Понятие, формы и виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание

Тема конституционного контроля очень интересна и актуальна, на наших глазах происходит защита Конституции, такого органа до сих пор в нашей стране фактически не существовало. Но ещё очень много проблем, выясняется много пробелов в самой конституции, а орган Конституционного суда кроме защиты Конституции занимается и её толкованием, изучается опыт других государств, но применительно к нашим условиям

Содержание

Введение
Понятия конституционного контроля
Объекты и субъекты конституционного контроля
Виды конституционного контроля
Органы конституционного контроля
Судебный конституционный контроль в России:
уроки, проблемы, перспективы.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по КП.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

План

 
 
 

Введение 

Понятия конституционного контроля 

Объекты и субъекты конституционного контроля 

Виды конституционного контроля 

Органы конституционного контроля 

Судебный конституционный  контроль в России:

уроки, проблемы, перспективы. 

Заключение 

Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение

 

     Если  недавно в юриспруденции широко были распространены представления о том, что конституция самодостаточна и сама по себе гарантирует демократическое развитие общества, свободу и права человека. Между тем подлинная гарантия писаной конституции и закреплённых ею институтов конституционного государства при условии, что она потребностям общества и отвечает уровню его развития, заключается в такой организации социума, которая могла бы противостоять всяким покушениям на защищаемый основным законом конституционный строй. Речь идёт о такой организации государственных и общественных институтов, собственности, социальных отношений, которая объективно способствовала бы утверждению и развитию демократии. Прочность демократии определяется не только созданием конституции, даже отвечающей самым высоким стандартам, или осуществляющими в обществе умонастроениями, а фактически достижением и юридическим закреплением действительного баланса интересов различных социальных слоёв и общественных классов, наций и народов, групп населения, результатом которого и является уважение и доверие граждан к институтам конституционного строя. Вместе с ним  общество нуждается в формировании надежного механизма охраны и защиты конституции. Прежде всего, необходимо устранить из политического пространства антиконституционные силы. Главное – в сопряжении усилий и деятельности различных социальных структур, включая политические партии и другие общественные объединения, массовые движения и прочие, с конституционным строем. Во имя охраны и защиты конституции основные законы различных государств предусматривают, например, возможность признания конституционными политических партий и иных общественных объединений и даже прямого их запрета, если они преследуют цель насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности и т.п. При этом подобный запрет не может приниматься излишне широко и толковаться в ущерб плюралистическому характеру демократии и свободе оппозиционной политической деятельности, осуществляемой в рамках конституции и в предусмотренных ею формах.

     Не  менее важно обеспечить в соответствие деятельности государственных институтов требованиям основного закона. В  связи с этим Конституция Российской Федерации, в частности, предусматривает, возможность отрешения главы государства от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления, отрешение от должности других федеральных должностных лиц республик, краёв, областей, автономных округов, наделяет конституционный суд широкими полномочиями по защите конституционного строя, свободы и прав человека, и гражданина.

Правовое  государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями и структурами, обеспечивающими её наиболее полное выражение.

     Общество  неоднородно, поскольку в силу различных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов делится на различные классы, слои и группы населения, объединённые единством интересов их членов и осознанно или неосознанно преследующие общие цели. В силу этого демократия кончается там, где интересы одних классов, социальных слоёв или групп удовлетворяются за счет подавления интересов других классов, социальных слоёв или групп, разумеется, при условии, что детализация этих интересов и целей не ведёт к разрушению самого социума, ибо они по природе своей не являются антиобщественными.

     Именно  множественность составных элементов, заключенных в обществе, образует основу плюрализма в политике,  экономической и духовной сферах общественной жизни. Монистическое видение общества и реализация этого видения в его политической системе изначально содержит семена отрицания и будущего разрушения, поскольку ориентируется на внешний по отношению к самому обществу регулятор, способный работать без ошибок и сбоев.

     Тема  конституционного контроля очень интересна  и актуальна, на наших глазах происходит защита Конституции, такого органа до сих пор в нашей стране фактически не существовало. Но ещё очень много проблем, выясняется  много пробелов в самой конституции, а орган Конституционного суда кроме защиты  Конституции занимается и её толкованием, изучается опыт других государств, но применительно к нашим условиям. Цель настоящей работы проследить этапы развития конституционного контроля в других странах и применительно к России показать становление современного Конституционного суда через ошибки, искания, обобщения работы, а так же выяснить какие проблемы возникают пред Конституционным судом на современном этапе. Проанализировать Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который так же как показывает практика работы Конституционного Суда передаётся в некоторых изменениях и внесении дополнительных статей по компетенции Суда и его судей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие Конституционного контроля

 
 

     Под контролем понимают такую систему  отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.

     Термин  «конституционный контроль» подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.

     Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе осуществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики.  
Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной основе. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Конституционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Польши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Конституционный Совет Республики Казахстан и др.). Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы — как суды общей юрисдикции (включая административные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля — конституционные суды.

Для обоснования  конституционного контроля использовались три основные теории.

  1. Органическая теория исходила из того, что  поскольку конституция – акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должен противоречить акту учредительной власти.
  2. Институциональная теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение сфер компетенции центра и субъектов федерации.
  3. Естественно-правовая теория или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

Все эти  теории верны и дополняют друг друга. Конечно же, необходимость конституционного контроля обусловлена прежде всего иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом есть следствие иерархичности в системе органов власти, управомоченных на правотворчество. К тому же число правовых норм в ХХ веке, можно сказать, обвально возросло, и риск их противоречивости и неконституционности многократно увеличился. Классификация видов конституционного контроля может быть осуществлена по следующим основаниям:  
• по времени осуществления – предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль.

