Формы участия населения в местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;
- изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список используемой литературы…………………………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Формы участия населения в местном самоуправлении - курсовой - Стадухина.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

       Итоги муниципальных выборов  подлежат официальному опубликованию  (обнародованию)1. официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления осуществляется в течение 2 месяцев со дня голосования. 

1.3. Сходы граждан 

     Сход  граждан – форма непосредственного  участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. Этот институт дает возможность гражданам непосредственно высказывать свои мнения и выражать волю по вопросам местного значения.

     Процедура их созыва и проведения регламентируются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со статьей 25 Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, т. е. правом избирать, как оно определено для выборов органов местного самоуправления законами соответствующих субъектов РФ на основе федерального избирательного законодательства.

     Сход  граждан осуществляет полномочия представительного  органа муниципального образования, в  том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

     Сход  граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей  поселенцев численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

     О времени и месте проведения схода  граждан, вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через средства массовой информации. Исходя из полномочий схода граждан и его роли в решении вопросов местного значения законодатель предусматривает обязательность участия в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления.

     На  сходе граждан избирается выборное должностное лицо – глава данного  муниципального образования (или иное выборное лицо), которое считается  избранным, если за него проголосовало  более половины граждан, принимающих  участие в сходе граждан и обладающих избирательным правом.

     Избранный сходом граждан глава муниципального образования подотчетен ему и  может быть отозван сходом граждан  в порядке, определенном уставом  муниципального образования.

     Решение схода граждан принимается открытым или тайным голосованием. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Решения, принятые на сходе граждан, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, могут потребовать издания нормативного правового акта. Орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

     Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок официального опубликования (обнародования) решений, принятых на сходе граждан, определяется законодательством субъекта РФ.

     В ряде субъектов этот вопрос решается следующим образом: решения, принятые на сходе граждан, доводятся до сведения населения главой муниципального образования через средства массовой информации или иными доступными способами не позднее чем в 10-дневный срок со дня принятия решений. 
 

1.4. Территориальное общественное самоуправление 

     В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) занимает особое место в системе местного самоуправления, так как является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории.

     В настоящее время примерно в 40 субъектах  Российской Федерации приняты законы о ТОС. Кроме того, отдельные нормы, регулирующие общие вопросы территориального общественного самоуправления, содержатся в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

     Федеральным законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

     Анализ  понятия системы территориального общественного самоуправления позволяет сделать несколько выводов. Законодатели ряда регионов вводят не только понятие «органы территориального общественного самоуправления», но и «органы общественной самодеятельности». Зачастую происходит смешение понятий: система местного самоуправления и система территориального общественного самоуправления. Например, такие формы, как собрания, сходы и опросы, могут являться элементами и системы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.

     В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российском Федерации»  ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС.

       Федеральном законом «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации установлено, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

     В Законе закрепляется, что органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) НПА представительного органа муниципального образования.

     Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС.

     Принцип самостоятельности предполагает, во-первых, самостоятельное определение жителями системы и структуры органов  ТОС, во-вторых, свободу действий при  осуществлении собственных инициатив  по любому вопросу местного значения (который не исключен из компетенции органов ТОС и не отнесен к компетенции иных органов), в-третьих, финансово-экономическую самостоятельность органов ТОС, которые вправе формировать и исполнять собственный бюджет.

     Принцип ответственности означает возможность наступления неблагоприятных последствий в случаях принятия органами ТОС противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления органами ТОС своих полномочий и т.п. Ответственность органов ТОС может наступить как перед жителями (в случае утраты доверия), так и перед органами местного самоуправления и органами государственной власти (в случае нарушения законодательства).

     Кроме того, некоторыми законами субъектов  РФ устанавливаются дополнительные принципы осуществления территориального общественного самоуправления.

     В Федеральном законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся требования, предъявляемые  к содержанию устава территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут. В соответствии с Законом в уставе ТОС устанавливаются:

     1) территория, на которой оно осуществляется;

       2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

     3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочии органов территориального общественного самоуправления; 4) порядок принятия решений;

     5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

     6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

     Как уже говорилось ранее, другими элементами системы территориального общественного самоуправления являются собрания и конференции. На основании статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

     К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

     1) установление структуры органов ТОС;

     2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

     3) избрание органов ТОС;

     4) определение основных направлений деятельности ТОС;

     5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

     6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

     В Федеральном законе 2003 г. впервые обозначены функции органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления:

     1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

     2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

     3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

     4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

     Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) НПА представительного органа муниципального образования1.

     В завершении необходимо отметить, что  территориальное общественное самоуправление – добровольная форма самоорганизации граждан, т.е. где – то она может быть и не востребована. Территориальному общественному самоуправлению как социальному феномену присущи такие признаки, как добровольность, самоуправленческая природа, территориальный принцип организации, представительский характер.

Информация о работе Формы участия населения в местном самоуправлении