Модели местного самоуправления в зарубежных странах и в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является провести анализ местного самоуправления зарубежных стран: Германии, Японии.
Задача: На основе данных провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3
Глава I. Основные модели местного самоуправления……………… 4
1.1 Англосаксонская модель ………………………………………… 4
1.2 Континентальная модель………………………………………… 5
Глава II. Система МСУ в Германии и Японии……………………... 7
2.1 Муниципальное самоуправление в Германии………………….. 7
2.1.1 Структура органов местного самоуправления……………….. 9
2.1.2 Полномочия органов местного самоуправления и методы муниципальной деятельности………………………………………… 11
2.1.3 Надзор за деятельностью органов местного самоуправления... 17
2.2 Муниципальное самоуправления в Японии……………………… 18
Глава III. Сравнительный анализ организации местного самоуправления в Германии и России…………………………………………………… . 24
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по МП.docx

— 67.66 Кб (Скачать документ)

     Подробное рассмотрение всех направлений деятельности местных органов власти ФРГ позволяет  подвести итоги по проблеме их взаимоотношений  с центром и с землями.

     Перед общинами открывается широкое поле деятельности в рамках полномочий, принимаемых местными “законодательными” органами. В определенной мере эта  деятельность обеспечивается самофинансированием. Вместе с тем для ФРГ характерна большая гармонизация деятельности трех ступеней управления.

     Общины  являются органами опосредованного  государственного управления. На них  лежит обязанность по соблюдению федеральных и земельных законов, и в этой части их деятельность подлежит государственному надзору. 

 

      2.2 Муниципальное самоуправления в Японии 

     3Введение нового основного закона придало новые формы местным органам власти. Прежняя система местного управления, созданная в XIX веке по прусским образцам, отличалась крайним бюрократизмом. Все исполнительные органы местной администрации были подчинены министерству внутренних дел, весьма жёстко контролировавшему их деятельность. Губернаторы префектур и другие крупные чиновники администрации назначались по приказу центра, избиравшиеся населением муниципальные собрания обладали лишь совещательными функциями. Конституция Мэйдзи не содержала вообще никаких упоминаний об организации местной системы управления, оставляя её целиком на произвол императорской власти. Конституция 1947 года, в отличие от предыдущей, содержит специальную главу VIII о местных органах власти. Основным положением является принцип «местной автономии». При органах местной администрации в соответствии с законом учреждаются Собрания в качестве совещательного органа. Главные должностные лица органов местной администрации, члены их Собраний и другие местные должностные лица, которые определены законом, избираются населением, проживающим на территории соответствующих органов местной администрации, путем прямых выборов. Ст. 94 предоставляет «местным общинам» право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом, решать административные вопросы и издавать свои постановления в соответствии с существующими законами. Конституция содержит также оговорку, что ни один закон, относящийся к «местной общине», не может быть издан парламентом без согласия этой общины. Эти положения, устанавливающие новый статут местных органов власти, реорганизовали систему управления префектурами по типу американских штатов Местное самоуправление в Японии осуществляется на двух уровнях: префектуры и поселения. За каждым из уровней закреплена собственная компетенция; вмешательство со стороны каких-либо других уровней и государства не допускается, а если и допускается, то только через суд. Модель местного самоуправления в Японии основана на принципах:

     · формализация принципа разделения властей  на всех уровнях;

     · выборность высшего должностного лица (Мэр, Префект) и представительного  органа;

     · сосредоточение ответственности за проводимую политику и основных рычагов  управления выборного должностного лица;

     · установление единообразной структуры  местного самоуправления;

     · местные автономии;

     · выборности всех должностных лиц  местного самоуправления;

     · право местных органов публичной  власти по управлению своим имуществом;

     · издание своих постановлений  в пределах законов и др.

     Как было сказано выше, в стране существует двухзвенная иерархическая система  территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее -- муниципалитеты, к которым  относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур (43 обычные  префектуры, префектура Токийского столичного округа, входящие в неё две столичные  префектуры -- Осака и Киото, и  остров Хоккайдо образующий провинцию, разделенную на округа). Муниципалитетов  более 3200.

     Правовое  положение всех административных единиц, включая столичный округ, одинаково. Токийский столичный округ делится  на 23 городских района (в них есть избираемые советы и главы районов, о которых более подробно будет  сказано ниже), причём в него входят также города, посёлки и деревни, примыкающие к Токио -- официально весь этот мегаполис называется «Большой Токио».

