Формы участия населения в местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;
- изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список используемой литературы…………………………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Формы участия населения в местном самоуправлении - курсовой - Стадухина.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

       Территориальное общественное самоуправление является наиболее популярной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на самоорганизации граждан по их местожительству. Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление, обусловлена тем, что ТОС призвано способствовать воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества населения с органами власти.

     В социальном плане на территориальное  общественное самоуправление также  возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия населения в решении вопросов местного значения в состоянии охватить весь объем проблем, возникающих в муниципальных образованиях. 

1.5. Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне  

     В отличие от досрочного отзыва депутата парламента, который в подавляющем большинстве стран невозможен (применяется только в странах тоталитарного социализма), отзыв депутатов муниципального представительного органа (совета) и главы муниципальной администрации (иного выборного должностного лица) применяется во многих странах, в том числе в России. Такая возможность предусмотрена федеральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Федеральный закон предусматривает возможность отзыва депутатов и выборных должностных лиц муниципального образования, основания и порядок отзыва регулируются законами субъектов РФ. В качестве оснований для отзыва названы нарушение Конституции, законов, устава муниципального образования, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, действия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица, игнорирование прав и законных интересов жителей соответствующей территории и др.

     Отзыв производится практически в том  же порядке, в каком проводятся местные выборы. Вопрос об отзыве может возбудить любой избиратель (отзыв проводится только по инициативе населения). Основанием для отзыва являются только конкретные противоправные действия (бездействие) депутата, выборного должностного лица, подтвержденные в судебном порядке. После возбуждения вопроса об отзыве проводится собрание, на котором создается инициативная группа численностью не менее пяти избирателей. Протокол собрания с требованием отзыва и список инициативной группы передаются для регистрации в окружную избирательную комиссию (того же округа, где проводились выборы). Затем инициативная группа приступает к сбору подписей в поддержку инициативы об отзыве депутата, выборного должностного лица. Если речь идет о депутате, сбор подписей осуществляется в том округе, где он был избран. При отзыве выборного должностного лица сбор подписей осуществляется на всей территории муниципального образования (оно составляло единый избирательный округ). Необходимо собрать не менее 5% подписей избирателей в поддержку предложения об отзыве, но конкретный процент устанавливается законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований. В разных субъектах РФ он составляет в среднем от 5 до 15% общего числа избирателей (соответственно округа или муниципального образования), есть и иные требования. Подписи необходимо собрать в течение определенного времени (обычно 30 дней), так как состояние неопределенности не может продолжаться долго.

     Инициативная  группа, собрав подписи (если соберет), представляет подписные листы в избирательную комиссию, та уведомляет депутата или выборное должностное лицо об этом и направляет в представительный орган муниципального образования требование о проведении голосования об отзыве. Если последний считает, что все требования закона соблюдены, он назначает в определенный срок (через 15-30 дней) дату голосования об отзыве. Отзываемому должна быть предоставлена возможность дать избирателям свои объяснения. Депутат или выборное должностное лицо считаются отозванными, если за это проголосуют не менее половины избирателен муниципального образования1.

     Правотворческая инициатива – новый институт непосредственной демократии. Это право группы граждан - жителей муниципального образования выступить с проектом местного правового акта по вопросам, входящим в компетенцию органов данного муниципального образования. Для его осуществления такое право должно быть предусмотрено уставом муниципального образования. Для реализации народной правотворческой инициативы нужно подготовить письменный текст, требуется собрать определенное число подписей избирателей, оно не может быть установлено более 3% избирателей муниципального образования.

     Проекты правовых актов, подготовленные населением, изменения и дополнения к действующим актам вносятся в орган местного самоуправления. Внесение проекта акта в виде народной правотворческой инициативы не влечет за собой обязанности органа местного самоуправления принять акт. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования (если проект обращен к нему) обязаны, лишь рассмотреть такой акт.

     Акт, внесенный в порядке правотворческой  инициативы, может относиться к компетенции  представительного органа, главы  муниципального заседания. В любом  случае инициатором проекта должна быть обеспечена возможность изменения своей позиции при рассмотрении проекта. Если проект относится к компетенции представительного органа, он должен быть рассмотрен на его открытом заседании. В любом случае проект должен быть рассмотрен в течение трех месяцев со дня его внесения. Отказ принять внесенный акт следует мотивировать, но сам по себе отказ не влечет никаких юридических последствий. Обжаловать в суд его нельзя.

