Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач:
1. Анализ исходной социально-экономической ситуации в районе. Географическое положение и природные ресурсы.
2. Выявление основных проблем и перспектив развития муниципального образования
3. Разработка миссии и основных целей социально-экономического развития муниципального образования.
4. Характеристика стратегического выбора муниципального образования

Содержание

Введение……………………………………………………………………............. 3
Глава 1 Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования……………………………………………….....…5
1.1 Разработка стратегии развития муниципального образования…….....…5
1.2 Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………..8
1.3 Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………………………………………………………..10
Глава 2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе....……………………………………………………………………………13
2.1 Стартовые условия и оценка………………………………………………13
2.1.1 Историческа справка……………………………………………………..13
2.1.2 Общая характеристика……………………………….…………………..14
2.1.3 Анализ социально-экономической сферы района……………………………………………………………………………....15
2.2 Анализ внешних факторов развития МО……………….……………...….21
2.3 «Точки роста» Порховского района…………………………………….....27
Глава 3 Формирование концепции социально экономического развития Порховского района……………………………………………………………….40
3.1 Стратегический выбор и приоритеты развития Порховского муниципального района…………………………………………………….……..41
3.2 Стратегические цели и ключевые направления деятельности администрации Порховского муниципального района…………………….….. 41
3.3 Механизм реализации концепции социально-экономического развития Порховского муниципального района ………………………………….………..52
3.4 Организация управления и контроля за выполнением Стратегии социально-экономического развития……………………………….……...….….54

Заключение…………………………………………………………….……………56
Список использованной литературы...……………………

Работа состоит из  1 файл

5558Формирование стратегического выбора.docx

— 146.93 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Псковский государственный  университет

 

Факультет управления и экономики

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: Стратегическое управление муниципальными образованиями

Тема: «Формирование стратегического  выбора на примере МО «Порховский район»

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

Выполнила: студентка 6 курса

заочной формы  обучения

группы 101602

специальность 080504

Гринько В.С.

 

 

 

Руководитель: Григорьева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков 2012

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………............. 3

Глава 1    Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования……………………………………………….....…5

     1.1  Разработка стратегии развития муниципального образования…….....…5

     1.2 Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………..8

     1.3 Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………………………………………………………..10

Глава  2    Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе....……………………………………………………………………………13

    2.1 Стартовые условия и оценка………………………………………………13

    2.1.1 Историческа справка……………………………………………………..13

    2.1.2 Общая характеристика……………………………….…………………..14

   2.1.3   Анализ социально-экономической сферы района……………………………………………………………………………....15

   2.2  Анализ внешних факторов развития МО……………….……………...….21

   2.3 «Точки роста» Порховского района…………………………………….....27

Глава 3     Формирование концепции социально экономического развития Порховского района……………………………………………………………….40

   3.1 Стратегический выбор и приоритеты развития Порховского муниципального района…………………………………………………….……..41

   3.2 Стратегические цели и ключевые направления деятельности администрации Порховского муниципального района…………………….….. 41

   3.3   Механизм реализации концепции социально-экономического развития Порховского муниципального района ………………………………….………..52

   3.4 Организация управления и контроля за выполнением   Стратегии социально-экономического развития……………………………….……...….….54

 

Заключение…………………………………………………………….……………56

Список использованной литературы...…………………………............................59

Приложение 1...…………………………………………….…………….…..…….61

 

 

                                        

Введение

 

Переход к рыночной экономике в  России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются  в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента  переносятся на практику муниципального управления. Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе .

Задача стратегических программ: привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить его конкурентными  преимуществами на региональном, федеральном  и международном уровнях.

Планирование развития района, особенно долгосрочное, основывается на тщательном анализе, прогнозе и вероятностной оценке всего комплекса внутренних и внешних условий, моделировании развития событий для последующего принятия решений. Одной из наиболее существенных особенностей стратегического планирования развития муниципальных образований в рамках рыночной экономики является высокий уровень внешней и внутренней неопределенности.

Во-первых, он обусловлен сложной внутренней структурой самого района. С одной стороны, это «общественная» сфера — муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальный жилищный фонд. Данные объекты находятся в муниципальной собственности, что определяет их прямое управление со стороны муниципального образования.

Во-вторых, он обусловлен разнообразием  и динамичностью внешних факторов развития. Сюда относится множество  позиций, которые на региональном, страновом, общемировом уровне определяют сложный комплекс политических, экономических, социальных, экологических и многих других «внешних» условий развития района.

Еще одной особенностью современного этапа развития является озвучивание  в настоящее время государственными и частными инвесторами намерений  о реализации в среднесрочной  и долгосрочной перспективе большего количества крупных инвестиционных проектов.

В случае реализации проектов в обозначенные сроки появляются значительные риски  нехватки ресурсов (материальных и  трудовых) и мощностей инфраструктуры. Анализ общей социально-экономической  ситуации в России показывает, что  уже в среднесрочной перспективе  ключевым ограничением развития станут трудовые ресурсы.

В современных условиях рыночных отношений перед органами местного самоуправления Порховского района стоит задача согласования интересов всех субъектов муниципального образования, что даст возможность эффективно развиваться району.

Целью данной работы является совершенствование  системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.

Для достижения поставленной цели по совершенствованию  системы стратегического планирования необходимо было решение следующих  задач:

1. Анализ исходной социально-экономической ситуации в районе. Географическое положение и природные ресурсы.

