Понятие муниципальной экологической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:08, контрольная работа

Описание

Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности и устойчивого использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии……...5
Основы совершенствования управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Понятие муниципальной экологической политики.docx

— 41.06 Кб (Скачать документ)

Законные  интересы лиц и организаций необходимо учитывать при формировании государственной  экологической политики. Политика быстрее  достигнет цели при выборе целевых  групп, которым она адресована.

Национальные  интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является коренное улучшение экологической ситуации в стране.11

Отраслевые  интересы, прежде всего, заключаются  в обеспечении производства товаров  и услуг, на которых специализируется конкретная отрасль экономики.

Ведомственные интересы (отраслевые интересы в узком  смысле, как интересы одного или  нескольких определённо близких  по сфере деятельности государственных  органов, например, интересы ведомств природо-ресурсного блока) заключаются в привитии “точки зрения” ведомства гражданам и организациям для решения конкретных управленческих (в т.ч. функциональных) задач.

Местные интересы - совокупность представлений о видах  деятельности, оптимальных для экономического и социального развития муниципального образования, и путях их осуществления.

Корпоративные интересы могут распространяться на территории и ресурсы целых государств и групп государств (у транснациональных  корпораций, финансово-промышленных групп, коммерческих образований). Главным  образом они преследуют цель извлечения прибыли.

Большое значение для комплекса природоохранных  проблем имеет ныне действующий  Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)12.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2009) «О недрах»13 регулирует минерально-сырьевую политику, которая является гарантом экономической безопасности России. В нем изложены основы рационального природопользования и охраны недр.

В Лесном кодексе  РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 27.12.2009) изложены правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала14. Леса подразделяются на группы и категории в соответствии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охраны лесных ресурсов.

Лесным кодексом установлены общие требования к  ведению лесного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов и др.

Важным правовым актом, регламентирующим рациональное использование и охрану водных ресурсов, является Водный кодекс РФ Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ15, которым устанавливается государственная собственность на большинство водных объектов.

К полномочиям  государственных органов управления по использованию и охране водных объектов относятся: определение порядка  установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режима использования их территорий, а также режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, проведение государственной экспертизы предпроектных и проектных документов на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; государственный мониторинг водных объектов, их охрана от загрязнения.

Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, установленном Правительством России.

Федеральный закон «О животном мире»16 (ред. от 14.03.2009) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания животных в целях обеспечения биологического разнообразия, создания условий для его существования, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Итак, происходящая перестройка государственного управления природопользованием и охраной  окружающей среды, формирование современного эколого-природоохранного законодательства должны создать благоприятные условия  для перехода к охране целостных  природных комплексов (в отличие  от преобладавшей ранее поресурсной формы охраны природы): упорядочению системы особо охраняемых природных территорий (отказ от их избыточной множественности); усилению охраны «живой природы» (на равных с «неживой» самостоятельным природным блоком).

 

Основы  совершенствования управления охраной  окружающей среды на муниципальном  уровне

 

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) характеризуется наличием на его  территории большого количества полезных ископаемых, среди которых важнейшим  является углеводородное сырье. Безусловно, добыча углеводородов определяет экономическую  стабильность Российской Федерации. На долю автономного округа приходится более 75% всех доказанных запасов газа в России (треть мировых), 10% - нефти. В автономном округе открыто 216 месторождений  углеродного сырья. Из них только четверть находится в промышленной разработке, 11 месторождений подготовлены к эксплуатации, в том числе гигантские по запасам Бованенковское, Харасавэйское, Новопортовское в Ямальском районе автономного округа.

В этом контексте  принципиально важно отметить, что  автономный округ является территорией  исконного проживания коренных малочисленных  народов Севера. Ямальский район автономного округа - один из немногих регионов мира, где сохранилась самобытная культура аборигенных народов. Ключевыми составляющими культуры древних северных этносов являются оленеводство, охота и рыбная ловля.

Промышленное  освоение полуострова Ямал - выход  газовиков на морской шельф, освоение Бованенковского нефтегазового месторождения, строительство железной дороги, по мнению экологов, значительно усилит воздействие человека на природу и обострит проблемы ее охраны. Это касается как природных комплексов в целом, так и отдельных, особо уязвимых видов животных и птиц, внесенных в Красную книгу Ямала.

В поймах рек, пересекающих полуостров Ямал, сосредоточены  наиболее ценные на Ямале гнездовья  краснозобой казарки и сапсана, обитают малый лебедь, пискулька, обыкновенный турпан, орлан-белохвост. Это важнейший район гнездования и линьки водоплавающих - гуменника, белолобого гуся, шилохвости, морянки и других. Здесь проходят северные границы распространения многих видов животных и растений. Бассейны рек обладают ценнейшим промысловым стадом сиговых рыб. Здесь сконцентрированы ископаемые остатки мамонтовой фауны.