     К народной правовой инициативе примыкают  предложения граждан на заседаниях о принятии или изменении тех или иных актов представительного органа местного самоуправления. На этих заседаниях могут присутствовать граждане и в соответствии с некоторыми уставами с разрешения председательствующего они вправе вносить коллективные и индивидуальные предложения (обычно это делается в устной форме), однако у председательствующего нет обязанности предоставить слово в этом случае. Если порядок правотворческой инициативы граждан не урегулирован актами муниципального образования или субъекта РФ, должны применяться правила федерального закона.

     Публичные слушания и собрания граждан. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы администрации. На таких слушаниях обсуждаются проекты правовых актов по вопросам местного значения. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься проекты устава муниципального образования, предложения об изменении устава, проекты бюджета и отчет о его исполнении, программы развития муниципального образования, вопросы о преобразовании муниципального образования. Необходимо заранее оповестить жителей о предстоящих публичных слушаниях, организовать заблаговременное ознакомление с проектами актов, выносимых на обсуждение.

     Для обсуждения вопросов местного значения и информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, а также для осуществления ТОС на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Поскольку такие собрания проводятся лишь на части муниципального образования (обычно по участкам ТОС), они не имеют решающих полномочий. Собрания созываются по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. На собраниях могут приниматься обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, избираться лица, уполномоченные представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Если собрание проводится по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, то оно может принимать решения, не только по вопросам, отнесенным уставом ТОС к его компетенции. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления с направлением в адрес организаторов собрания письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

     Полномочия  собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок избрания делегатов и проведения конференции определяется уставом муниципального образования, другими правовыми актами его представительного органа1.

     Конференция граждан (собрание делегатов)- это также форма непосредственного участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования уставом ТОС, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан. Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.

     Как уже говорилось, порядок организации  и проведения собраний сходов, конференций  в настоящее время на уровне субъектов  Российской Федерации регулируется законами о местном самоуправлении и законами об общих собраниях (сходах) граждан. Такие специальные законы уже приняты примерно в 50 субъектах Российской Федерации. На муниципальном уровне эти вопросы регулируются уставами муниципальных образований, положениями о собраниях, сходах, конференциях граждан1.

     Опрос – самостоятельный институт непосредственной демократии. Опрос жителей муниципального образования проводится с целью выявления мнения жителей соответствующих территорий и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Отличительная черта этого института состоит в том, что его результаты носят рекомендательный характер.

     В опросе участвуют жители муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом.

     Мнение  жителей, участвующих в опросе, оформляется  через опросный лист, который должен содержать формулировку вынесенного  вопроса и варианты ответа на него, фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес местожительства опрашиваемого. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения. Адреса местожительства, серии и номера паспорта, номера телефона,  также даты подписания  и регистрирования органом местного самоуправления или органом субъекта территориального общественного самоуправления.

     В зависимости от характера выносимого на опрос вопроса инициаторами проведения опроса являются:

     1) представительный орган муниципального  образования или глава муниципального  образования – по вопросам местного значения;

     2) орган государственной власти  субъекта РФ – для учета  мнения граждан при принятии  решений об изменении целевого  назначения земель муниципального  образования для объектов регионального  и межрегионального значения.

     Опрос как форма осуществления местного самоуправления предусмотрен в ряде субъектов РФ на законодательном уровне. Более детально порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

     По  результатам исследования, проведенного в первой главе данной курсовой работы, сделаем следующий вывод.

     Практика  современного развития местного самоуправления свидетельствует о том, что успешное решение вопросов местного значения прямо зависит от ряда факторов. Среди них в числе основных можно выделить наличие институтов непосредственной демократии – форм участия населения в решении вопросов местного значения.

     Законодательство  Российской Федерации устанавливает достаточно широкий спектр форм осуществления населением местного самоуправления. Рассмотренные формы осуществления народом своей власти является наиболее важным элементом института местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

2.1. Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области 

     Основные  начала организации местного самоуправления в Тюменской области регулируются Уставом Тюменской области (№6 от 30.06.1995 г.).

     Местное самоуправление в Тюменской области  гарантируется Конституцией Российской Федерации и осуществляется на всей территории области в поселениях, муниципальных районах и городских  округах.

     Местное самоуправление в пределах своих  полномочий обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.

    Местное самоуправление в области осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации, области и автономных округов как непосредственно - путем  выборов, местных референдумов, собраний (сходов), так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов и др.).

    Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной власти области.

    Структура и организационные формы местного самоуправления определяются населением муниципального образования самостоятельно с учетом общих принципов организации  местного самоуправления, установленных  федеральным, областным и окружным законодательствами.

    Местное самоуправление осуществляется населением посредством сходов, выборными органами местного самоуправления или в иных формах.

Информация о работе Формы участия населения в местном самоуправлении