Формы участия населения в местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;
- изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список используемой литературы…………………………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Формы участия населения в местном самоуправлении - курсовой - Стадухина.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

    Территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами посредством собраний и конференций, а также органов территориального общественного самоуправления (советов, комитетов микрорайонов и др.) на основе Положений об организации территориального общественного самоуправления, принимаемых представительными органами местного самоуправления.

    Организация и деятельность местного самоуправления в области регулируются федеральными законами, Уставом Тюменской области, законами области, автономных округов, а также уставами муниципальных образований, подлежащими государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

    Устав муниципального образования принимается  представительным органом местного самоуправления или непосредственно  населением муниципального образования.

    Органы  государственной власти области  и автономных округов не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, в том числе принимать решения, выходящие за пределы их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, законами области и округов.

    Уменьшение  доходов и дополнительные расходы  местных бюджетов, возникшие в  результате решений органов государственной  власти области или автономных округов, принятых в пределах их компетенции, должны быть компенсированы органами государственной власти области и автономных округов в порядке и в сроки, устанавливаемые одновременно с принятием соответствующего решения.

    Органы  и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов  государственной власти области  и автономных округов, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, вправе предложить органам, принявшим данное решение, компенсировать соответствующие расходы или отказаться от выполнения таких решений.

    Права местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти области и автономных округов.

    Органы  и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд, арбитражный  суд иски о признании недействительными  актов органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы населения муниципальных образований, а также права органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Органы  государственной власти, предприятия  и организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед населением муниципального образования, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием населению муниципального образования, в порядке, установленном законодательством.

    Органы  государственной власти области принимают и осуществляют программу поддержки местного самоуправления в области с целью оказания содействия населению области в реализации права на самоуправление.

    Официальные предложения органов и должностных  лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.

    Органы  местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями Тюменской области  с передачей необходимых для  их осуществления материальных и  финансовых средств. Реализация государственных  полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом области, подконтрольна органам государственной власти области. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.

    Споры и конфликты между органами государственной  власти Тюменской области, органами государственной власти автономных округов и органами местного самоуправления рассматриваются согласительными  комиссиями, создаваемыми на паритетных началах Уставным судом области, иными судебными органами в соответствии с их компетенцией.

     Таким образом, задачей местного самоуправления является реализация совместных интересов жителей в различных муниципальных образованиях по вопросам местного значения.

     Вопросы местного значения можно разделить на несколько групп:

     1. Вопросы, связанные с обеспечением  собственной организации и деятельности:

     - принятие и изменение уставов  муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

     - владение,   пользование   и   распоряжение   муниципальной собственностью;

      - местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.

     2. Вопросы, по поводу которых имеются прямые указания на осуществление деятельности («содержание», «использование», «охрана», «строительство», «благоустройство» и т.п.):

     - содержание и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений;

     - содержание муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

     - содержание   муниципальных   учреждений   здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия  населения;

     - охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

     - содержание муниципальных предприятий  энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

     - муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного значения;

     - благоустройство и озеленение  территории муниципального образования;

     - сохранение памятников истории  и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

     - содержание муниципальной информационной  службы;

     - обеспечение противопожарной безопасности  в муниципальном образовании.

     3. Вопросы, по которым предоставлены  полномочия по нормативному правовому регулированию («регулирование»):

     - регулирование планировки и застройки  территорий муниципальных образований;

     - регулирование использования водных  объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

     4. Вопросы, в решении которых  органы местного самоуправления  наделены организационными функциями («организация»):

     - организация муниципальных учреждений  дошкольного, основного общего и профессионального образования;

     - организация   муниципальных   учреждений   здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия  населения;

     - организация муниципальных органов  охраны общественного порядка;

     - организация муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

     - организация снабжения населения  и муниципальных учреждений топливом;

     - организация утилизации и переработки  бытовых отходов;

     -организация  ритуальных услуг и содержание  мест захоронения;

     - организация и содержание муниципальных архивов;

     - организация   транспортного   обслуживания   населения   и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

     - организация муниципальной информационной  службы;

     - организация муниципальной пожарной  службы.

     5. Вопросы, по которым органы местного самоуправления наделены функциями содействия («создание условий для»):

     - создание условий для жилищного  и социально - культурного строительства;

     - создание условий для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

     - создание условий для деятельности  учреждений культуры в муниципальном образовании;

     - создание условий для деятельности  средств массовой информации муниципального образования;

     - создание условий для организации  зрелищных мероприятий;

     - создание условий для развития  физической культуры и спорта  в муниципальном образовании.

     6. Вопросы, по которым органы  местного самоуправления наделены правом участвовать в общегосударственных делах:

     - контроль за использованием земель  на территории муниципального образования;

     - обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

     - участие   в  охране   окружающей  среды  на  территории муниципального образования.

     Полномочия местного самоуправления или законодательно закрепленные за ним права по решению вопросов, входящих в его компетенцию вопросов реализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований Тюменской области, во-вторых, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области. 

2.2. Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени) 

     Территориальное общественное самоуправление (ТОС) занимает особое место в системе местного самоуправления, так как является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории.

     Формы самоорганизации граждан, хотя и  определялись согласно некоторых общих  принципов, но применялись в муниципальных  образованиях по-разному. Руководствуясь данными законами, Тюменская городская Дума уже в 1996 году принимает Положение «О территориальном общественном самоуправлении в г. Тюмени»,1 что, в свою очередь, явилось основой для принятия в последующем решений, предусматривающих временный порядок регистрации органов ТОС (февраль 1997 г.) и передачу им отдельных полномочий администрации города (декабрь 1997 г.).

     К настоящему времени на территории г. Тюмени решениями Тюменской городской Думы определены 35 территорий для деятельности органов ТОС, что составляет около 30% всей территории города Тюмени, , на 25 из определенных территорий были созданы органы ТОС. Это значит, что более 27% жителей города на сегодня имеют возможность обращаться в свои органы территориального общественного самоуправления по любым волнующим их вопросам.

     Порядок организации и осуществления общественного территориального самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством.

     Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями г. Тюмени непосредственно (собрания, сходы, конференции), через объединения жителей   и через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты и т.д.).

     Границы микрорайонов, жилищных комплексов, улиц, кварталов устанавливаются Тюменской городской Думой в соответствии с историческими, архитектурными, культурными социально-экономическими и другими требованиями, а также с учетом мнения жителей данных территорий.

     В отличие от местного самоуправления, ТОС:

     - не имеет властных полномочий (общественное самоуправление), хотя  и может наделяться распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;

     - не носит обязательного характера  (на какой-то части территории  муниципального образования оно может быть, а на другой нет);

     - не имеет законодательно установленного  перечня решаемых вопросов и может выбирать их применительно к местным условиям;

     - может быть разно- и многоуровневым (микрорайон, квартал, дом внутри  квартала, подъезд в доме и  т.д.);

     - может заниматься или не заниматься  хозяйственной деятельностью и, соответственно, иметь или не иметь статус юридического лица, устав и иную атрибутику.

Информация о работе Формы участия населения в местном самоуправлении