Понятие, виды и значение экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:03, курсовая работа

Описание

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это:

1) загрязнение окружающей природной среды;

2) ее разрушение;

3) истощение природных ресурсов.

Содержание

1. Предмет экологического права

2. Понятие, виды и задачи экологического контроля

3. Государственный экологический контроль

4. Ведомственный и производственный экологический контроль

5. Общественный экологический контроль

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

экол.право.docx

— 33.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

1. Предмет экологического права

2. Понятие, виды и задачи экологического контроля

3. Государственный экологический контроль

4. Ведомственный и производственный экологический контроль

5. Общественный экологический контроль

Заключение

Список  используемой литературы

 

      1. Предмет экологического  права

 

     Экологическое право – одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах  настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как  учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.

     Из  общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией  – учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной  частью входит правовая экология. Под  ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое  право.

     Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения  в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования  окружающей природной среды для  настоящих и будущих поколений  людей.

     Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление  природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это:

     1) загрязнение окружающей природной  среды; 

     2) ее разрушение;

     3) истощение природных ресурсов.

     Загрязнение природной среды – это физико-химическое изменение состава природного вещества, которое угрожает состоянию здоровья человека. Так, существует антропогенное  загрязнение, которое подразделяется на несколько видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое и тепловое.

     В основном, большой урон природе наносят  транспорт и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы  углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению  парникового эффекта, одними из следствий  которого могут стать опустынивание  земель и разрушение озонового слоя. В результате неконтролируемого  выброса в воды мирового океана различных  отходов происходит уничтожение  планктона, который обеспечивает атмосферу  кислородом. Из-за нерационального  использования земли миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все это  происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности государства  по охране окружающей среды, а также  дефектов экологического воспитания и  образования, в результате чего у  людей вырабатывается потребительская  психология по отношению к природе.

     Огромную  роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные  организации. Их создание было вызвано  катастрофическими изменениями  в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной  деятельности.

     Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие  принципы:

     - приоритет охраны жизни и здоровья;

     - научно обоснованное сочетание  экологических и экономических  интересов; 

     - рациональное использование и  воспроизводство природных ресурсов;

     - законность и неотвратимость  наступления ответственности за экологические правонарушения;

     - гласность в работе экологических  организаций и некоторые другие.

     На  базе вышеприведенных принципов  осуществляется охрана природной среды  несколькими способами. Среди них  следует особо выделить правовой способ, на котором и базируется такой предмет, как экологическое  право.

     2. Понятие, виды и задачи экологического контроля

 

     Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция государственного управления и правовой институт права  окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме  охраны окружающей среды, его можно  оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов  права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической  ответственности за экологические  правонарушения применяются либо в  процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных  органов.

     Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении  иных правовых мер обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений  деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому  из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как  и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

     Представляется  необоснованным включение в систему  экологического контроля государственной  службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об  охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение – самостоятельная  функция государственного управления охраной окружающей среды. Причём, в  отличие от государственной экологической  экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг – пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.

     Российское  административное право выделяет два  вида контрольной деятельности –  контроль и надзор.

     Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов  по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

     Административный  надзор представляет собой специфическую  разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в  сфере управления природоохранных  правил*. Надзор проводится в отношении  органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

     При этом некоторые государственные  органы осуществляют одновременно и  контроль, и надзор. Различие между  этими видами деятельности уловить  трудно. Так, в соответствии с Законом  РФ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении  единства измерений» таким органом  является Государственная метрологическая  служба Госстандарта России. Государственный  метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые  распространяются, в частности, и  на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).

     Экологический контроль как правовая мера выполняет  ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

     - Предупредительная функция, её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.

     - Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

     - Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

     В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля. 

     3. Государственный экологический контроль 

     Законом установлен круг полномочий должностных  лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относится  право:

     - посещать предприятия, учреждения  и организации не зависимо  от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;

     - проверять работу очистных сооружений  и установок, а так же установленных  природоохранных требований и  нормативов;

     - устанавливать нормативы и давать  разрешения на сборы и выбросы  вредных веществ; 

     - назначать государственную экологическую  экспертизу;

     - требовать устранения выявленных  недостатков, привлекать виновных  лиц к административной ответственности,  направлять материалы о привлечении  их к административной, дисциплинарной  или уголовной ответственности,  предъявлять иски в суд или  арбитражный суд о возмещении  вреда, причиненного окружающей  среде и здоровью граждан; 

     - принимать решения об ограничении,  приостановлении, прекращении функционирования  любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических  требований.

     Для решения круга задач, установленных  действующим законодательством  в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий  ряда государственных органов на разных уровнях представительной и  исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.

     Общеэкологический контроль относиться к компетенции  высших звеньев государственной  системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования  природных ресурсов. На федеральном  уровне - это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне - соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов  РФ.

     Действующим законодательством федеральным  органом власти предоставлено право  не только, осуществлять государственный  контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его  проведения. К компетенции субъектов  РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом  РФ « О недрах » и др. В водном кодексе РФ эти положения более  детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций  остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка  организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной  водных объектов, а федеральным органом  исполнительной власти поручено его  осуществление.

Информация о работе Понятие, виды и значение экологического контроля