При предварительном  контроле акт проверяется до его  вступления в силу, последующий контроль распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие;

• по правовым последствиям – консультативный  или учреждающий (постановляющий) конституционный контроль.

• по обязательности проведения – обязательный или факультативный конституционный контроль.

• по способу  проведения – абстрактный или конкретный конституционный контроль. Абстрактный контроль означает проверку конституционности закона вне связи с каким-либо делом, конкретный контроль осуществляется только в связи с конкретным делом, при разрешении которого применен или подлежит применению определенный закон, конституционность которого оспаривается. Конкретный контроль предусматривается обычно для управомоченных индивидов, юридических лиц, во всех остальных случаях используется абстрактный конституционный контроль.

• по основаниям проверки конституционности актов – конституционный контроль содержания актов (материальный контроль), по форме акта и способу его принятия (формальный контроль). Материальный контроль означает проверку соответствия содержания акта положениям конституции. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных требований относительно издания акта. Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существуют две разновидности судебного конституционного контроля: 1) конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, и 2) конституционный контроль,            осуществляемый специализированными судами. 
Особенность первой разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел в соответствии с обычной процедурой (децентрализованный контроль), либо верховные (высшие) суды или их специальные палаты по особой процедуре (централизованный контроль).  
Особенность второй разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют специальные конституционные суды (централизованный контроль). Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства — конституционного судопроизводства.  
Конституционное правосудие представляет собой синтез, сплав двух начал – сущности конституционного контроля и формы правосудия, в результате чего мы имеем дело с самостоятельным видом государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия.  
         
 

       Конституционное правосудие как  разновидность правосудия имеет  следующие основные черты (признаки): 1) наличие конституционных судов как специализированных судебных органов конституционного контроля; 2) автономное положение судов в иерархии судебных органов; 3) самостоятельная процессуальная форма отправления конституционного правосудия; 4) юридическая сила решений конституционного правосудия, приравненная к юридической силе конституции; 5) особая система законодательства, регулирующая конституционное правосудие.  

     Таким образом, конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля. Как правило, оно является последующим (репрессивным), учреждающим (постановляющим), обязательным, как абстрактным, так и конкретным (с возможными комбинациями), материальным и формальным. 

      Естественно, что конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.

     Истоки, зачаточные формы конституционного контроля как самостоятельного вида государственной деятельности можно обнаружить уже в ряде государств эпохи средневековья. Считается, что сама идея конституционного контроля появилась в начале XVII века в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного совета, который признавал законы легислатур (законодательных собраний) колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента, изданным для этих колоний или общему праву. Однако конституционный контроль в современном понимании, изложенном выше, впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против Дж. Медисона в 1803 году. Верховный суд под представительством Дж. Маршала объявил, что федеральная Конституция – высший Закон страны и любой Закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным. Этот пример позднее был заимствован рядом латиноамериканских государств (Бразилией в 1891 г., Уругваем в 1917 г. и др.). До первой мировой войны ему последовали некоторые европейские страны- Норвегия, Греция, частично Швейцария.

После первой мировой войны в Европе была выработана собственная модель конституционного контроля, которая в настоящее время стала распространяться и на других континентах. Во всяком случае ее восприняли все или почти все пост- «социалистические» страны. Идея европейской модели принадлежит ученному с мировым именем – австрийскому юристу Гансу (правильнее Хансу) Кельзену, участнику разработки австрийского Федерального  конституционного закона 1920 года, а затем числу Конституционного суда этой страны. 
Особо широкое распространение судебный конституционный контроль в различных модификациях получил после второй мировой войны. Он был введен в Бирме, Японии, Италии (1947 г.), Германии, Таиланде, Индии (1949 г.), Сирии, Люксембурге (1950 г.), Уругвае (1952 г.), на Кипре (1960 г.), в Турции (1961 г.), Алжире, Югославии (1963 г.). В некоторых странах конституционный контроль учрежден после свержения диктаторских режимов — в Греции (1968 г.), Португалии (1976 г.), Испании (1978 г.). В 60-е годы некоторые системы конституционного контроля были подвергнуты пересмотру в европейских государствах (Австрия, Бельгия, Германия, Франция, Чехословакия, Швеция), на латиноамериканском континенте (Аргентина и др.). В различных формах он утвердился в ряде других стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.  
Во всех Конституциях СССР (и в конституциях республик, входящих в СССР, а также в конституциях автономных республик, входящих в союзные республики) предусматривалось, что контроль за соблюдением Конституции относится к ведению высших органов государственной власти и управления СССР (п. «г» ст. 14 Конституции СССР 1936 года; п. 11 ст. 73 Конституции СССР 1977 года). Конституция СССР 1977 года функции конституционного контроля закрепила и за Президиумом Верховного Совета СССР - постоянно действующим органом высшего органа государственной власти, осуществляющим в период между сессиями его функций (п.4ст.121).В бывшем СССР в его «перестроечный период» был учрежден специальный орган конституционного контроля – Комитет конституционного надзора СССР. Для советского общества это был принципиально новый институт конституционного контроля, призванный формировать в системе органов государственной власти механизм сдержек и противовесов. Комитет конституционного надзора СССР прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР и заключением 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).Конституционный Суд в России был создан и начал функционировать с 1991 года. Ст. 125 Конституции РФ предусматривает, что                Конституционный Суд по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
 

Информация о работе Понятие, формы и виды экологического контроля