Механизмы управления развитием муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть инструменты управления развитием муниципального образования

Поставленные задачи:
Раскрыть понятие «управление развитием» применительно к муниципальному образованию;
Ознакомиться с содержанием и целями создания Концепции развития муниципалитета;
Рассмотреть сущность целевых программ как основных механизмов управления развитием муниципального образования;
Ознакомиться с опытом муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития;
На примере нашего родного города дать краткое содержание «Стратегии развития города Череповца до 2012 года»;
Познакомиться с действием целевых программ в городе Череповце и последующими результатами от их внедрения.

Объектом работы будет выступать сама экономическая политика региона.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…… 3

1. Механизмы управления развитием муниципального образования ..…… 5

1.1 Управление как основная функция в социально-экономическом развитии муниципалитета ………………………………………………………….……… 5

1.2 Создание механизмов управления через Концепцию развития муниципального образования …………………………………………….……. 8

1.3 Целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования ………………………………………..……….. 12

2. Опыт муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития ………….. 16

3. Механизмы управления развитием города Череповца ……………..….. 19

3.1 Стратегия развития г. Череповца до 2012 г ………………………...……. 19

3.2 Целевые программы и механизмы достижения намеченных целей населения г. Череповец ……………………………………………..…………. 28

Заключение ………………………………………………………………..…… 32

Список литературы ……………………………………………………….…. 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая мун.упр-е.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

     Ключевыми задачами политики развития города Южно-Сахалинска определены: наращивание собственных  источников формирования местного бюджета за счёт развития малого бизнеса, эффективного использования муниципальной собственности и земельных участков, размещения муниципального заказа, активизация инвестиционной деятельности частных предпринимателей, в том числе, иностранных.

     Администрация города Владимира разработала и  внедрила модель анализа бюджетных  показателей и информационной прозрачности. Ее использование даёт возможность  работникам администрации составлять прогнозы, основываясь на данных за предыдущие периоды, а так же анализировать ежемесячные бюджетные показатели. С помощью данной модели можно также анализировать различные долговые показатели и оценить возможность муниципального образования обслуживать и погашать долги. Эта модель даёт возможность группировать налоговые поступления, делать поправки на инфляцию, рассчитывать различные подушевые показатели, а так же процентные изменения за различные годы.

     Нижний  Новгород является одним из первых городов, в котором используется компьютерная система анализа финансового состояния местных органов власти, ранее уже применявшаяся администрациями многих городов США и адаптированная для использования в российских экономических условиях. Она связывает центральный финансовый департамент с финансовыми департаментами восьми районов.

     В администрации города Смоленска  ведутся работы по совершенствованию  муниципальной геоинформационной  системы (МГИС.) Она выступает эффективным  средством автоматизации всех задач, оперирующих пространственной (географической) информацией. К ним относятся: ведение земельного кадастра, градостроительного кадастра, планирование индивидуального и централизованного жилищного строительства, размещение промышленных предприятий, торговых точек, развитие и оптимизация транспортной сети, экологический мониторинг и др..

     Заметим, что целесообразность ведения электронных  реестров и кадастров неоднократно отмечалась федеральными органами власти, существует ряд соответствующих  федеральных программ, утвержденных Президентом Российской Федерации  и Председателем Правительства. Экономическую целесообразность применения МГИС в задачах управления территорией подтверждает опыт многих городов и регионов России - Новгорода, Сургута, Обнинска, Таганрога и др.

     Применение  современных компьютерных технологий и методов анализа информации позволит повысить степень вовлечённости  граждан в процесс принятия решений  по управлению городом и реализовать  свое право на получение достоверной  информации со всех уровней государственной и муниципальной власти, что в полной мере соответствует Федеральному закону от 20.02.95 № 24-ФЗ (ред. 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» и Постановлению Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства РФ и Федеральных органов исполнительной власти», «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», введенной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р.

