Муниципальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:00, курс лекций

Описание

Понятие «муниципальное право» является новым в отечественном государствоведении. С начала 90-х годов российская юридическая наука энергично обсуждает тему обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Кроме того в обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по МП.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

    - многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Здесь надо отметить следующее: Согласно п. “н” ч.1 ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Федерации и её субъектов отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных условий, местных традиций. В Конституции РФ лишь указано, что структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Вместе с тем в правовых актах субъектов РФ могут содержаться нормы и положения относительно типовых, примерных структур и форм местного самоуправления применительно к разным категориям поселений. Так, Закон Калужской области “О местном самоуправлении в Калужской области” определил шесть видов муниципальных образований (“город и район”, “город”, “район”, “поселок”, “волость”, “сельсовет”) и обозначил предметы ведения каждого муниципального образования. К ведению районов и двух крупнейших городов области отнесено, помимо вопросов местного значения, выполнение целого ряда отдельных государственных полномочий;

    - разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления. В соответствии со ст.4 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” к основным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере местного самоуправления относятся:

    - принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;

    - обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству;

    - обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ обязанностей государства в сфере местного самоуправления;

    - регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;

    - возложение на органы местного самоуправления федеральным законом отдельных полномочий Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;

    - установление государственных минимальных социальных стандартов;

    - регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;

    - принятие федеральных программ развития местного самоуправления;

    - компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов, которые понесены в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;

    - регулирование и защита прав граждан;

    - обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

    - обеспечение федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    - установление порядка судебной защиты и собственно судебная защита прав местного самоуправления;

    - регулирование особенностей организации местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях;

    - регулирование основ муниципальной службы.

    Согласно конституциям и уставам субъектов Российской Федерации основными их полномочиями в сфере местного самоуправления являются:

    - принятие и изменение законов субъектами РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

    - обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам РФ;

    - регулирование порядка передачи и непосредственная передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность;

    - регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;

    - обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

    - возложение на органы местного самоуправления законом отдельных полномочий субъектов РФ, передача им материальных финансовых средств, необходимых для осуществления данных полномочий, контроль за их реализацией;

    - принятие региональных программ развития местного самоуправления;

    - защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

    - обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

    - соблюдение государственных минимальных социальных стандартов;

    - установление и изменение порядка создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных учреждений, установление и изменение их границ, наименований;

    - компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, которые понесены в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;

    - регулирование законами особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

    - законодательство о муниципальной службе;

    - ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.  Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных уставом муниципального образования к его ведению, зависит прежде всего от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы они в своей деятельности. Поэтому в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования  должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местного значения. Реализация названного принципа предполагает использование различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставах муниципальных образований. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его исторических и иных традиций. В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Ответственность в соответствии со ст.48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. наступает в результат********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************вления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст.8). Статья 132 Конституции РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Согласно ст.1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. Названный закон закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых законами субъектов РФ. В соответствии с данным законом органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ (ст.37);

    - соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы гражданина реализуются прежде всего на местном уровне. Их реализация во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления. Проведение в жизнь данного принципа обеспечивается:

    - деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения;

    - осуществляя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне4;

    - согласно ст.19 ФЗ “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования);

    - законность в организации и деятельности местного самоуправления. Законность- это точное и неуклонное соблюдение и исполнение правовых норм. Законность выступает гарантией местного самоуправления, которое осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления, осуществляя контроль за деятельностью их органов и должностных лиц, а также надзор за исполнением законов, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В суд могут быть обжалованы неправомерные действия или принятые решения органов или должностных лиц местного самоуправления. Контроль за соответствием устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ осуществляется при государственной регистрации устава субъектом Федерации;

    - государственная гарантия местного самоуправления. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление в РФ. В соответствии с Конституцией РФ государственные гарантии осуществления местного самоуправления закреплены в ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов РФ. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивает судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

  1. Функции местного самоуправления.

    Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления их деятельности.

    Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, на выполнение которых направлена муниципальная деятельность.

    С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;  
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка; 6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами5.

    - Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.  Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно  быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.  Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

    Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

    В законодательстве нашли закрепление формы осуществления гражданами местного самоуправления. Так в главе 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. определены формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

Информация о работе Муниципальное право