Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач:
1. Анализ исходной социально-экономической ситуации в районе. Географическое положение и природные ресурсы.
2. Выявление основных проблем и перспектив развития муниципального образования
3. Разработка миссии и основных целей социально-экономического развития муниципального образования.
4. Характеристика стратегического выбора муниципального образования

Содержание

Введение……………………………………………………………………............. 3
Глава 1 Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования……………………………………………….....…5
1.1 Разработка стратегии развития муниципального образования…….....…5
1.2 Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………..8
1.3 Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………………………………………………………..10
Глава 2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе....……………………………………………………………………………13
2.1 Стартовые условия и оценка………………………………………………13
2.1.1 Историческа справка……………………………………………………..13
2.1.2 Общая характеристика……………………………….…………………..14
2.1.3 Анализ социально-экономической сферы района……………………………………………………………………………....15
2.2 Анализ внешних факторов развития МО……………….……………...….21
2.3 «Точки роста» Порховского района…………………………………….....27
Глава 3 Формирование концепции социально экономического развития Порховского района……………………………………………………………….40
3.1 Стратегический выбор и приоритеты развития Порховского муниципального района…………………………………………………….……..41
3.2 Стратегические цели и ключевые направления деятельности администрации Порховского муниципального района…………………….….. 41
3.3 Механизм реализации концепции социально-экономического развития Порховского муниципального района ………………………………….………..52
3.4 Организация управления и контроля за выполнением Стратегии социально-экономического развития……………………………….……...….….54

Заключение…………………………………………………………….……………56
Список использованной литературы...……………………

Работа состоит из  1 файл

5558Формирование стратегического выбора.docx

— 146.93 Кб (Скачать документ)

    Инвестиции

   На территории района начата совместная работа с промышленными предприятиями района и области. (Приложение №1)

    В Порховском районе Псковской области откроется завод по производству топливных гранул (пеллеты), которые можно применять как экологически чистое биотопливо для электростанций и котельных. Новое производство разместится в окрестностях Порхова, в деревне Тосныборки. Отметим, что запуск нового производства позволит создать дополнительно в Порховском районе 50–80 рабочих мест, что соответствует разработанной в администрации области концепции программы «Развитие торфяного и других местных видов топлива на 2010 — 2014 годы».

    С 2007 года начата совместная работа   инвесторов из торговой компании «Ами Трейд» с ОАО "Маслосырзавод Порховский". В 2009 году установлена и введена в эксплуатацию автоматическая линия производства сыров мощностью до 200 тонн молока в сутки, на которой возможно производить продукт в трех разных форматах с различными способами формования, аналогов которой в России нет. Для законченного цикла переработки молока создан цех по переработке сыворотки, в котором установлена и введена в эксплуатацию установка распылительной сушки. Инновационные изменения, происшедшие с заводом за последние годы, позволили представить потребителям новый бренд – «Аланталь».

     Так же крупным игроком является Совхоз Шелонский - эффективно работающее хозяйство, расположенное в Полонской волости Порховского района Псковской области, производящее более 3500 тонн свинины в живом весе.

     Налажена переработка произведенного мяса: совхозный колбасно-коптильный цех выпускает до 700 тонн колбасных изделий и копченостей в год. Реконструируется консервный цех. Рентабельность реализованной продукции составляет 8—12 процентов.

     Число работников совхоза - 550 человек. Совхоз принимает активное участие в проводимых ярмарках и занимает призовые места. Продукция совхоза очень популярна в Псковской области и за её пределами.

Широко известен за пределами области промышленный гигант района "СИЗМА" (ОАО), Порховский известковый завод.

     Сельское хозяйство

    Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, население) в январе-сентябре 2012 года в действующих ценах, по расчетам, составил 409,55 млн. рублей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства  всех сельхозпроизводителей к январю-сентябрю 2011 года составил 100,8 процента.

    Растениеводство

    Завершилась уборка урожая сельскохозяйственных культур. В хозяйствах всех категорий, по расчетам, намолочено 2,49 тыс. тонн зерна (в первоначально-оприходованном весе), накопано 5,75 тыс. тонн картофеля, собрано 1,76 тыс. тонн овощей открытого и защищенного грунта.

    Животноводство

    На конец октября 2012 года поголовье скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло  : крупного рогатого скота 8110 в т.ч.-коров 4124 (голов),овец 2557 (голов),свиней 26500 (голов),птицы 19974 (голов).

