Формы участия населения в местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;
- изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список используемой литературы…………………………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Формы участия населения в местном самоуправлении - курсовой - Стадухина.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА

 
 
 

Курсовая работа 

По дисциплине: Муниципальный менеджмент 

Тема: Формы участия населения в местном самоуправлении  
 
 

                    ВЫПОЛНИЛ:

                    Студент  3 курса

                    Спец. ГМУ (уск. з/о)

                    Стадухина Н.В.

                    ПРОВЕРИЛ:

                                                                             Андрейкин В. Г. 
 

Тюмень 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого  волеизъявления населения на местном  уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия  населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список  используемой литературы…………………………………………… 46

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В соответствии со статьей 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

     Таким образом, население может участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы в литературе приводится классификация демократии, в рамках которой называют:

     1) консультативную (митинговую) демократию - дает широкие возможности участия населения в управленческом процессе, но реального влияния на сферу принятия решения нет, как нет и ответственности за принятые решения;

     2) представительную демократию - позволяет гражданам участвовать в создании представительных органов через существующую избирательную систему. Влияние несоизмеримо больше (через депутатский корпус), но так же не определена ответственность за принятые решения;

     3) прямую демократию – предполагает  значительные возможности для  непосредственного участия граждан в процессе принятия решений причём окончательных.

     Необходимо  констатировать, что самой природе  самоуправления больше отвечают формы  непосредственного народовластия, такие, как референдум, выборы, сходы.

     И. В. Выдрин, А. Н. Кокотов выделяют следующие виды непосредственного волеизъявления на местах: самозаявление гражданами своих запросов; самореализация гражданами собственных запросов; участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленческих функций; контроль со стороны граждан за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.

     Анализируя  внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы  участия населения в местном  самоуправлении:

     1)  местный референдум;

     2) опрос граждан, плебисцит;

     3) местные выборы (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права);

     4)  наказы избирателей;

     5) отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;

     6) голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

     7) собрания, сходы, конференции граждан;

     8) территориальное общественное самоуправление;

     9) массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и др.);

     10) обращение в органы местного самоуправления;

     11) правотворческая инициатива;

     12) публичные слушания;

     13) деятельность в представительных органах местного самоуправления;

     14) осуществление муниципальной службы;

     15)  иные формы. 

      Актуальность  темы данной курсовой работы заключается  в том, что, любая власть сильна тогда, когда она в решении вопросов опирается на мнение граждан. В полной мере это относится к органам местного самоуправления. И чем больше разнообразных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, тем более структурировано местное сообщество, а значит, более полно реализуются в решениях местных органов самоуправления интересы жителей.

     Проблема, решаемая в данной курсовой работе - проблема функционирования ТОС (на примере г. Тюмени).

     Цель  данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на  местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

     - раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;

     - изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;

     - проанализировать проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени).

      Методологической  основой курсовой работы явилась  нормативная, законодательная, специальная  периодическая литература по вопросам организации местного самоуправления. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ПРЯМОГО  ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ  НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 

    1. Местный референдум как высшая форма народовластия
 

     Референдум  представляет собой одну из форм непосредственного  выражения народовластия. Посредством  реализации этого института населению муниципального образования предоставляется возможность самостоятельно принимать решения по значимым вопросам. Однако нельзя утверждать, что это наиболее часто используемый и эффективный способ решения проблем местного уровня1. значимо его можно назвать факультативным инструментом осуществления местного самоуправления.

     Местные референдумы проводятся во многих странах, в том числе тех, где общегосударственные  референдумы никогда не проводились (в Канаде, США и др.). Широкое распространение местные референдумы в России получили в конце 1980-х – начале 1990-х гг. В 1995 – 1996 гг. они активно использовались для принятия уставов муниципального образований. В 1996 – 1998 гг. активность проведения местных референдумов связана со становлением местного самоуправления. В последние годы местные референдумы касались вопросов территориального устройства, об организации местного самоуправления в данном муниципальном образовании, его органах, об изменении границ муниципальных образований, о программах развития муниципального образования, о возможности строительства объектов, опасных для окружающей среды, о приобретении в собственность крупных объектов или их продаже и иных вопросов.

     Организация и проведение референдумов в России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми актами. Основные положения содержатся в Федеральном законе №67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Детально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муниципальных образований.

     В соответствии с ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ местный референдум проводится в целях решения населением вопросов местного значения. Таким образом, местный референдум — это голосование граждан, постоянно проживающих в том муниципальном образовании, где он проводится, по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции местного самоуправления. Суть местного референдума – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Отсюда предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

     При этом ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ определяет открытый перечень вопросов местного значения поселения. Муниципального района, городского округа. Органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ). Необходимо отметить, что согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в отличие от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. некоторые вопросы уже не могут быть предметом местного референдума (например, принятие устава муниципального образования).

     По  содержанию выносимых на решение  местного сообщества вопросов местные  референдумы делятся на:

     1) референдумы, определяющие формы  осуществления местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления путем принятия устава муниципального образования;

     2) референдумы, определяющие изменение  границ административно-территориального  деления и муниципальных образований;

     3) референдумы, решающие проблемы социально-экономического характера (планы и программы развития территорий, изменения профиля объектов и предприятий муниципальной собственности, отчуждение муниципальной собственности и т.д.).

     Федеральный закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской  Федерации» называет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:

     1) о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий органов  государственной власти субъекта  РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления  ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

     2) о персональном составе органов  государственной власти субъекта  РФ, органов местного самоуправления;

Информация о работе Формы участия населения в местном самоуправлении