Для обеспечения  правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения  мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального  состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным  законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда,  а также сопоставимые показатели  оценки эффективности результатов  профессиональной служебной деятельности  при замещении соответствующих  должностей гражданской службы, если иное не установлено Федеральным  законом;

Информация о работе Правовые основы государственной и муниципальной службы