Механизмы управления развитием муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть инструменты управления развитием муниципального образования

Поставленные задачи:
Раскрыть понятие «управление развитием» применительно к муниципальному образованию;
Ознакомиться с содержанием и целями создания Концепции развития муниципалитета;
Рассмотреть сущность целевых программ как основных механизмов управления развитием муниципального образования;
Ознакомиться с опытом муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития;
На примере нашего родного города дать краткое содержание «Стратегии развития города Череповца до 2012 года»;
Познакомиться с действием целевых программ в городе Череповце и последующими результатами от их внедрения.

Объектом работы будет выступать сама экономическая политика региона.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…… 3

1. Механизмы управления развитием муниципального образования ..…… 5

1.1 Управление как основная функция в социально-экономическом развитии муниципалитета ………………………………………………………….……… 5

1.2 Создание механизмов управления через Концепцию развития муниципального образования …………………………………………….……. 8

1.3 Целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования ………………………………………..……….. 12

2. Опыт муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития ………….. 16

3. Механизмы управления развитием города Череповца ……………..….. 19

3.1 Стратегия развития г. Череповца до 2012 г ………………………...……. 19

3.2 Целевые программы и механизмы достижения намеченных целей населения г. Череповец ……………………………………………..…………. 28

Заключение ………………………………………………………………..…… 32

Список литературы ……………………………………………………….…. 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая мун.упр-е.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

     Оценка  возможных последствий

     На  данном этапе производится анализ стратегий  с позиции:

  • достижения ранее сформулированных целей;
  • изменения состояния решаемых проблем территории;
  • возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.

     Оценка  последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегические воздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. При моделировании ситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.

     Выбор оптимальной стратегии

     Производится  сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий.

     Выбор осуществляется с помощью системы  критериев, отражающих:

  • эффективность использования ресурсов;
  • универсальность стратегии, т. е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде;
  • комплексность развития;
  • реализуемость основных функций данного уровня.

     На  данном этапе необходимо предусмотреть  несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются  в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в  тех или иных границах. Следует  провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и соответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности.

     Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.

     Принятая  стратегия должна служить основой  для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений  по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.

     В целом, концепция развития должна содержать  стратегию долгосрочного развития и ее краткое обоснование, эффективность их функционирования, этапы реализации стратегии.

     По  действующему законодательству план развития муниципального сектора экономики должен включать:

  • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
  • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
  • программу приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
  • сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного или муниципального сектора экономики. Исполнительные органы местного самоуправления могут разрабатывать долгосрочные целевые программы, которые подлежат утверждению соответствующим представительным органом местного самоуправления. Перечень долгосрочных целевых программ формируется в соответствии с приоритетами, определяемыми прогнозами социально-экономического развития.

     Долгосрочная  целевая муниципальная программа, предлагаемая к утверждению и  финансированию за счет бюджетных средств, должна содержать технико-экономическое  обоснование, прогноз ожидаемых  результатов реализации программы, наименование органа местного самоуправления — заказчика указанной программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, а также другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения. 

     1.3 Целевые программы  как механизмы  управления развитием  муниципального образования

      

     Грамотно  разработанная концепция развития существенно облегчает разработку и принятие конкретных целевых программ развития муниципального образования, которые являются важнейшим механизмом реализации задач социально-экономического развития. Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации. По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.

     По  назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.

     Проблемные  муниципальные целевые программы  могут разрабатываться по разным направлениям:

  • создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
  • нормативно-правовые преобразования;
  • формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
  • оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • содействие реформированию промышленности;
  • развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
  • развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.

     Программа создания благоприятного инвестиционного  и предпринима-тельского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).

     Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают  урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

     Социальные  программы могут включать: развитие и техническое переоснащение  объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т. д.

     Экологические программы могут предусматривать  проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду. Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера. При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.

     По  срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3— 5 лет) и долгосрочные (10-15 и более лет) целевые программы. По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные целевые программы. По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбирают комиссией после утверждения программы и объемов ее финансирования. Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития.

     Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.

     Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.

     При реализации муниципальных целевых  программ могут использоваться:

  • средства федерального и регионального бюджетов;
  • средства местного бюджета;
  • собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, боты, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.)
  • средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а так же под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
  • другие внебюджетные источники финансирования.

     Участие в разработке и реализации целевых  программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы.

 

     2. ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В СОЗДАНИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

     Программные положения в сфере экономики и финансов предусматривают: реформу местного самоуправления, бюджетную реформу, налоговую реформу, совершенствование финансовой политики.

     Рассмотрим  приоритеты и отдельные результаты осуществления таких реформ на примере  ряда регионов и муниципальных образований страны. Следует отметить, что при проведении названных реформ органы государственной власти и местного самоуправления делают акцент на эффективное использование муниципальной собственности и на бюджетирование, ориентированное на результат. При этом в каждом регионе фокусируют внимание на ограниченном перечне направлений развития и составляющих механизма управления процессами социально-экономического развития муниципальных образований.

     Так, в Иркутской и Мурманской областях развитие муниципальных образований связывается с разработкой программы государственной поддержки развития муниципальных образований.

     В Ставропольском крае заметное внимание уделено механизму управления комплексным  социально-экономическим развитием  муниципальных образований, обеспечивающим, в том числе, привлечение ресурсов к работе по развитию территорий. В качестве основного механизма позиционированы среднесрочные программы муниципалитетов, которые рассматриваются в качестве составной части региональной программы, являющейся основой взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления для решения общей цели - повышения качества жизни населения.

Информация о работе Механизмы управления развитием муниципального образования