2. Выявление основных проблем и перспектив развития муниципального образования

3. Разработка миссии и основных целей социально-экономического развития муниципального образования.

4. Характеристика стратегического выбора муниципального образования

Объект  исследования – стратегическое планирование в муниципальном     образовании  Порховский район.

Предмет исследования – показатели социально-экономического развития Порховского района.

 

Глава 1. Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования

 

    1. Разработка стратегии развития муниципального образования

 

Для того, чтобы добиться качественного повышения управленческой деятельности необходимо наряду с решением оперативных, тактических задач разработать стратегию развития муниципального образования. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуются при принятии управленческих решений. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив, выяснению тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

Стратегическое планирование и  управление развития территории муниципального образования обеспечивает единство действий, осуществляемых на разных уровнях  системы управления, и степень  мобильности, отвечающую темпам изменений  среды деятельности муниципального сообщества. Чтобы достичь такого единства, нужно сформировать систему  представлений, обладающих двумя основными  характеристиками:

а) достаточно высокой степенью общности, необходимой для того, чтобы она  могла непротиворечиво вместить в себя вопросы и представления, возникающие и работающие на различных  уровнях управления, существующих в  территориальной организации местного сообщества, с одной стороны, и  представления об условиях и обстоятельствах, в которых происходит ее деятельность, с другой;

б) возможностью превращать эти представления  в понимание того, какие конкретные действия надо осуществлять на разных уровнях управления.

Стратегический план развития муниципального образования - управленческий документ, который содержит взаимосвязанное  изложение таких вопросов, как:

1) цели развития муниципального  образования;

2) пути достижения поставленных  целей;

3) потенциальные возможности муниципального  образования, реализация которых  позволяет достичь успехов;

4) методы организации движения  по избранным направлениям;

5) ресурсы, необходимые для достижения  поставленных целей;

6) способы использования ресурсов .

Такой план позволяет органам местного самоуправления, населению и другим организациям действовать совместно, предвидя и опережая основные изменения  в структуре занятости, технологии производства и территориальной  среды. Он создает новые инструменты, направляющие и стимулирующие развитие муниципального образования. Стратегический план - это документ не только местной  администрации, но и всех других субъектов  муниципальных правоотношений. Он представляет собой инструмент стратегического  партнерства, механизм определения  и осуществления эффективных  стратегий во всех сферах жизни муниципального образования. Это работа по формированию представлений о смысле и назначении деятельности территориальной организации  местного сообщества и превращению  этих представлений в ориентиры, необходимые для осуществления  конкретной управленческой работы по достижению социально значимых целей  развития территории муниципального образования.

Ключевой исходной точкой стратегического  планирования является формирование представлений  о смысле и назначении организации  местного самоуправления. Эти представления  оформляются в ключевых инструментах стратегического планирования - миссии и целях. В миссии формулируются  фундаментальные представления  о смысле жизнедеятельности местного сообщества. Цели могут быть с учетом этого самыми разными: увеличение доходов населения, эффективное управление муниципальной собственностью, освоение новых рынков, изменение имиджа и др.

Чтобы перейти к стратегическому  планированию прежде всего необходимо понимание необходимости изменений, осознание того, что наряду с оперативным - тактическим управлением и планированием важно и стратегическое. Понимание формирует набор субъектов стратегического управления и способы организации взаимодействия между ними.

После достижения определенного понимания  и в зависимости от него формулируются  принципы стратегической деятельности и определяются приоритеты развития, которые должны быть связаны с  повышением качества жизни населения. В связи с тем, что качество жизни - характеристика относительная  и сравнительная, анализ проблем  и состояния муниципального образования  проводится на основе сравнения его  базовых характеристик с другими. В рамках этой работы формируется  установка на усиление сильных сторон, и превращение слабых сторон в сильные. Следует особо выделить проблемы в реализации вопросов местного значения, которые находят наибольшую поддержку населения.

Разработка стратегического плана муниципального развития состоит из следующих этапов:

1) анализ ресурсов и условий  развития;

2) составление прогноза;

3) формирование концепции развития  муниципального образования;

4) обсуждение концепции;

5) разработка целевых программ  по стратегическим направлениям;

6) сведение целевых программ  в стратегический план с оценкой  затрат, потребностей в привлечении  средств и эффекта от реализации;

7) разработка графика выполнения  стратегического плана с указанием  исполнителей;

8) обсуждение и утверждение стратегического плана

    1. Нормативно правовая база разработки концепции социально экономического развития муниципального образования

 

     Новая редакция Федерального Закона «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 3 мая 2011 г. N 88-фз)  содержит требования к формированию территорий муниципальных образований и определению структур органов местного самоуправления, существенно отличающиеся от соответствующих положений прежней редакции названного закона. Если ранее субъекты российской федерации имели возможность устанавливать территории муниципальных образований практически без каких-либо ограничений, разделять или не разделять вопросы местного значения, доходные источники местных бюджетов, объекты собственности между муниципальными образованиями по собственному усмотрению, то в новой ситуации устанавливаются обязательность наличия нескольких категорий муниципальных образований (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа); вопросы местного значения, относящиеся к компетенции каждой из категорий муниципальных образований; требования к формированию территорий муниципальных образований; принципы и механизмы определения структур органов местного самоуправления и разделения компетенции между ними.

Информация о работе Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»