Активное  промышленное освоение Севера оказывает  существенное влияние на экологическую обстановку осваиваемых территорий17, на традиционный уклад жизни аборигенного населения и традиционные промыслы. Кроме того, увеличение концентрации загрязняющих веществ в воздушной, водной среде, почве и растениях приводит к существенному ухудшению состояния здоровья как пришлого, так и аборигенного населения автономного округа. Изменение состояния здоровья населения, связанное с изменением экологии, носит отложенный характер, причем длительность периода отсрочки различна для различного генезиса техногенного воздействия.

При реализации планов промышленного освоения полуострова  Ямал необходимо сохранять уникальную экосистему полуострова как одну из основных составляющих поддержания  сложившегося образа жизни и состояния здоровья людей. Промышленное освоение полуострова Ямал и связанная с ним структурная перестройка экономики на данной территории должны сопровождаться оценкой экологического давления на человека. Мониторинг экологического давления позволит оперативно выявлять возникающие экологические проблемы и своевременно принимать соответствующие меры по обеспечению устойчивой и безопасной экологической обстановки на территории автономного округа на примере Ямальского района в условиях активного техногенного воздействия.

Департамент природно-ресурсного регулирования  и развития нефтегазового комплекса  Ямало-Ненецкого автономного округа является исполнительным органом государственной  власти Ямало-Ненецкого автономного  округа, осуществляющим функции по выработке государственной политики, правовому регулированию, государственному контролю, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного  округа как субъекта Российской Федерации  в следующих сферах деятельности:

- недропользование;

- землепользование;

- водопользование;

- лесопользование;

- охрана  окружающей среды, атмосферного  воздуха, особо охраняемых природных  территорий регионального значения  и обращения отходов производства  и потребления, а также организация  и проведение государственной  экологической экспертизы объектов  регионального уровня.

В текущем  году с учетом нерешенных проблем  с финансированием муниципального контроля можно говорить пока о создании служб муниципального экологического контроля пока в промышленно развитых городах, где есть возможность содержания такой службы и есть серьезные экологические проблемы.

Положение муниципальном  экологическом контроле на территории муниципального образования города Новый Уренгой может быть разработано  в целях нормативно-правового  регулирования правоотношений в  области осуществления функций  органа местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды, рационального  природопользования и обеспечения  экологической безопасности на территории муниципального образования.

При его введении достигаются следующие цели и  задачи:

- реализация  норм федерального законодательства, предусматривающих передачу функций  в реализации экологической политики, материальных ресурсов и ответственности  на муниципальный уровень;

-регламентация  деятельности органа местного  самоуправления в осуществлении  муниципального экологического  контроля ;

- создание  правового механизма системы  управления природоохранной деятельностью  на муниципальном уровне;

-создание  принципиально новой муниципальной  службы, координирующей природоохранную  деятельность предприятий и организаций,  независимо от их формы собственности  и ведомственного подчинения;

-определение  форм и методов вовлечения  населения в деятельность по  оздоровлению окружающей среды  и благоустройству мест проживания  и общего пользования на территории  муниципального образования.

При введении в действие муниципального экологического контроля можно ожидать следующие  результаты:

- будет создана эффективно работающая система управления природоохранной деятельностью в городе позволит проводить целенаправленную экологическую политику, позволяющую стабильно снижать антропогенное воздействие на окружающую среду и соответственно, снижать показатели смертности и заболеваемости населения, проводить мероприятия по благоустройству и озеленению, улучшению социально-экономических показателей и качества жизни;

- появится  стимулирование предприятий посредством  муниципального экологического  контроля во внедрении новейших  экологически эффективных технологий, содействие развитию рынка экологических  услуг и экологического предпринимательства  позволит сократить потребление  природных ресурсов, подготовить  экономику муниципального образования  к вступлению России в ВТО  и переходу к европейским стандартам  безопасности продукции и процессов  ее производства, создаст новые  рабочие места;

- приобщение  общественности к решению экологических  проблем города и планированию  природоохранной деятельности послужит  стимулом для населения в росте  экологической культуры, гражданской  активности в общественном контроле, для практического участия жителей  муниципального образования в  выполнении природоохранных мероприятий.

Координация контрольной деятельности федеральных  и областных органов власти и  управления в рамках муниципального экологического контроля на территории города может осуществляться либо в  привязке экологических вопросов к  социально-экономическому развитию города, либо на основании договора с территориальными органами федерального исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования. С  целью исключения дублирования функций  экологического контроля с учетом требований ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля ( надзора)» целесообразно практиковать плановые комплексные проверки предприятий-природопользователей с комиссионным участием федеральных контролирующих органов и изданием соответствующих распоряжений городской администрации о проведении проверок.

 

Заключение

 

Обеспечение экологической безопасности регионов РФ и конституционных прав населения  на благоприятную окружающую среду  в настоящее время невозможно без создания современных механизмов регулирования природопользования и природоохранной деятельности на муниципальном уровне. Разделение природоохранной деятельности на федеральном  уровне между несколькими уполномоченными  органами в настоящее время создает  препятствия для осуществления  эффективного управления и контроля в сфере природопользования. Органы власти субъектов РФ и особенно органы местного самоуправления слабо задействованы  в этих процессах вследствие ограничений  их полномочий.

Информация о работе Понятие муниципальной экологической политики