Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:11, курсовая работа

Описание

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

Содержание

Введение………….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…………..…….3

Сущность государственного управления……………………………………….5

Государственное управление в России……………………………………..…11

Местное самоуправление в России……………………………………………….…15

Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления. …….…….…..….22
Заключение …….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….….…30
Список использованной литературы…….…….…….…….……

Работа состоит из  1 файл

Упрвление, курсовая работ 1.docx

— 84.46 Кб (Скачать документ)

На этой основе в  социальной доктрине, во-первых, выделяют главные национальные интересы, соответствующие  перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяют ряд интересов, от удовлетворения которых, прежде всего, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования  независимого национального государства; в-третьих, определяют те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан. 

Следует заметить, что  в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов  политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о  социальной сфере, о социальных целях  общества и принципиальных механизмах ее реализации. 

Логика построения социальной доктрины включает несколько  этапов: 

1) определение границ  социальной сферы, которая является  объектом управленческих воздействий; 

2) оценка проблемной  ситуации в этой области; 

3) раскрытие алгоритма  разработки социальной программы  действий - как долгосрочных, так  и среднесрочных; 

4) выявление принципиальных  механизмов социального обустройства  общества, которыми руководствуются  при разработке концепции социальной  безопасности. 

Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского  общества и путей ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм. 

Под принципами социального  управления следует понимать основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся  в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и  механизму социального управления. Принципы социального управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов  и закономерностей, присущих им характерных черт, фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития —> социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития —> законы и закономерности социального управления —> принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют. 

К основным принципам  социального управления относят: 

• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности  при их обсуждении; 

• сочетания отраслевого  и территориального управления; 

• приоритетности в  достижении стратегических целей; 

• научности социального  управления; 

• прогнозирования  социального управления; 

• мотивации (стимулирования) труда; 

• ответственности  за результаты социального управления; 

• рационального  подбора, подготовки, расстановки и  использования кадров; 

• экономичности  и эффективности управления; 

• системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных  звеньев); 

• иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы, при этом каждая ступень управляет  нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению  к вышестоящему уровню); 

• необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система); 

• обязательности обратной связи (получение информации о результатах  воздействия управляющей системы  на управляемую систему путем  сравнения фактического состояния  с заданным); 

• ситуационного  управления по прогнозированию возмущений; 

• программно-целевой; 

• делегирования  полномочий; 

• гуманизма и  нравственности в управлении; 

• гласности в  принятии решения. 

Принцип позволяет  формировать систему методов  и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет  такого же воздействия на принципы управления. 

Таким образом, принципы социального управления должны: 

• основываться на законах  развития общества и законах управления; 

• соответствовать  целям социального управления и  отражать основные свойства, связи  и отношения управления; 

• учитывать временные  и территориальные аспекты процессов  социального управления; 

• в необходимых  случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных  нормативных документах. 

Системы принципов  управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью  исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального  управления. Формы же и методы использования  этих принципов на различных этапах социального развития могут и  должны быть различными. 
 

 Глава 2. Исследование  профессионализма в социальном  управлении 

2.1 Проблемы профессионализма  в социальном управлении 

Проблемам профессионализма посвящено множество книг, научных  статей, крылатых фраз. Одно из лучших суждений принадлежит немецкому  поэту и мыслителю И.В. Гёте: «Нет ничего ужаснее деятельного невежества». Это суждение применимо и к  сфере социального и государственного управления. 

Для современной  России проблема профессионализма в  управлении по-прежнему остаётся крайне актуальной. Известные учёные подчёркивают: «В целом наша управленческая система  стала работать ещё хуже, ибо, сохранив почти все свои прежние недостатки, приобрела и новые. Один из них - снижение уровня профессионализма». 

Но что же считать  профессионализмом? Образование, опыт, управленческие способности? Или может  быть предпочтение отдать приверженности определённым идеологическим установкам? В последнем случае не имеется  в виду критический или иронический  подтекст, ибо профессионализм может  строиться и на идеократических платформах, которые, в свою очередь, вытекают из вполне определённых научных направлений и школ в области политики и экономики. Так что проблема сущности, структуры, критериев профессионализма в сфере управления, достаточно сложна, в особенности в условиях значительной социальной динамики, быстрых социальных перемен. Профессионализм вообще является предметом изучения десятков наук и научных направлений: социологии труда, эргономики, психологии труда, статистики труда, физиологии и психологии труда, трудового права, акмеологии, профессиологии и профессиографии. 

Целый ряд отраслей, связанных с повышенным риском, ответственностью, особыми условиями труда, хорошо оснащён профессиологическими методами и критериями, способствующими надёжному отбору персонала и претендентов на профессиональное обучение. 

