Понятие муниципальной экологической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:08, контрольная работа

Описание

Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности и устойчивого использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии……...5
Основы совершенствования управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Понятие муниципальной экологической политики.docx

— 41.06 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной  политики в области экологии……...5

Основы  совершенствования управления охраной  окружающей среды на муниципальном  уровне………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………...19

Список  использованной литературы………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных  ресурсов. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности и устойчивого использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

Решение экологических  проблем принципиально важно  и для обеспечения здоровья нации. Обеспечить приемлемый уровень управляемости  общественных отношений и процессов, упорядочить все многообразие социальных и организационных форм общественного  бытия государственное и муниципальное  управление может только при условии, если само достигнет качества системности, организованной целостности составляющих его частей и компонентов.

Город - это  сложный организм. Росту городов  сопутствуют увеличение загрязнений  воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного  назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние  годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и  поисков ее решения, стала экологическая  проблема.

Сегодня окружающая среда городов страдает больше всего  от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

Кроме того, следует отметить, что архитектура  и городская планировка с большим  трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. В нашей стране при значительном территориальном пространстве около 70% населения проживает в многоэтажных домах, в то время как, например, в США до 90% населения - в малоэтажных жилых помещениях.1 Большая плотность населения в городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т.д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и наркомании.

Именно поэтому  предметом изучения контрольной работы - система управления экологической политикой на муниципальном уровне.

 

 

Цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной  политики в области экологии

 

Вступление  в силу изменений федерального законодательства 1 января 2005 г. стало заметным событием общественной жизни и очередным  шагом в развитии системы управления и охраны окружающей среды.

Государственная и региональная экологическая политика - самостоятельная сфера общественной жизни в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, вершина  экологической функции государства. Основными параметрами для характеристики экологической политики представляются: соотношение интересов, цели, принципы, направления, функции, задачи, тематические разделы, инструменты (механизм, средства, обеспечение, рычаги), формы, индикаторы, приоритеты, проблемы, лидеры, теоретики и практики, правовая основа.2

Понимание экологической  политики в широком смысле сочетает политологические, социологические, экономические  и другие аспекты этого явления.3 Проблемы экологической политики, её содержание, вопрос о том насколько фактические действия органов соответствуют декларируемым целям, вопрос об отличии декларации от реальности это предмет отдельного исследования, преимущественно не юридического по своему содержанию.

Для развития гражданского общества как условия  реализации государственной политики в области экологии необходимо совершенствование  законодательства: для создания правовых условий, позволяющих гражданам  участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том  числе путём проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов; в целях  развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.4

Основными параметрами  для характеристики экологической  политики представляются: соотношение  интересов, цели, принципы, направления, функции, задачи, тематические разделы, инструменты (механизм, средства, обеспечение, рычаги), формы, индикаторы, приоритеты, проблемы, лидеры, теоретики и практики, правовая основа.

Понимание экологической  политики в широком смысле сочетает политологические, социологические, экономические  и другие аспекты этого явления. Проблемы экологической политики, её содержание, вопрос о том насколько  фактические действия органов соответствуют  декларируемым целям, вопрос об отличии  декларации от реальности это предмет  отдельного исследования, преимущественно  не юридического по своему содержанию.

Стратегической  целью государственной политики в области экологии согласно «Экологической доктрины Российской Федерации»5 является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Государственная и региональная экологическая политика - самостоятельная сфера общественной жизни в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, вершина  экологической функции государства.

Закон устанавливает  презумпцию потенциальной экологической  опасности любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности. Добросовестному  инициатору надлежит действовать сообразно  принятым общественным нормам, в том  числе обеспечить соответствие своей  деятельности государственной экологической политике. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. В этом плане прямо проявляется практическое значение рассматриваемого вопроса.

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные  ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и  несут ответственность за обеспечение  того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем  не наносила ущерба окружающей среде  других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции (Конвенция о биологическом разнообразии, ратифицирована Федеральным законом Российской Федерации от 17.02.95 № 16-ФЗ6).

За рубежом  в качестве близких по значению к термину «экологическая политика» применяют термины «политика в сфере устойчивого развития», а название «политическая экология» носит специальное учебное и научное направление.

Современная экологическая политика России прошла долгий путь своего становления. При  этом история ее развития наглядно продемонстрировала нам, что реализация экологической политики зависит  не только от воплощения ее направлений  в нормативных актах, но и напрямую от уровня правосознания и культуры общества.

