Местное самоуправление. Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат

Описание

Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Дементьева  Е.В. гр.75-3

1 Местное самоуправление. Местный бюджет 

     1.1 Система местного самоуправления  в РФ

     Понятие «самоуправление», как и большинство  терминов в социальных науках, не имеет  вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России. Следует отметить, что во Франции соответствующего термина вовсе не существует, и он заменен понятиями «децентрализация» или «муниципальная власть».

     В соответствии со статьей 3 Европейской  хартии местного самоуправления под  местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения. В первоначальной редакции ст. 1 первого российского закона «О местном самоуправлении в РСФСР» местное самоуправление определялось как организация деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность, решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства РФ.

     В настоящее время понятие местное самоуправление можно раскрывать в следующих аспектах.

     Во-первых, местное самоуправление – это  право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование  местными делами. Выше уже приводилось  определение местного самоуправления, содержащееся в Европейской хартии. Из определения видно, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность. В соответствии с частью 2 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В части 1 ст.130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населения вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т.д.), так и опосредованно, через систему органов местного самоуправления.

     Во-вторых, местное самоуправление – это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В части 1 ст.2 ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определялось, что местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

     В-третьих, местное самоуправление – форма  народовластия, т.е. способ осуществления  народом принадлежащей ему власти. В частях 1, 2 ст.3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и  единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В части 1 ст.2 ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» записано, что местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     В-четвертых, местное самоуправление – одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление – это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (неправовых) характеристиках, как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

     В-пятых, местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который  наряду с принципом разделения власти (деление власти по горизонтали) определяет систему управления (деление власти по вертикали). В ст. 12 Конституции РФ указывается, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, о местном самоуправлении говорится в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые в соответствии с частью 1 ст. 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя РФ. (мун.право)

     В России исторически развивались  две формы местного самоуправления – негосударственная и государственная. С середины 19в. до 1890г. Существовало земское и городское самоуправление как негосударственное, сами местные  органы считались общественными, а их выборные руководители не входили в систему государственного управления. Однако после реформ Александра ||| земское и городское самоуправление было преобразовано в систему децентрализованного государственного управления, которое просуществовало до 1917г. После Октябрьской революции развивалась советская партократическая система местного самоуправления, которую в 1993 г., после принятия новой Конституции РФ, вновь сменила концепция негосударственного местного самоуправления.

     В настоящее время Российская Федерация идет по пути становления новой государственности, функционирующей на принципах демократии. В большинстве демократических стран обязательным элементом конституционного строя является местное самоуправление.

     Являясь первичным звеном демократии, местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует гибкую систему управления, хорошо приспособленную к местным условиям и особенностям, способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан.

     В современной России местное самоуправление переживает свое второе рождение. Его традиции, отброшенные в годы Советской власти, возрождаются в новых исторических условиях, преодолевая ряд проблем организационного, правового, экономического характера. Эффективность их разрешения во многом зависит от правильного понимания сущности местного самоуправления его места в демократической системе управления обществом. (МСУ в Р.)

     Действующее законодательство позволяет выбирать любую модель территориальной организации  местного самоуправления с учетом местных географических, политических, культурных, национальных, исторических и других особенностей. В России сформированы территории муниципальных образований всех возможных типов: городские и сельские поселения, сельские округа (сельсоветы, волости и т.п.), районы, двухуровневая организация (район и внутрирайонные муниципальные образования, город и внутригородские муниципальные образования).

     Выбор моделей территориальной организации  местного самоуправления в большинстве  случаев происходил в процессе взаимодействия региональных и местных политических элит, исходя из соотношения имеющихся ресурсов, интересов сторон. В результате установление территорий муниципальных образований нередко было продиктовано политическими целями без учета не только мнения населения, но и принципа максимально эффективного использования функций, реализуемых на уровне местного самоуправления.( уткин)

     Положения современной Конституции РФ и законодательство о местном самоуправлении сформированы на основе Европейской хартии о местном самоуправлении. В соответствии с Конституцией (ст.12) «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». При этом Конституция РФ (ст.72) относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению России и ее субъектов. Это предполагает, что Федеральный закон о местном самоуправлении является рамочным, его установочные положения могут быть развиты в законах о местном самоуправлении, принимаемых субъектами РФ.

     В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом еще в 2003 году были определены важнейшие задачи местного самоуправления:

  1. формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
  2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
  3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
  4. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  5. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  7. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  8. участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
  9. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  10. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
  11. создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  12. организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
  13. создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  14. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
  15. создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
  16. обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
  17. создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
  18. формирование архивных фондов поселения;
  19. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  20. организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
  21. утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
  22. организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
  23. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  24. организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  25. создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
  26. осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  27. создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;
  28. содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  29. организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
  30. осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
  31. осуществление муниципального лесного контроля и надзора;
  32. создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

     При этом указанный перечень задач по ведению местного самоуправления может  быть дополнен федеральными и региональными  законами. Как правило, региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. (Василенко)

     Необходимо  подчеркнуть политические аспекты  деятельности местного самоуправления, назначение которого – выражать и  защищать интересы местного сообщества, регулировать взаимоотношения между различными социальными группами внутри него и развивать взаимоотношение с другими сообществами и с государством.

     Представительный  орган местного самоуправления обладает правом представлять интересы населения  и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     В системе местного самоуправления имеются  штатные должности – муниципальные должности. Эти должности делятся на две категории: выбранные муниципальные должности (политические) и иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

     Муниципальная служба в ФЗ «Об основах муниципальной  службы в РФ» определяется как «профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными».

     Согласно  ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» (ст.3) население осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

     Структура органов местного самоуправления состоит  из четырех основных уровней:

  1. представительного органа муниципального образования;
  2. главы муниципального образования;
  3. местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  4. контрольного органа муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.);
  5. иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Информация о работе Местное самоуправление. Местный бюджет