 

      3. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЕМ  

     ГОРОДА  ЧЕРЕПОВЦА 

     Город Череповец считается, по мнению жителей, экономическим форпостом и Вологодского региона, и Северо-Запада России. Сейчас Череповец — это экономически мощный город, инвестиционно привлекательный, виден динамизм, присущий городу. В развитии города много таких значимых дат, которые говорят о заботе городских и областных властей как раз о развитии социальной инфраструктуры, о том, чтобы жизнь в Череповце становилась все более комфортной.

     Без преувеличения можно сказать, что  практически каждому горожанину небезразлично будущее города. Каким  Череповец в действительности станет в перспективе, во многом зависит  от горожан, органов городского самоуправления, предприятий и организаций. Их согласованные действия, направленные на формирование будущего облика города, - условие поступательного и сбалансированного развития Череповца. В связи с этим органы городского самоуправления рассматривают в качестве важнейшей задачи построение механизма стратегического партнерства горожан, органов власти, предприятий, организаций и общественных объединений в управлении городом. 

     3.1 Стратегия развития  города Череповца  до 2012 года 

     Поскольку город уже давно столкнулся с  тем, что решать возникающие проблемы приходится ограниченными ресурсами, то был сделан вывод о необходимости разработки долгосрочной стратегии устойчивого развития.

       На состоявшейся с 29 сентября  по 3 октября 2003 года общегородской  конференции «Стратегия развития  города Череповца до 2012 года» прошло обсуждение возможных стратегических направлений развития города и выбран генеральный сценарий развития. Главной целью развития города до 2012 года является:

    1. устойчивое развитие города Череповца на основе лидерских позиций бизнеса, созданных условий для реализации лидерских качеств горожан, а также лидерства в городском управлении;
    2. повышение качества жизни горожан как результат такого развития.

     Развитие  должно быть устойчивым. Это означает, что городская система должна улучшаться не только в ближайшее время, но и в более длительной перспективе. Ресурсы города должны быть использованы так, чтобы город постоянно сохранял потенциал своего развития. Будущие поколения должны получить город, способный к дальнейшему развитию. Развитие города должно основываться на устойчивом положении городского бизнеса, которое в свою очередь берет свои корни в лидирующих позициях предприятий Череповца. Именно от бизнеса по всему городу будут распространяться инновации, импульсы развития.

     Другим  важным источником развития предприятий является человеческий капитал. Только люди, обладающие чертами лидеров, смогут сохранить и упрочить лидирующее положение бизнеса. Городская власть в свою очередь должна создавать благоприятные условия для проживания. При этом условия проживания должны быть конкурентоспособными по сравнению с другими городами. Это потребует проявления лидерских качеств и в области городского управления. Для успешного развития города необходимо устойчивое партнерство власти, бизнеса и общества. Поэтому механизм социального партнерства должен быть важным элементом будущего развития города. 
 
 

     Стратегическое  направление 1- Лидеры в бизнесе

     Цель  стратегического направления –  формирование условий для устойчивого  развития бизнеса города, сохранения лидирующих позиций предприятий города на соответствующих рынках.

     Направление 1.1. - Кадровый потенциал XXI века

     Цель  направления – формирование кадрового  потенциала, соответствующего требованиям  нового тысячелетия, а также потребностям бизнеса города. Создание системы прогнозирования потребности в кадрах и информирования населения. Организация подготовки кадров под конкретные рабочие места по заявкам работодателей. Формирование единой городской системы образования. Улучшение связей между работодателями и учебными заведениями города. Проведение профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений. Привлечение мигрантов, в особенности квалифицированных работников, извне. Работа над внешним имиджем города.

     Направление 1.2. - Благоприятная  деловая среда для малого бизнеса

     Цель  направления – создание условий  для количественного и качественного  развития малого бизнеса города. Формирование механизма финансово-кредитной и  инвестиционной поддержки. Формирование условий имущественной поддержки  малого предпринимательства. Развитие системы консалтинговых, юридических и бухгалтерских услуг. Поддержка начинающих предпринимателей Поддержка создания и последующего развития Череповецкой торгово-промышленной палаты.

