Правовое поле деятельности пресс-служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание

Основной проблемой на сегодня является определение рамок и границ, в которых должно существовать правовое поле журналиста, определяющее его права и обязанности. Такая позиция также послужит с одной стороны гарантией безопасности для субъекта журналистики, а с другой стороны не заденет права ее объекта при исполнении журналистом своих непосредственных обязанностей по сбору, подготовке, написанию и опубликованию авторского материала на актуальные и злободневные темы.

Работа состоит из  1 файл

Правовое поле деятельности пресс-служб.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

 

 Коммерческая  и служебная тайна. 

 

Коммерческая тайна– конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. 

Особенности коммерческой и служебной тайны: 
а) фактическая монополия определенного лица на совокупность сведений, составляющих коммерческую или служебную тайны; 
б) универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности (под понятие коммерческой или служебной тайны могут быть подведены любые сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением и др.); 
в) коммерческая и служебная тайна не требуют официального признания их охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин; 
г) проверка охраноспособности коммерческой или служебной тайны происходит не в порядке предварительной процедуры, а тогда, когда тайна нарушается или оспаривается. 

Критерии охраноспособности коммерческой и служебной тайны: 
1) информация должна иметь действительную или потенциальную ценность в силу ее не известности третьим лицам; 
2) к информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании; 
3) обладатель информации должен принимать меры к охране ее конфиденциальности. 

Срок охраны коммерческой и служебной тайны не ограничен. 
Право на коммерческую и служебную тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая образует тайну, а так же имеются предусмотренные законом условия ее охраны. 
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

 

 Доступ  к архивной информации.

Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами  справочно-поисковых средств и  информации об этих средствах, а также  подлинников и (или) копий необходимых ему документов.

В целях оперативного учета и розыска документов разработана  система НСА (научно-справочного  аппарата), включающая перекрестные справочники, используемые как главный инструмент в работе архивной службы. Автоматизация архивной службы заключается в переводе всей системы НСА на работу в автоматизированном режиме, создании автоматизированной системы НСА к "бумажному" архивному фонду.

С целью облегчения доступа к  архивным документам создаются электронные  архивы. Это база документов на электронных носителях и соответствующее ей программное обеспечение для поиска. Основными задачами при разработке программного обеспечения являются хранение и обработка огромных информационных ресурсов, хранение документов в определенных форматах, их реквизитов и удостоверений, разграничение прав и защита доступа к базам.

Комплекс взаимосвязанных и  взаимодополняемых, создаваемых на единой научно-методической основе архивных справочников о составе и содержании архивных документов (система научно-справочного аппарата (НСА) архива) включает обязательные для ведения в архиве архивные справочники (опись дел, документов, путеводитель, систематический каталог) и дополнительные архивные справочники (указатель, обзор).

В архиве ведется анализ и учет состояния системы НСА архива на бумажном носителе (журнал по учету состояния НСА, картотека) и/или в автоматизированном режиме.

Правовое регулирование доступа  к информации в соответствии с  нормами демократического общества является необходимым условием существования архивов в современной информационной среде.

Доступ к государственным архивам  и документной информации, хранящейся в них, является частью прав гражданина, а в широком смысле соблюдаемых  в мире демократических ценностей - частью прав человека.

В основах законодательства об Архивном фонде РФ и архивах был провозглашен принцип публичности архивов, их равной доступности для любого физического  или юридического лица: «Архив предоставляет  пользователю открытые документы Архивного  фонда Российской Федерации и другие архивные документы, а также справочно-поисковые средства к ним и издания библиотечного (справочно-информационного) фонда.

Архив не вправе ограничивать или  определять пользователям условия  использования документной информации, полученной ими в результате самостоятельного поиска или предоставленной ему в порядке оказания платных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или оговоренных в договорах по информационному обслуживанию.

Архив обеспечивает в  установленном порядке доступ пользователей к секретным, частично секретным и конфиденциальным документам, базам и банкам данных с учетом ограничений, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Архив дает пользователю соответствующие разъяснения или выдает копии части дела, документа, не содержащие указанных сведений, а также предупреждает пользователя о его ответственности за сохранение государственной тайны, конфиденциальных сведений, содержащихся в документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Отношение государственного архива с потребителями ретроспективной  документной информации, а также  работа по комплектованию, экспертизе ценности, обеспечению сохранности, созданию НСА подчинена задаче наиболее эффективного использования архивов в интересах общества, поскольку архивные документы принадлежат обществу в целом. Незнание правды о прошлом лишает общество социальной памяти и может стать причиной катастроф.

Также из принципа публичности  следует, что у любого физического или юридического лица, независимо от его пола, профессии и образования, вероисповедании, партийной принадлежности, взглядов и убеждений есть следующие возможности:

- получение свободного  доступа в любой архив;

- получение в архиве  доступа к НСА;

- копирование архивных  документов;

- различных форм использования  архивных документов (кроме специально  оговоренных случаев) с обязательным  соблюдением требования сообщения  в работах (статьях) сведений  об архиве, документы которого  использованы.

