Местное самоуправление. Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат

Описание

Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     С появлением норм видов расходов в  местном бюджете их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения их в бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицита местного бюджета.

     Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  1. содержание органов местного самоуправления;
  2. формирование муниципальной собственности и управление ею;
  3. организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  4. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  5. организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ;
  6. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  7. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  8. организация утилизации и обработка бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  9. содержание мест здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  10. организация транспортного обслуживания населения, учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  11. охрана окружающей природной среды на территории муниципальных образований;
  12. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  13. обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения;
  14. содержание муниципальных архивов (Поляк).

     Сбалансированность  бюджета предполагает полное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Превышение  расходов над доходами образует дефицит  бюджета, превышение доходов над  расходами – профицит бюджета.

     Термин  «первичный профицит муниципального бюджета» означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание муниципального долга. При этом обслуживание муниципального долга превышает дефицит бюджета.

     Согласно  российскому бюджетному законодательству, если в процессе составления или  рассмотрении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то необходимо провести сокращение профицита в следующей последовательности:

  1. сократить привлечение доходов от продажи муниципальной собственности;
  2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  3. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
  4. сократить налоговые доходы путем изменения и дополнения налогового законодательства.

     В случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом в  правовом акте о бюджете должны быть обязательно предусмотрены источники покрытия дефицита. Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем его доходов. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. Поступления из источников финансирования местного бюджета направляются на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы только на финансирование расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций. 

     1.3 Муниципальный заказ: принципы  и формы

     Принцип сбалансированности местных бюджетов предусматривает не только рост их доходной части, но и снижение расходов. В этих целях все чаще используют муниципальный заказ, в основе которого лежат социальные нормы (необходимый минимум обеспеченности населения территории важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими социально значимыми услугами).

     Бюджетный кодекс РФ трактует муниципальный заказ  как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.

     Под муниципальными нуждами понимаются обеспеченные за счет средств местных  бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности финансирования муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимые для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. Переданных органам местного самоуправления, федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления.

     Предметом муниципального заказа могут являться работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка ГСМ для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления, в первую очередь для детей и малоимущих слоев населения, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей граждан. Помимо предметного содержания муниципальный заказ включает срок и качество выполнения.

     Через муниципальный заказ должна проходить  подавляющая часть расходов местного бюджета. Муниципальный заказ является способом повышения эффективности расходов бюджета через снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг. Использование системы муниципального заказа позволяет обеспечить приоритетное развитие тех видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами.

     Требование  эффективного управления средствами местных  бюджетов  предполагает составление сводного проекта муниципального заказа, который включает программы и проекты социально-экономического развития данной территории. Часть муниципального заказа, связанная с обеспечением нормального функционирования уже действующих муниципальных образований, финансируется из текущих расходов местного самоуправления, а их развитие – из муниципального бюджета развития. При оплате муниципальных контрактов учитываются имеющиеся финансовые возможности, здесь могут использоваться такие способы оплаты, как: денежная форма, зачет долгов в местный бюджет, исполняющих услуги, предприятий, организация взаимозачетов между поставщиками и заказчиками; использование ценных бумаг.

     Проект  сводного муниципального заказа должен представляться на утверждение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом.

     По  оценкам экспертов, муниципальный  заказ позволяет экономить до 20% бюджетных средств или при  тех же затратах получать для населения  продукцию, работы, услуги более высокого качества. Для повышения эффективности муниципального заказа его размещение должно производиться на конкурсной основе. При выдаче муниципального заказа органы местной власти должны учитывать необходимость жесткого контроля при размещении контрактов, экономного использования бюджетных средств, обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.

     Размещение  заказа может осуществляться:

  1. путем проведения торгов. Формой торгов является конкурс или аукцион, в том числе аукцион в электронной форме;
  2. без проведения торгов, путем:
  • запроса котировок;
  • у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

     Размещение  заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется, как правило, в случаях, если:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с ФЗ от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  • заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;
  • выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;
  • осуществляется оказание услуг органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, а также иными организациями, которые вправе оказывать такие услуги;
  • возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляемых учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством РФ;
  • представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с ч.12 ст.25, ч.12 ст.35, ч.6 ст.46, ч.10 ст. 53 ФЗ №94-ФЗ;
  • только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона;
  • участвовал только один участник аукциона;
  • конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный контракт не заключен в соответствии с ч.1 ст.31, ч.1 ст. 40 ФЗ №94-ФЗ;
  • размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в порядке, предусмотренном статьей 55.1 ФЗ №94-ФЗ;
  • осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • возникла потребность у заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона;
  • осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
  • осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;
  • осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;
  • осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
  • осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами;
  • на товарных биржах и т.п.

     Согласно  ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ «под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта».

     Основным  условием применения запроса котировок  является ограничение цены контракта: «размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала». Также заказчик вправе осуществить размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, если цена муниципального контракта не превышает 500000 рублей.

    Согласно  ст. 43 №94-ФЗ запрос котировок должен содержать следующие сведения:

  1. наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
  2. источник финансирования заказа;
  3. форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
  4. наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;
  5. место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
  6. сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  7. сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
  8. максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг;
  9. место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
  10. срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  11. срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Информация о работе Местное самоуправление. Местный бюджет