     В сельскохозяйственных организациях, по расчетам, на конец октября 2012 года по сравнению с соответствующей датой 2011 года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 7 процентов, коров – на 5,6 процента, увеличилось поголовье свиней в 2,4 раза, овец и коз – на 58,3 процента.

     В январе-октябре 2012 года в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 1,66 тыс. тонн, молока – 8,112 тыс. тонн.  

    В сельскохозяйственных организациях, по расчетам, по сравнению с январем-октябрем 2011 года производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 5,2 процента, молока – на 4,6 процента, яиц уменьшилось на 37,2 процента.

    Надои молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях (без субъектов малого предпринимательства) в январе-октябре 2012 составили 4256   килограммов против 3409 килограммов в январе-октябре 2011 года.

   К началу ноября 2012 года обеспеченность скота кормами в расчете на 1 условную голову скота в сельскохозяйственных организациях (без субъектов малого предпринимательства) составила 9,9 центнера кормовых единиц.

    Жилищно-коммунальная сфера, благоустройство и транспорт

    Производственная и финансовая деятельность многоотраслевых муниципальных унитарных предприятий Порховского района  направлена на устойчивое и бесперебойное обеспечение населения, учреждений социальной сферы района и прочих потребителей услугами теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, уборки придомовых территорий и улиц, вывозу бытовых отходов, на повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обеспечение котельных топливом,  предупреждение аварийных ситуаций на объектах ЖКХ, устранение неисправностей внутридомовых систем и оборудования по заявкам жителей.

    Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  обслуживают объекты муниципальной  собственности и по заключённым   договорам с хозяйствами и  предприятиями района других  форм собственности, расположенные  более чем в 500 населённых пунктах  Порховского  района. Общая площадь жилого фонда - 633,5 тыс. кв. в т.ч. площадь муниципального фонда - 46,7 тыс. кв.м.

    Через территорию района проходят значимые авто (Санкт- Петербург – Великие Луки; Псков- Великий Новгород)и железные дороги. Порхов является значимым железнодорожным узлом.

    В 2012 году достигнуты определённые положительные результаты улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства, состояние этой отрасли остаётся сложным. Основными целями дальнейшей работы жилищно-коммунального хозяйства являются: повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Рынки товаров  и услуг.

     В розничной торговле крупными и средними организациями населению продано товаров на 345269,3 тыс. рублей. Физический объем продажи по сравнению с январем-сентябрем 2011 года увеличился на 16 процентов.

 Объем  платных услуг населению составил, по оценке, 152458 тыс. рублей и  увеличился по сравнению с  тем же периодом 2011 года на 21,6 процента, Услуг бытового характера  оказано населению на 10223 тыс.  рублей (125,6% к уровню января-сентября 2011 года).

    Уровень жизни

     Оплата труда. Номинальная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям в сентябре составила 5012,1 рубля и возросла по сравнению с соответствующим равнению с соответствующим периодом 2011 года на 40,3 процента.

   Занятость населения. В сентябре 2012 года среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях района составила 6,2 тыс. человек и по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 1 процент.

    Демографическая ситуация в районе характеризуется устойчивым сокращением численности  населения. Численность населения на 01.01.2011г. составила 24,6 тысяч человек.

    В январе-августе 2012 года в отличие от соответствующего периода 2011 года наблюдалась миграционная убыль. За этот период число прибывших в районе составило 154 человека, а выбывших -178 человек.

    Демографическая ситуация в Порховском районе характеризуется сокращением численности населения в силу превышения смертности над рождаемостью.  

   Уровень жизни населения Порховского района остаётся низким.

    Занятые граждане Порховского района в основном работают на крупных и средних предприятиях района, а также в торговле и сфере услуг. Средняя номинальная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям района в 2011 году составила 9536,5 руб., в 2012 году-9965 руб.

В 2012 году по сравнению с 2010 годом общий объём  социальных выплат возрос в 1,3 раза. Доля пенсионеров на протяжении рассматриваемого периода уменьшается в среднем  на 1,4%. Средний размер пенсий по району за 2010-2012 годы вырос в 1,6 раза.

    Образование

     За последние 10 лет система образования Порховского района значительно изменилась. Всего в районе функционируют 16 образовательных учреждений с количеством обучающихся 1931, 10 дошкольных образовательных учреждений с контенгентом детей более 520, два учреждения дополнительного образования.

     Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных школ без совместителей с учетом дополнительных услуг в 2012 году увеличилась на 0,7 раза по сравнению с 2009 годом и составила 13800 рублей.

