Местное самоуправление. Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат

Описание

Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     Представительный орган муниципального образования формируется из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

     Высшим  должностным лицом является глава  муниципального образования, который  избирается на муниципальных выборах. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     На  муниципальных выборах происходит формирование контрольного органа муниципального образования. Все результаты проверок, проводимых контрольным органом, публикуются в местной прессе.

     Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 

     1.2 Местный бюджет

     Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. Основное значение муниципального бюджета  состоит в том, что в нем  находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления. (Игонина)

     Понятие «бюджет» можно рассматривать как с экономической, так и с правовой точек зрения.

     В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального  развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.

     Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и в российском законодательстве.

     Так, Европейская хартия местного самоуправления, раскрывая в ст.9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что они имеют право в рамках национальной экономической политике на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

     В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества в ст.4, посвященной  экономическим основам местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами.

     Подобный  подход получил свое отражение в  российском законодательстве при регулировании  этих вопросов.

     Бюджеты муниципального образования являются составной частью финансовой системы РФ. В правовом аспекте бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. (Поляк, с174).

     Формирование  и функционирование системы муниципальных  бюджетов в РФ регулируется следующими законодательными актами: Конституцией РФ, Бюджетным и Налоговыми кодексами  РФ, ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. (с последующими изменениями и дополнениями) и ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

     Поскольку денежным фондом в виде бюджета может  располагать орган власти лишь того поселения, которое имеет статус муниципального образования, то, если муниципальное образование объединяет ряд отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы. При этом все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета. Если в рамках муниципального образования имеются муниципальные образования более низкого порядка право самостоятельно принимать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований, как первого, так и второго уровня.

     К ведению органов местного самоуправления в области бюджетных отношений  согласно ст.9 Бюджетного кодекса РФ отнесены: установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; определение порядка осуществления муниципальных заимствований; осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

     В соответствии с законодательством  органы государственной власти гарантируют:

  • право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направление использования средств местных бюджетов;
  • право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
  • компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия федеральных законов и законов субъектов Федерации.

     Принципы  формирования и исполнения местных  бюджетов в РФ в целом соответствует общим принципам бюджетной системы РФ. Вместе с тем в ходе их реализации должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.

     В соответствии со ст. 28-38 Бюджетного кодекса РФ к основным принципам бюджетной системы РФ относят: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджета, полноту отражения доходов и расходов бюджета, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность бюджета, адрестность и целевой характер бюджетных средств.

     Принцип единства бюджета означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета бюджета. Применительно к бюджету муниципального образования он также означает, что все доходы бюджета должны поступать на единый бюджетный счет и расходоваться с него по регламентированным направлениям.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении и исполнении бюджетов необходимо исходить из задач достижения определенных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объемом средств.

     Принцип гласности требует опубликования утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сообщения о ходе исполнения бюджета в течение года, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также Бюджетного послания Президента РФ.

     Принцип достоверности бюджета провозглашает  надежность, реальность бюджетных показателей  прогноза социально-экономического развития территории.

     Одним из ключевых принципов для муниципальных  бюджетов является принцип самостоятельности, означающий, что они принимаются только соответствующим уровнем власти по его усмотрению без вмешательства извне.

     В соответствии с принципом самостоятельности  органы местной власти обязаны обеспечить объем поступлений финансовых ресурсов в свои бюджеты, достаточный для выполнения закрепленных за ними полномочий по обеспечению потребностей населения территории. При этом местные бюджеты не должны зависеть от доходов бюджетов вышестоящих уровней.

     Под принципом общего покрытия расходов бюджетов подразумевается, что все  расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Важным  принципом, актуальным для муниципальных  образований, является сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. (Игонина, 62)

     Местные бюджеты, как и другие экономические  категории, используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетных отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории; в-третьих, гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования существует не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

     Объективной основой использования местных  бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации  денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

     Основная  задача местного бюджета для любого муниципального образования – финансовая поддержка сохранения признаков муниципального образования в процессе осуществления местного самоуправления.

     Наиболее  наглядно роль местного бюджета прослеживается через его функциональную направленность.

     Роль местных бюджетов заключается в следующем:

  1. в создании финансовой базы для реализации функций органов власти субъектов местного управления. Финансовые ресурсы, собранные в местных бюджетах, также необходимы для создания денежных фондов административно – территориальных образований;
  2. наличие местных бюджетов дает возможность регионам самостоятельно распоряжаться и расходовать финансы на социально-экономические нужды региона, т.е. выделять денежные средства на развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, муниципального жилищного фонда и т.д.;
  3. формирование местных бюджетов дает возможность органам местного самоуправления направлять необходимые финансовые ресурсы на решение стратегических задач, а также осуществлять долгосрочное планирование и вкладывать денежные средства в виде инвестиций в развитие приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы;
  4. в свою очередь развитие и расширение производства приводят к увеличению использования материальных и трудовых ресурсов, а это является одним из эффективных методов борьбы с безработицей на местном уровне.

Информация о работе Местное самоуправление. Местный бюджет