     Наряду  со столичным округом другие крупные  города (с населением более 1-го миллиона человек) также имеют внутригородские  районы, но в этих районах нет  самоуправления: главы их исполнительных органов назначаются мэрами городов, не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные  округа: финансово-промышленные, корпорации регионального развития и т.д. Их органы, избираемые и делегируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью. Положения об организации  власти на местах по принципу самоуправления (местной автономии) были сформулированы не только в восьмой главе конституции, но и в Законе о местном самоуправлении от 16 апреля 1947 г., который конкретизировал  применение конституционных положений. В течение последующего десятилетия  был разработан и принят целый  ряд специальных законов, обеспечивших и закрепивших дальнейшее развертывание  системы местного самоуправления. В  результате она приняла форму, сохраняющуюся  до настоящего времени, хотя и позже  законы корректировались, отражая изменения  в стране.

     Основными звеньями местной законодательной  власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания (советы). Их количественный состав зависит  от численности населения соответствующих  административных единиц.

     В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов (как профессиональных, так и не освобождённых, т.е. таких, которые совмещают депутатскую  деятельность с другой работой), в  городах и деревнях от 12 до 30. Такие  депутаты не имеют иммунитета. Они  получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских  дел (например, ежегодные доплаты  на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные  поездки в другие префектуры для  изучения опыта работы в размере 380 тысяч йен Около 4 тысяч долларов США.)

     Собрания  возглавляются председателями. Руководство  исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах -- губернаторы, в городах -- мэры, в поселках и деревнях -- старосты. Губернаторы и мэры рассматриваются в качестве органов самоуправления, но в то же время и в качестве органов государства, поскольку ряд функций делегирован им центральными органами. Местные собрания (префектуальные, городские, деревенские) и главы администраций (губернаторы, мэры, старосты) избираются непосредственно населением на 4 года. В компетенцию этих должностных лиц входит созыв собраний на очередные и внеочередные сессии.

     Кроме того, они имеют право вето по отношению к решениям собраний (которое, однако, преодолевается вторичным принятием  решения собранием, квалифицированным  большинством, составляющим 2/3 голосов  от общего числа голосов депутатов  собрания) и право досрочного роспуска собраний (но с обязательным назначением  даты выборов в новое собрание). Префекты могут быть досрочно смещены  премьер-министром, а мэр города и староста деревни -- префектом. Высшие должностные лица общей компетенции  имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов управления (но не правительства) на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат специальным постоянным комиссиям местных собраний.

     Члены этих комиссий избираются собраниями или назначаются главой администрации  с согласия собрания. За деятельностью  органов местного самоуправления и  управления осуществляется жесткий  прямой контроль центральных ведомств. В мелких общинах советы не избираются, там созываются Собрания избирателей (фактически -- жителей). В выборах  местных органов власти имеют  право участвовать лица, достигшие 20 лет и проживающие в данной местности не менее трех месяцев. Голосуя, избиратель не ставит отметок  в бюллетене, а сам вписывает  имена кандидатов в бланк, выбирая  их из общего списка баллотирующихся  кандидатов. Кандидатами в члены  местных собраний могут выдвигаться  лица, достигшие 25 лет, в губернаторы, мэры и старосты -- 35 лет. Причём, хотя индивидуальные кандидаты и избираются по мажоритарной системе относительного большинства, но всё же для избрания им необходимо получить определённый минимум голосов, а именно -- не менее ? от общего числа голосов, признанных действительными. Также закон о  местном самоуправлении предусматривает  ещё несколько довольно специфических  форм прямой демократии для участия  избирателей в управлении административно-территориальными единицами:

     1. Пятая часть избирателей вправе  требовать, чтобы глава местной  администрации (губернатор, мэр,  староста) обратился в местный  представительный орган (собрание, совет) с просьбой принять или,  наоборот, отвергнуть какое-либо (за  исключением вопросов налогообложения  и финансов). Глава местной администрации  должен для этого созвать собрание (совет) на сессию в течение  20-ти дней.

     2. Если должностное лицо, по мнению избирателей, плохо выполняет свои обязанности, пятая часть избирателей может потребовать от главы исполнительной власти данной административно-территориальной единицы обеспечить выполнение данным должностным лицом своих обязанностей.

