Понятие конституционного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:43, реферат

Описание

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, а именно: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти, систему местного самоуправления. Правовые нормы, которые образуют отрасль, характеризуются внутренним единством, тесно связаны с другими и отличаются от др. отраслей права.

Работа состоит из  1 файл

Zachet_KP.docx

— 98.22 Кб (Скачать документ)

Возникновению конкретного конституционно-правового  отношения на базе правовой нормы  предшествует юридический факт.

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных  правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права  гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

Наибольшее значение для  возникновения, изменения и прекращения  конституционно-правовых отношений  имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права.

Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Все юридические  акты (но крайней мере, когда речь идет о воле коллектива или коллегиального органа) принимаются большинством голосов. Таким образом, юридическим актам в российском конституционном праве присущ властный характер и особый способ их принятия.

Юридическими  поступками принято считать такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение находящегося вне права результата, но которые порождают конкретные правовые последствия.

 

10.Понятие, сущность  Конституции как основного закона  государства (основные теории)

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юр. свойствами н-п акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм его осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности. Конституция, как правило, представляет собой единый писаный акт.

Отличительные черты  конституции:

  1. Особый субъект, который устанавливает Конституция или от имени которого она принимается;
  2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений;
  3. Всеохватывающий характер конституционной регламентации;
  4. Особые юридические свойства.

Теории сущности.

Теория обществ. договора (некое человеческое сообщ-во договорилось жить по таким правилам. Недостаток: что делать с теми, кто не согласен? Получается, они не граждане?)

 Теологическая теория (хар-на для гос-в с сильной церковной властью, мол, в Конституции закреплены божественные предпис-я из церковной книги, которая выражает божественную волю).

Теория естественного  права (конституция - закрепление исторического опыта в н-п акте).

Теория государственной воли (конституцию принимает не народ, а группа властных людей, напр. дарованная конст-я)

Марск.-ленин.теория (Конст-я отражает волю господствующего класса)

Современная теория (Конституция носит демократический хар-р, выражает волю народа).

 

 

 

11.Понятие Конституции  РФ

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юр. свойствами н-п акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм его осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности. Конституция, как правило, представляет собой единый писаный акт.

 

12.Юридические  свойства Конституции

Конституцию отличают ее особые юридические свойства:

  1. Верховенство Конституции – (ч.2 ст.4) в признании верховенства Конституции заложена идея подчинения государства Конституции, праву;
  2. Имеет высшую юридическую силу (ст.15) и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные н-п акты не должны противоречить Конституции РФ, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и т.д. обязаны соблюдать Конституцию РФ;
  3. Конституция является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства;
  4. Особая охрана Конституции (ч.2 ст.80, ч.1 ст.82). Конституционный Суд играет важную рольв охране Конституции. Акты и отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; несоответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению;
  5. Конституцию РФ отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.

 

13.Конституция  РФ как база для текущего  законодательства

К числу юридических свойств относится то, что она является базой текущего закон-ва, определяет его хар-р. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходя из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Конституция регул. и закреп. процесс создания правовых норм и актов, которые обеспечиваются проведением преобразованиий в обществе. Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивая ее положения.

1) прямо указывает виды ФКЗ или ФЗ, требуемого для регулирования опред-х вопросов. - говорит о необходимости дополнительного регулирования обществ. отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущ. закон-ва, оставляет на последующее разреш-е вопроса о виде акта и принимающего его органе.

2) Конституция РФ зачастую  содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последствия текущего нормативного регулирования, обеспечивает применение конституционной нормы. Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должн. лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. "Право частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

 

14.Порядок внесения  поправок в Конституцию РФ

Этому посвящена  гл.9, которая  носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Она содержит 4 статьи (ст.134-137)

Теперь предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, ГД, Правительство РФ, Законодательные органы субъектов РФ, а т.ж. группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов ГД.

В Конституции предусмотрено 3 различных режима внесения новых  положений в ее текст:

  1. Пересмотр
  2. Поправки
  3. Изменения в ст.65

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст.36) допускаются только к гл. 3-8.

Поправка – любое изменение текста глав 3-8.

Правовым актом, которым  вносится поправка, является ФЗ «О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Порядок внесения поправок:

1) Предложение о поправке вносится в ГД (Президент, СФ, ГД, Правительство РФ, закон.и предст.органы субъектов, группа, числ-ю не менее 1/5 ГД или Сов.Фед). Вносится в виде ВЗ о поправке. Вносится обоснование, устанавливается перечень законов, которые подлежат отмене, измен-ю или принятию в случае внесения поправки.