В настоящее время  к категории публичных архивов можно отнести все государственные архивы России (включая муниципальные), во всех этих архивах действуют единые правила доступа к архивной информации и ее использования, периодически корректируемые распорядительными и методическими документами Росархива.

К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивы ряда министерств и ведомств, например Министерства обороны РФ. Любой гражданин имеет возможность получить доступ в такие архивы. Однако на стадии работы непосредственно в них существует своеобразное разграничение пользователей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализма, определяющее возможности знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами. В каждом из таких архивов существуют свои, особые правила доступа к архивной информации и ее использования.

Для доверительного типа архивов характерны еще более жесткие ограничения использования документов. Уже сама возможность получения доступа в такие архивы существует не для каждого. Справочный материал в них, как правило, носит служебный характер. Он и создавался изначально не в научно-информационных целях, а для обеспечения определенных ведомственных интересов. В большинстве случаев в таких архивах отсутствуют приспособленные читальные залы, регламентированные процедуры работы с архивными документами, правила их копирования.

Закрытый тип архивов присущ для архивов министерств, ведомств и учреждений их систем. Находящиеся в них документы еще не приобрели признаков исторических источников, исключительно выполняя те задачи и реализуя достижения тех целей, ради которых они были созданы. Закрытый тип архивов - естественное и нормальное явление. Исследовательские интересы пользователей в отношении таких архивов в конечном счете удовлетворяются после регулярных передач их документов в систему публичных и ограниченно-публичных архивов.

Доступ к документам Архивного фонда РФ, являющегося  частью национального и культурного  достояния, регламентирован федеральным  законодательством, в частности Федеральным законом «О государственной тайне», который возлагает ответственность за соблюдение государственной тайны, а также охрану прав и интересов граждан, конфиденциальная информация о которых имеется в архивных документах, на архивиста.

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

Срок засекречивания документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, составляет 30 лет со времени их создания. Этот срок в отдельных случаях может быть продлен или сокращен.

В соответствии с законом  «О государственной тайне» все ведомства, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и по их засекречиванию, должны иметь программу работы по рассекречиванию и порядок пересмотра каждые 5 лет засекреченных документов на предмет возможности открытия доступа.

В любом случае отказ  архива в предоставлении архивных документов пользователям должен содержать веские причины, срок действия ограничений и дату принятия решения об отказе. По требованию исследователя отказ выдается в письменной форме. Архивист должен объяснить порядок получения доступа к частично рассекреченным и секретным документам. Неправомерный отказ в доступе может быть обжалован исследователем в суде.

Вместе с тем архивы должны предупреждать пользователей  об ответственности за сохранение государственной  тайны и даже потребовать письменные гарантии сохранения полученной информации от разглашения. Ознакомление с секретными бумагами осуществляется в специальном читальном зале под контролем сотрудника архива, допущенного к работе с документами, содержащими гриф «совершенно секретно».

Ознакомимся с категорией документов, доступ к которым ограничен.

Если документы хранятся в ведомственном архиве органа управления, государственного учреждения или предприятия, порядок доступа к ним определяется правилами ведомства по согласованию с Росархивом.

Ограничен доступ к документам, содержащим конфиденциальную информацию. Такой информацией являются:

- сведения о фактах, событиях, обстоятельствах частной  жизни гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность ( персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;

- сведения, составляющие  тайну следствия и судопроизводства;

- служебные сведения, доступ к которым ограничен  органами государственной власти  в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

- сведения, связанные  с профессиональной деятельностью,  доступ к которым ограничен  в соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами (врачебная,  нотариальная, адвокатская тайна,  тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее);

- сведения, связанные  с коммерческой деятельностью,  доступ к которым ограничен  в соответствии с ГК РФ и  федеральными законами (коммерческая  тайна);

- сведения, о сущности  изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Срок засекречивания этих сведений приближается к длительности человеческой жизни и равняется 75 годам.

Ранее этого срока  доступ к этим документам можно получить имея письменное разрешение человека, конфиденциальная информация о котором содержится в деле или находится у его прямых наследников.

С другой стороны, архив  обязан предоставить самому гражданину, персональные данные о котором имеются  в документах, как эти документы, так и их копии (бесплатно).

Ограничен доступ к документам общественных и религиозных объединений и организаций, личных и семейных фондов и фондов других негосударственных организаций. Эти ограничения оговариваются самим фондообразователем при передаче документов на хранение и, как правило, связаны либо с тайной личной жизни, либо авторским правом, либо с коммерческой тайной.

Срок действия ограничений  и порядок получения разрешения на доступ к этой категории документов должны быть четко оговорены в договоре с фондообразователем при приеме документов на хранение.

Исследователь несет  ответственность за обнародование (публикацию) и разглашение сведений, содержащих государственную тайну. Кроме того, лицо, сведения о личной жизни которого были обнародованы, может подать в суд за нанесенный ему моральный ущерб, причем как на архив, выдавший документы, так и на исследователя, предавшего их гласности.

Информация о работе Правовое поле деятельности пресс-служб