Что касается сферы  социального управления как профессии, то она в научно-исследовательском  и научно-практическом отношениях изучена  значительно меньше и оснащена не столь богато. Однако представления  о ней и критерии профессионального  отбора выстраиваются не только в  зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под  влиянием доминирующих ценностей и  личностных предпочтений. В таком  случае, часть требований к профессиональной деятельности формируется, исходя из установок  доминирующей культуры. Что касается современных российских социальных условий, то они как раз и характерны выдвижением системы новых требований к профессионализму управленцев, вытекающих из новых социальных и экономических  реалий. 

В связи с этим формируются принципиально новые  требования к управленцам нового поколения. Они впрямую связаны  с изменением функций и содержанием  деятельности Российского государства. Если ранее государство было и  основным собственником, и инвестором, и работодателем, и распорядителем кредитов, и владельцем средств массовой информации, то ныне в его руках  сосредоточено 10-30 % долевого пакета всех этих функций. 

Существенно изменились и функции управленческого аппарата. Поскольку основу нормативно-регулирующей системы общества представляет право, то кадры управленческого персонала должны быть сориентированы на деятельность в условиях правового государства, и хорошо знать соответствующие его области. Таким образом, существенно изменяется понятие профессионализма управленческих кадров и критерии его оценки. Этот подход нашёл уже отражение в кадровой политике и на федеральном, и на местном уровнях. 

Второй базисный компонент, влияющий на формирование новой  кадровой политики, - это новая система  экономических отношений, в основе которой - частная и коллективно-долевая  формы собственности. 

Третий аспект кадровой политики и оценки деятельности кадров, а также их подготовки - ориентация на человеческий фактор. В условиях зарубежного управления и менеджмента  эти ориентации развиваются уже  многие десятилетия. Самый большой  изъян в отечественной практике управления и кадровой политики находится  именно в этом звене. И самым неприятным явлением выступает отчётливо обозначившееся отчуждение населения от системы  управления. Об этом свидетельствуют  и данные социологических исследований, и факты электорального поведения. 

Конечно, многое зависит  от становления и развития новых  механизмов, сочетающих формы административного  управления и самоуправления. Но многое можно сделать и в процессе подготовки кадров и оценки их деятельности. Следует принципиально относиться как к демагогическим формам популизма, так и бездушию или запугиванию  населения. 

2.2 Варианты и пути  решения проблем профессионализма  в социальном управлении 

Время актуализировало  проблему формирования социально-профессиональной компетентности современного специалиста, которая, по мнению проф. И.А.Зимней, представляет собой «совокупное, формируемое  на базе интеллектуальных (в частности, мыслительных) способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как  компетентного в своей области…». 

Главной проблемой  содержания социально - профессиональной компетентности является проблема формирования в человеке его собственной субъектности, его мыслительных и личностных качеств, являющихся основой для активного и позитивного участия в профессиональной практике. 

Исследование процесса формирования социально-профессиональной компетентности будущего управленца обусловлено  необходимостью смоделировать позитивный, желаемый обществом образ специалиста, поскольку реально действующие  персонажи, рассматривая данную им власть как личную привилегию, совершают  действия, зачастую «…зависящие от личного усмотрения, от его отношения  к конкретному человеку и его  конкретной просьбе и от чисто  личных связей, услуг, обещаний и привилегий…». 

Придерживаясь трактовки  социально-профессиональной компетентности, предложенной проф. И.А.Зимней, исходя из содержания профессиональной деятельности управленца, под социально – профессиональной компетентностью нами понимается универсальное  личностное качество, аккумулирующее научные знания и профессиональные умения, креативные способности и самостоятельность, адекватность самооценки и сформированность культурно – нравственных ценностей, формируемое в гуманистической образовательной парадигме на основе интегративно – культурологического подхода. 

Формирование социально - профессиональной компетентности как  совокупной интегральной личностной характеристики человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом, объективно нацелено на достижение и  возвышение главной профессиональной ценности и цели деятельности - культуры профессиональной деятельности, на преодоление «духа формальной безличности», когда из социального управления исключаются личные и эмоциональные элементы: сочувствие, сопереживание, содействие. В этой связи в рамках вуза необходимо осуществить целесообразные педагогические действия по воспитанию в будущих специалистах понимания значения личности в профессиональной деятельности. При этом фундаментом понятия личности, по мнению проф. Л.Б.Соколовой, должна стать интерсубъективность, идея которой исходит из того, что административно-публичная деятельность обусловлена высокой степенью ответственности менеджеров за принимаемые управленческие решения, направленные на целесообразную и нравственную постановку и реализацию задач публичного администрирования, адекватных потребностям потребителей социальных услуг. 

Социальная составляющая содержания социально - профессиональной компетентности должна предполагать способность  будущего управленца: 

Информация о работе Муниципальное управление