2) Рассмотрение и принятие проекта ФЗ палатами Федерального Собрания. Необх-мо чтобы «за» проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД (300 голосов).Далее идет в Совет Федерации. Если там проголосовало 3/4, то закон принимается. При одобрении сообщение опубликуется Председателем Совета Федерации, включая текст закона с указанием дат принятия и одобрения палатами Федерального Собрания. Одновременно отправится в субъекты РФ. Для окончательного принятия закона необходимо 2/3 голосов субъектов РФ. Срок для рассмотрения субъектами – 1 год. Одобрение направляется Президенту для подписания и обнародования. Вступает в силу со дня официального опубликования, если не оговаривается дата вступл-я. Особый вид поправки - изменение в ст.65 (Федеральное устр-во). Принятие и образ-е новых субъектов выполняется в порядке, уст. ФКЗ «о порядке принятия в РФ и образ-я в ее составе нового субъекта РФ». Для измен-я названияя субъекта достаточно приказа Президента, для изменения статуса необходимо согласие представительного органа субъекта, Президента.

 

15.Пересмотр Конституции

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Любое изменение глав 1, 2, 9 влечет за собой пересмотр. Предложение о пересмотре могут вносить Президент, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные и представительные органы субъектов, группа, численностью не менее 1/5 ГД или Совета Федерации

1) вносится в ГД, где необходимо 3/5 голосов от общ. числ-ти.

2) Идет в Совет Федерации, также 3/5. Созывается Конституционноое собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новую. Принимается Конституция собранием 2/3 голосов или выносится на Референдум (принято, если проголосовавших за более половины избирателей, принявших участие в голосовании, если всего приняли участие более половины избир-й) .

 

16.Конституции  и Уставы субъектов РФ, их особенности

В системе н-п актов  каждого субъекта фед-ции есть акты, которые имеют высшую юр. силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта. В республиках такие акты наз-ся Конституции, в др. субъектах – уставы. Представляют собой акты учредительного хар-ра. Наличие у респ-ки конст-ции вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации. Др. субъекты являются государственно-территориальными и национально-территориальными образованиями. Эти акты закреп-т статус данного субъекта в сост. РФ: основы взаимоотношения с Федерацией, полномочия субъекта, система его органов гос. власти, избирательную систему. Все иные нормативные акты субъекта не могут противоречить Конституции или уставу. При этом, Конституции и уставы субъектов должны соответствовать Конституции РФ. Соответствие устанавливается лишь в той мере, в которой это необходимо для функционирования РФ как единого целостного гос-ва, обеспечения единого экономического простр-ва. Вне этих рамок за субъектам обеспечивается широкая самост-ть в определении содержания своих конституционных уставных норм.

Гарантии соответствия конституций и уставов субъектов Конституции РФ:

Верховенство Конституции РФ; высшая юр. сила; прямое действие и применение на всей территории РФ; формирование субъектами органов гос. власти в соответствии с основами Конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных орг-в; взаимное согласие РФ и субъекта об изменении статуса последнего; возможность проверки устава или конституции субъекта на соответствие Конституции РФ.

 

17.Государство  в системе основ конституционного  строя РФ

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной  власти и способы осуществления  народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также  принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и  устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной  основы, гарантирующей обеспечение  достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

В числе реформ системы  органов государственной власти, закрепленных в этой главе, наибольшее значение имеют:

а) упразднение Советов  народных депутатов как органов  советского социалистического государства. В настоящее время действуют  законодательный орган Российской Федерации - Федеральное Собрание - двухпалатный парламент, работающий на профессиональной основе, и система  представительных органов субъектов  Федерации, определяемых каждым субъектом  самостоятельно (см. ст. 77 Конституции);

б) установление реального  равноправия всех субъектов Федерации.

Процессы реформирования государственной сферы последовательно  распространяются и на сферу взаимоотношений  государства и личности, государства  и гражданина. При этом личность получает надежную конституционную  защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными нормами (ст. ст. 2 и 6).

 

18.Принципы конституционных  основ государственного устройства  РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - социальное государство,  политика которого направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть  в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную  власть  в  Российской  Федерации осуществляют Президент Российской Федерации,  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную  власть  в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

 

19.Российская Федерация  – демократическое государство

Россия в  соответствии с Конституцией РФ есть демократическое гос-во (ст.1). Это выраж-ся в: Народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти явл-ся ее многонациональный народ. Высшим проявл-м власти народа является референдум и свободные выборы. Народ осуществляет свою власть самостоятельно, а значит, в своих интересах.

Разделение властей. Это важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечения свободного развития чел-ка. Суть в том, что для обеспечения свободы граждан; законодательные, исполнительные и судебные власти должны осуществляться разными органами, независимо друг от друга и сдерживать друг друга. Они должны находиться во взаимном равновесии, не подчинении друг другу, но находиться в неразрывной связи (ст. 10).

Информация о работе Понятие конституционного права РФ