     3. Не менее трети избирателей могут обратиться в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. Проводится голосование, и собрание распускается, если за это проголосовало простое большинство участвующих в голосовании местных жителей. Главы администраций и другие местные выборные должностные лица могут быть отозваны в таком же порядке. Но отзыв возможен не ранее чем через год после их избрания и вступления в должность. Однако исследования показывают, что на голосование японских избирателей основное влияние оказывают не политические пристрастия, а чувства признательности, родства, иные неформальные связи. Часто места предыдущих депутатов и иных должностных лиц переходят к их родственникам, за которых голосуют избиратели. Часто голосования на выборах глав местных администраций даже не проводится, так как нет соперничающих кандидатов (просто один конкретный кандидат объявляется избранным без голосования). Местным собраниям принадлежит право на принятие постановлений по всем вопросам, не входящим в ведение государства, в том числе по вопросам нормативных актов местного значения, в которых могут предусматриваться и уголовные наказания за их нарушение.

     Сюда  же можно отнести утверждение  и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, важнейшие вопросы  распоряжения местным имуществом и  т.д. Закон предоставляет местным  собраниям право на осуществление  контрольных функций в отношении  исполнительных органов, например, на проверку документации и получение  необходимых отчетов глав и других должностных лиц местной администрации.

     Местное собрание в определенном порядке  может оспорить решение, принятое главой местной исполнительной власти. Более  того, оно может выразить ему недоверие  принятием резолюции большинством в три четверти голосов при  присутствии не менее двух третей членов собрания. В этом случае глава  местной исполнительной власти должен уйти в отставку либо воспользоваться  предоставленным ему правом распустить собрание и назначить выборы его  нового состава. Однако если новое собрание на первом своем заседании подтвердит высказанное недоверие, это решение  будет окончательным.

     На  органы местного самоуправления возлагается  самостоятельное решение чрезвычайно  широкого круга задач. Они должны вносить плановое начало в развитие своих территорий, заботиться о создании и поддержании в хорошем состоянии  необходимой для жизнедеятельности  инфраструктуры (дороги, реки, каналы, жилищное строительство, городское  хозяйство, охрана окружающей среды  и т.п.), заниматься вопросами начального и среднего образования, здравоохранения, содействовать местному предпринимательству (прежде всего мелкому и среднему), поддерживать сельскохозяйственное производство, регулировать трудовые отношения, обеспечивать безопасность жизни и сохранность имущества граждан. Подавляющую часть этих задач выполняют города, поселки, деревни. Префектура как высшее звено местного самоуправления главным образом координирует деятельность муниципалитетов на своей территории и выполняет работы, выходящие за пределы их полномочий. Особенностью является то, что наиболее крупные города могут специальным правительственным указом получать повышенный статус, близкий по полномочиям к префектурам (таких городов 12).

     Что же касается столицы, то она управляется  непосредственно губернатором и  префектурным собранием, но в границах Большого Токио учреждены особые органы местного самоуправления -- столичные  районы, в которых местное население  избирает глав администраций и районные собрания. По своему статусу столичные  районы практически приравнены к  городам.

     Кроме дел, относящихся к функциям местного самоуправления, главам местных администраций  поручается часть работ, относящихся  к компетенции государственных  органов и реализуемых за счет средств государственного бюджета. За выполнение этих работ установлена  весьма жесткая ответственность  глав местных администраций перед  соответствующими министрами кабинета.

     С другой стороны, главы органов местного самоуправления наделены правом приостанавливать или не выполнять распоряжения центральных  ведомств на своих территориях, если они нарушают закон. Законом в  общих чертах определено внутреннее построение органов местного самоуправления и установлен порядок их работы, а также распределение функций  между подразделениями и должностными лицами исполнительной власти на местах. В непосредственном подчинении у  губернаторов находятся префектурные управления. В подчинении у губернаторов и префектурных управлений -- мэры и  старосты, возглавляющие городские, поселковые и деревенские управления. В руках мэров и старост  сосредоточена вся повседневная административная деятельность на местах. Штат всех управлений состоит из профессиональных чиновников. Более детальное решение  организационных вопросов отнесено к компетенции местных органов  самоуправления, которым предписано при исполнении своих дел исходить из стремления к повышению благосостояния местного населения и одновременно к максимальной эффективности при  минимальных затратах.

Информация о работе Модели местного самоуправления в зарубежных странах и в Российской Федерации