Понятие, виды и значение экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:03, курсовая работа

Описание

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это:

1) загрязнение окружающей природной среды;

2) ее разрушение;

3) истощение природных ресурсов.

Содержание

1. Предмет экологического права

2. Понятие, виды и задачи экологического контроля

3. Государственный экологический контроль

4. Ведомственный и производственный экологический контроль

5. Общественный экологический контроль

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

экол.право.docx

— 33.00 Кб (Скачать документ)

     Специализированный  экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.

     По  всем видам природных ресурсов в  целом организация и осуществление  государственного контроля возложена  Правительством РФ на Госкомэкологии России. По характеру специализации  государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом. К числу  функциональных органов государственного экологического контроля относятся  МВД России и др.

     Специфика отраслевых государственных органов  заключается в том, что в сфере  их компетенции относиться один вид  природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод - водных ресурсов, Рослесхоз - лесов и т.д.. В некоторых случаях  сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных  ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет  значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций  воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

     Несмотря  на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных  органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий  контролировать в пределах своей  юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных  граждан.

     В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом, является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании ст. 70 Федерального закона « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РФ об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.

     К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление  о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание  об ограничении (приостановлении) или  прекращении финансирования хозяйственной  и иной деятельности.

     Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут  уголовную ответственность. Представление  о привлечении физических лиц  к уголовной ответственности  направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

 

      4. Ведомственный и производственный экологический контроль

 

     Сущность  ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении  центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному  природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные  учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих  органов. Обратим внимание на то, что  ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между  ними, – прежде всего, в сфере  осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный  контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного  контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

     Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями  о центральных государственных  органах. Например, в соответствии с  Положением о Министерстве топлива  и энергетики РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г., в области обеспечения промышленной и экологической безопасности организаций  топливно-энергетического комплекса  данное Министерство контролирует выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в отрасли.

     Подчеркнем, что ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием  и охраной окружающей среды, –  Министерством природных ресурсов РФ, Госкомэкологией России и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения  и территориальные органы.

     На  вопрос о том, осуществляется ли ведомственный  контроль только государственными органами либо он может проводиться также  негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании  экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических  требований будет влиять на экономические  результаты их деятельности и прибыль.

     Содержание  ведомственного контроля определяется рядом факторов:

     1) спецификой отрасли;

     2) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в  целом и подведомственными объектами; 

     3) конкретными правами и обязанностями  подразделений и лиц, осуществляющих  ведомственный контроль.

     Сферой  производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная  деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности  обусловлена тем, что предприятия  являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения  рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий.

     Содержание  производственного контроля зависит  прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в  целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические  службы на предприятиях часто отсутствуют.

     Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:

     а) выполнения планов и мероприятий  по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей среды;

     б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных  предприятию;

     в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

     Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более  строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного  контроля определяется для каждой организации  с учетом особенностей и условий  выполняемых ею работ и согласовывается  с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения  радиационной безопасности.

     Меры  по пресечению выявляемых нарушений  правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного  контроля принимаются уполномоченными  должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.

     С учетом высокой общественной опасности  некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный  закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ  с источниками ионизирующего  излучения при выявлении нарушений  санитарных норм, правил и гигиенических  нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения  радиационной безопасности в соответствующей  организации до устранения обнаруженных нарушений.

     Эффективность ведомственного и производственного  экологического контроля во многом зависит  от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое  взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические  службы считают своей задачей  защиту интересов предприятия любым  путем, в том числе посредством  сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным  органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства  правонарушениям.

     Сотрудничество  органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля – важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в  силу правового статуса зависит  от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при  этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания. 

     5. Общественный экологический контроль 

     В России имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с  Федеральным законом «об охране окружающей природной среды», наряду с другими общественными объединениями могут осуществлять экологический контроль, в настоящее время в большей степени заинтересованы в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая обстановка стабилизируется, общественные объединения и организации активизируют свою работу по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами природоохранительного законодательства. Определенная работа в этом направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам труда экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана информационно - инновационная общественная экологическая ассоциация « Партнеры за устойчивое развитие », к числу основных задач которой относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.

     В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовке которого учитываются  предложения и замечания различных  общественных организаций и отдельных  граждан. Хотя по возможностям получения  информации и применения мер воздействия  на нарушителей природоохранительного  законодательства общественный экологический  контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и  серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных  структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.  

 

      Заключение 

     В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

     В соответствии с действующим законодательством  основными задачами экологического контроля являются:

     наблюдение  за состоянием окружающей природной  среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

     проверка  выполнения планов и мероприятий  по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

     Таким образом, экологический контроль состоит  из тесно связанных этапов:

     - Сбор и обработка необходимых  исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут  быть названы не только хозяйственной  деятельностью. Нерациональное использование  природных ландшафтов для организации  отдыха и санаторно-курортного  лечения может нанести серьезный  ущерб окружающей природной среде.  Казалось бы, сами природопользователи  в этом случае должны, в первую  очередь проявлять заботу о  сохранении декоративных качеств  зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются  в строительство капитальных  сооружений. Экономия средств на  формирование ландшафта, устойчивого  к рекреационным нагрузкам, приводит  к тому, что утрачивается главное  условие полноценного загородного  отдыха - качество природной среды. 

Информация о работе Понятие, виды и значение экологического контроля