Механизм управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:37, реферат

Описание

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Работа состоит из  1 файл

управление качеством.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Механизм  управления качеством

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством  продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Механизм  управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:

прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и 
качества продукции; 
планирование повышения качества продукции; 
нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; 
разработка и постановка продукции на производство; 
технологическая подготовка производства; 
организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; 
обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; 
контроль качества и испытания продукции; 
профилактика брака в производстве; 
внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.; 
сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств; 
стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества; 
внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции; 
технико-экономический анализ изменения качества продукции; 
правовое обеспечение управления качеством продукции; 
информационное обеспечение управления качеством продукции; 
материально-техническое обеспечение качества продукции; 
метрологическое обеспечение качества продукции; 
специальная подготовка и повышение квалификации кадров; 
организационное обеспечение управления качеством продукции; 
технологическое обеспечение управления качеством продукции; 
финансовое обеспечение управления качеством продукции.

Для характеристики механизма управления качеством  продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (рис. 3.6). К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

В состав специальных подсистем механизма  управления качеством продукции  входят подсистемы стандартизации, испытаний  продукции, профилактики брака в  производстве, аттестации и сертификации.

Обеспечивающие  подсистемы механизма управления качеством  продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

Состав  механизма управления качеством

Сущность  всякого управления заключается  в выработке управленческих решений  и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управляющие решения вырабатываются на основании  сопоставления информации о фактическом  состоянии управляемого процесса с  его характеристиками, заданными  программой (прогнозом, планом) управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной  задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые

отвечают  четко определенным потребностям, сфере  применения или назначения; 
удовлетворяют требованиям потребителя; 
соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; 
отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; 
предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; 
направлены на получение прибыли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этапы разработки и важные для каждого этапа действия по управлению качеством.

Этап 1 - планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции

Говоря простым  языком, на этом этапе мы должны понять:

- что хочет  потребитель (или что нужно  рынку) от продукции

- каковы цели  разработки (что хотим получить  в конце разработки).

Обычно разработка начинается с понимания того, чего ожидает потребитель от заказанной нам продукции (голос потребителя). В случае инициативной разработки (голос рынка) мы сами предугадываем, что нужно потребителям на рынке, не имея конкретного заказа.

Проблема заключается  в том, что потребители говорят  с нами на языке «использования продукта», то есть потребительских свойств («небольшая кнопка зеленого цвета»). Нам, как производителю, необходимо перевести это определение в «RAL №…, диаметр…, из ПЭВД производства…».

В ходе перевода и могут возникнуть первые проблемы. Наша задача правильно перевести  ожидания потребителей в технические характеристики продукции. Подробней об анализе требований потребителя можно прочитать здесь.

Мы собираем (отчеты):

– общую информацию или «голос потребителя» (данные по исследованию рынка, накопленная информация о гарантиях и качестве, опыт разработчиков);

– стратегию  бизнес-плана и маркетинга;

– данные о показателях  продукции/процессов конкурентов;

– предположения  о продукции/процессах;

– данные по исследованию надежности продукции;

– информацию от конкретных потребителей  

и на основе анализа  всего этого получаем (отчеты, планы):

–  цели разработки;

– цели по надежности и качеству;

– предварительный перечень сырья и компонентов;

– предварительная  карта потока процесса (схема производства);

– предварительный  перечень ключевых характеристик продукции  и процессов;

– план обеспечения  качества продукции  (перечень точек, где и как проверяем свойства продукции и процесса).

Итак, в конце  первого этапа у нас есть четкое понимание того

- что мы хотим  разработать,

- как мы будем  осуществлять разработку (участники,  сроки),

- как будет  выглядеть наша продукция и  как мы собираемся её производить.   

Этап 2 – проектирование и разработка продукции

На этом этапе  мы должны разработать технические  требования к продукции (длина, высота, вес, и т.п.). То есть перевести требования потребителя на свой внутренний язык, понятный нашему производству. Также  мы пробуем на этом этапе получить образцы продукции и проверяем соответствие полученных образцов разработанной документации на продукцию.

На основе планов и отчетов с предыдущего этапа  мы создаем (отчеты):

– анализ рисков продукции;

– обеспечение  технологичности и собираемости (допуска);

– проекты ТУ, спецификации на продукцию или конструкцию;

– создание опытного образца и плана управления для  него (перечень точек, где и как  проверяем свойства образца)

– технические  чертежи (включая математические данные);

– технические  требования;

– спецификации сырья (предварительные требования к комплектующим и сырью);

- изменения чертежей  и технических требований;

– новые требования к оборудованию, инструменту и  оснастке;

– ключевые характеристики продукции и процессов;

– требования к  контрольно-измерительному и испытательному оборудованию;

– заключение об осуществимости проекта.  

Итак, в конце  второго этапа у нас есть:

- опытный образец  продукции

- документация, в которой написано, как мы  его делаем 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значение  повышения качества

По мере развития экономических реформ в  России все большее внимание уделяется  качеству. В настоящее время одной  из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы  качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества.

Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась  на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда.Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров.Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество.

Значение  качества продукции состоит в  том. что только качественная продукция  открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении  качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

Различного  рода конкурсы с присуждением их победителям  почетных наград широко используются в мировой практике.

В России функционирует Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции. В декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовало 68 предприятий, руководители которых первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 7% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.

Информация о работе Механизм управления качеством