К субъективным факторам, влияющим на реализацию экологической  политики, относятся: уровень правосознания  и экологического сознания человека, уровень правовой культуры и экологической  культуры общества; развитие демократических  начал в обществе, способствующих активному участию населения  и отдельно взятого человека в  управлении государством и принятии решения, уровень социально-правовой активности граждан и т.д. Современными учеными неоднократно высказывалась позиция о неготовности российского общества к переходу на качественно новый уровень отношений с окружающей средой. Действительно, восприятие проблематики экологической политики напрямую зависит от ряда факторов, рассматривать которые необходимо в разрезе того или иного уровня массовой культуры и готовности общества воспринимать новые тенденции современного мира.

Концентрированным выражением теоретических положений  в области охраны окружающей среды  в России сегодня является Экологическая  доктрина, одобренная Распоряжением  Правительства от 31 августа 2002 г. N 1225-р.7 Она определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Согласно Доктрине, основными приоритетами современной экологической политики являются:

- приоритетность  для общества жизнеобеспечивающих  функций биосферы по отношению  к прямому использованию ее  ресурсов;

- справедливое  распределение доходов от использования  природных ресурсов;

- предотвращение  негативных экологических последствий  в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических  последствий;

- отказ от  хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на  природные системы, если их  последствия непредсказуемы для  окружающей среды;

- природопользование  на платной основе и возмещение  населению и окружающей среде  ущерба, наносимого в результате  нарушения законодательства об  охране окружающей среды;

- открытость  экологической информации: участие  гражданского общества, органов  самоуправления и деловых кругов  в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- устойчивое  развитие, предусматривающее равное  внимание к его экономической,  социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития  человеческого общества при деградации  природы.

Таким образом, основные приоритеты современной экологической  политики могут быть критериями перехода России к устойчивому развитию, постулируемому в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. При этом стоит согласиться с  мнением тех ученых, которые полагают, что эколого-правовая культура современного российского общества не соответствует  принципам устойчивого развития. Так М.В.Захаров в одном из интервью высказывался о том, что «российскому обществу не до конца понятно, какое  место экологические проблемы занимают в спектре трудностей, стоящих  сегодня перед страной».8

На подзаконном  уровне используются термины “государственная экологическая политика в районах  Севера”, “основные направления  региональной политики в сфере обеспечения  экологической безопасности и охраны окружающей среды” (единой для Федерации  и субъектов Федерации), “государственная политика и нормативно-правовое регулирование  в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности”, “единая  научно-техническая политика в области  охраны окружающей природной среды”.9

Среди проблем  реализации экологической политики России выделяют отсутствие активного  гражданского общества, ориентированного на вопросы экологии. Действительно, современное общественное экологическое  движение сегодня не является мощным фактором укрепления гражданского общества и решения экологических проблем. Более того, многие экологические  акции, проводимые общественными движениями, для многих граждан остаются незамеченными. Особенно такая ситуация свойственна для отдаленных от центра населенных пунктов, жители которых имеют слабое представление не только о конкретных экологических мероприятиях, проводимых в стране или районе, но и об экологической политике в целом.

При этом низкий уровень экологической культуры снижает активность населения в  решении экологических проблем, искажает представления о действительной экологической ситуации. Так 42% опрошенных уверено, что достижение устойчивого  развития России невозможно без решения  экологических проблем, а 23% считают  это возможным. Невозможность развития страны без решения экологических  проблем, чаще всего отмечали граждане возрастной категории 30-50 лет. При этом у 35% опрошенных граждан этот вопрос вызвал затруднения в связи с  плохим пониманием того, что может  включать в себя понятие устойчивого  развития страны. Свою неосведомленность  респонденты высказывали также  в отношении Экологической доктрины (79%).

Наибольшую  осведомленность в вопросах экологической  политики проявили респонденты в  возрасте от 20 до 40 лет, в том числе  учащиеся. Примечательно, что учащиеся отмечали основным источником информации об экологической политике свои учебные  заведения. При этом большинство  респондентов отметили недостаточный (или крайне низкий) уровень освещения  в средствах массовой информации (СМИ) проводимых государством мер по охране и восстановлению окружающей среды. С этим мнением действительно  стоит согласиться. Исходя из информации, предоставляемой СМИ, создается  впечатление, что заинтересовать граждан  вопросами экологии можно скорее комментариями одиозных действий со стороны защитников природы, чем информацией о реализации государственной экологической политики. В первую очередь это говорит о том, что экологическое просвещение в России находится на крайне низком уровне.

По нашему мнению современная эколого-правовая культура населения нашей страны не способна обеспечить переход России к устойчивому развитию, более  того ее низкий уровень оказывает  дезориентирующее воздействие на экологическую  политику в целом. Поэтому считаем, что эффективная реализация экологической  политики и переход России к устойчивому  развитию возможны в результате радикального изменения мировоззрения, системы  общественных ценностей и представлений  в области охраны окружающей среды  и разумного природопользования.10

Информация о работе Понятие муниципальной экологической политики