     В школах реализуется предпрофильная подготовка в 9 классе.

 

 

 

 

 

    2.2 Внешние и внутренние факторы.

 

      Перспективы развития Порховского МО во многом зависят от внешних факторов и условий, которые формируются вне его границ, имеют преимущественно объективный по отношению к нему характер, и оказывают существенное влияние на процессы, протекающие внутри района.

    Наиболее значимые внешние факторы и тенденции, которые будут влиять на развитие МО, систематизированы следующим образом (таблица 1)

Таблица 1

Тенденции создающие благоприятные возможности и потенциальные опасности

Благоприятные возможности (О)

Потенциальные угрозы(Т)

Возможности развития за счет повышения  конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики МО:

- привлечение инвестиций в экономику  МО при реализации мероприятий  по повышению инвестиционной  привлекательности:

-повышение конкурентоспособности  продукции, товаров и услуг  муниципальных товаропроизводителей, за счет модернизации основных  фондов и перехода на современное  оборудование.

Возможности использования  преимуществ географического положения, природных условий и территории:

-получение государственной (в  т.ч. федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории МО:

благоустройство сельских населенных пунктов;

строительство очистительных сооружений;

-повышение эффективности  развития  сельского хозяйства, в том  числе животноводства и садоводства:

разведение  репродуктивного  мясного  направления,

развитие растениеводства интенсивного типа;

- содействие в организации  торговых мест на рынках города  по реализации собственной продукции  сельхозтоваропроизводителям;

 

-развитие современного  туристического бизнеса, привлечение  туристов и отдыхающих:

- строительство объектов  образования;

-привлечение инвестиций  в жилищное строительство для  удовлетворения спроса со стороны  жителей МО;

- разработка Правил землепользования  и застройки .

Возможности межрегионального и международного сотрудничества:

-  реализация межрегиональных  проектов, в том числе  туристических;

-использование трудовых  ресурсов за счет миграционного  притока из других регионов  России и стран СНГ;

-развитие международных  связей, стимулирование создания  на территории МО иностранных  и совместных предприятий.

Угрозы, связанные с недостаточной  конкурентоспособностью экономики  МО:

- неготовность большинства  предприятий МО к работе по  правилам ВТО;

 

Угрозы, связанные  с отраслевыми диспропорциями в  экономике города:

-диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители – риск снижения конкурентоспособности сельхозпроизводства;

- угроза оттока квалифицированных  кадров из АПК и утери технологий  и традиций сельскохозяйственного  производства.

 

Угрозы демографического характера:

-рост смертности населения  в трудоспособном возрасте при  общем старении населения –  угроза увеличения демографической  нагрузки на работающее население.

 


 

    Для более четкого и системного представления о процессе развития муниципального образования следует выделить основные факторы, оказывающие влияние на его развитие. Целесообразно разделить эти факторы на внутренние и внешние (Таблица 2) :

Таблица 2

Внутренние факторы

Внешние факторы

1. Политика органов местного самоуправления  муниципального образования

1. Федеральное и региональное законодательство  влияющие на жизнедеятельность  и перспективы развития муниципального  образования

2. Функционирование общественных  организаций муниципального образования

2. Элементы федеральной и региональной  политики

3. Деловая активность в муниципальном  образовании

3. Ценовая и тарифная политика  естественных монополий

4. Значительный экономический потенциал  муниципального образования

4. Диспаритет цен на готовую сельскохозяйственную продукцию

5. Наличие сырьевой базы в муниципальном  образовании

5. Государственная поддержка развития  отдельных секторов экономики  и социальной сферы

6. Функционирование различных видов  экономической деятельности в  муниципальном образовании

6.  Потенциальная заинтересованность  инвесторов

7. Состояние и уровень развития  социальной инфраструктуры муниципального  образования

7. Востребованность ресурсов


 

На основе оценки исходной социально-экономической  ситуации муниципального образования  для обеспечения всестороннего  учета местной специфики, анализа  внутренних и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования, определения конкурентных преимуществ  и проблем, тормозящих прогрессивное  движение, негативных моментов и тенденций, проведен анализ социально-экономического развития муниципального образования  «Порховский район».

Уникальность, конкурентные преимущества, которые  должны быть использованы для перспективного развития муниципального образования  «Порховский район», и ключевые проблемы района, требующие решения для достижения высокого уровня развития и на решение которых будет направлена стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Порховский район» представлены в таблице 3:

 

 Таблица 3

Информация о работе Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»