     Направление 1.3. - Новая экономика 

     Цель  направления – создание условий для диверсификации экономики города, создания новых отраслей. Поиск и поддержка новых направлений экономической деятельности. Адаптация молодых менеджеров на новых направлениях деятельности

     Направление 1.4. - Проектная работа с бизнесом

     Цель  направления – адресная поддержка  отдельных проектов бизнеса.

     Направление 1.5. – Туризм

     Цель  направления – количественное и  качественное развитие въездного туризма. Изучение спроса со стороны туристов и разработка мероприятий по обеспечению  их объектами показа. Создание привлекательного для туристов образа, имиджа города.

     Развитие  инфраструктуры приема иногородних  туристов. Повышение квалификации туристических  кадров.  

     Стратегическое  направление 2 - Активное местное сообщество, обладающее лидерскими качествами.

     Цель  стратегического направления –  создание условий для реализации лидерских качеств горожан, формирования активного местного сообщества.

     Направление 2.1. - Череповец - здоровый город

     Цель  направления – повышение ожидаемой  продолжительности жизни горожан. Приоритетное развитие профилактической медицины и оздоровления населения посредством физкультуры и спорта. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование у населения потребности в здоровом образе жизни. Охрана материнства и детства. Разработка и внедрение программ оздоровления детей и подростков. Профилактика заболеваний, имеющих наибольшую долю в структуре смертности жителей города (болезни системы кровообращения, травмы и другие последствия внешних воздействий, новообразования). Профилактика инфекционных и социально значимых заболеваний. Оптимизация мощности и сети ЛПУ.

     Направление 2.2. – Человеческий потенциал

     Цель  направления – содействие реализации человеческого потенциала (непрерывное  образование, культурное развитие). Организация  работы с детьми и подростками по воспитанию правовой, экономической, экологической, культуры, культуры поведения, целенаправленное развитие качеств личности, способствующих адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Развитие информационных и управленческих технологий в экономике, бизнесе, образовании, здравоохранении и т.п. Развитие досуговой деятельности для детей и подростков. Создание системы поддержки одаренных детей и подростков. Уход от знаниевой направленности выпускников путем формирования социальной, информационной, предметно-деятельной компетенции выпускника школы. Создание условий для развития непрерывного образования. Реализация программ, направленных на сохранение наиболее ценных памятников истории и культуры, и включение их в активный оборот.

     Направление 2.3. - Молодежная политика

     Цель  направления – стимулирование активного  участия молодежи в социальной и  экономической жизни города. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание молодежи. Поддержка молодой семьи. Содействие экономической самостоятельности, занятости и профориентации молодежи.  

     Стратегическое  направление 3 – Эффективная  власть, лидеры в  городском управлении.

     Цель  стратегического направления –  осуществление эффективного управления городом.

     Направление 3.1. - Землепользование

     Цель направления – эффективное землепользование за счет рациональной планировки. Расширение городской черты. Корректировка генерального плана города. Разработка проектов детальной планировки.

     Направление 3.2. - Финансовое здоровье города

     Цель  направления – оптимизация процесса планирования и исполнения бюджета. Повышение обоснованности и точности бюджетного планирования. Проведение инвентаризации бюджетной сети с оценкой эффективности её использования, проведение инвентаризации обоснованности созданных муниципальных учреждений. Привлечение средств федерального, регионального бюджетов и других источников для долевого финансирования.

     Направление 3.3. - Муниципальное  имущество

     Цель  направления – оптимизация использования  городского земельно-имущественного комплекса. Проведение анализа эффективности использования муниципальной собственности и совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом. Продажа зданий, сооружений и оборудования, высвобождаемого в связи с рационализацией деятельности муниципальных предприятий, учреждений и органов управления. Приватизация муниципальных предприятий, деятельность которых непосредственно не связана с исполнением полномочий органами местного самоуправления. Создание условий для выкупа владельцами зданий, сооружений, предприятий, земельных участков, на которых расположены указанные объекты. Формирование и продажа в собственность земельных участков для строительства под конкретную цель.

     Направление 3.4. - Внедрение системы  управления городом  на основе сбалансированных целевых показателей

Информация о работе Механизмы управления развитием муниципального образования